Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)
ify">     Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

     Первая  группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее на сцене, отвечать на обращение артистов, благодарить их с помощью аплодисментов).

     Вторая  группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций. Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно вести куклу или фигурку героя в игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

     Третья  группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

     Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформления спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления атрибутов для игры.

     Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

     Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощение задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения образов героев и на этапе анализа результатов игры. Детей подводят к тому, что одного и того же героя или ситуацию можно сыграть по - разному. Использовать поощрения детей. «Постоянное поощрение детей, способствующее поиску и созданию различных вариантов образа, дает возможность вместе с детьми выбрать наиболее яркие и удачные из них. Нужны доверительные отношения в творческом процессе, эмоциональная и духовная общность между детьми в коллективе, т.к. деятельность одного ребенка является частицей творческого процесса всего коллектива. Атмосфера доброжелательности, доверия, взаимной поддержки придает детям уверенность в своих  силах».3 

     Старшая группа (5-6 лет)

     В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развитие воображения позволяет детям  сочинять оригинальные истории. Продолжает развиваться устойчивость. Распределение, переключаемость внимания. Продолжает совершенствоваться речь, развивается ее интонационная выразительность, лексика становится богаче.

     Дети  продолжают совершенствовать свои исполнительские  умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

     «Исследования психологов (В.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.) свидетельствуют, что ко времени поступления в  школу восприятие ребенка достигает  высокого уровня. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что с одной стороны им свойственна гибкость воображения, а с другой – у них мало личного опыта, не развит художественный вкус, низок уровень общения».4

     В этом возрасте проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками и т.д.» Используются мимические этюды, этюды память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре - контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений. От игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является артист – к игре, в которой представлен комплекс позиций: артист, режиссер, сценарист, оформитель, костюмер. При этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных возможностей.

     Новым аспектом совместной деятельности взрослого  и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство со значением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства.

     Происходит  углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры - драматизации и режиссерской игры. Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, тростевых кукол.

     Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок – басен о животных). Игра - фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры с продолжением. Они осваивают игру в театр.

     Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

     Первая  группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как умного, доброго советчика.

     Вторая  группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

     Третья  группа обеспечивает становление позиции «режиссер- сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

     Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя – костюмера (способность обозначать место сцены и зрительного зала.) Отбирать и творчески использовать предметы -заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов. Изготавливать афиши и приглашения.

     Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу и при анализе результатов театрализованной постановки.

     Дети  более ярко и разнообразно проявляют  самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.

     На  конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что лучшая импровизация всегда подготовлена. Подготовка достигается наличием опыта, умением интерпретировать содержание текста, осмысливать образы героев. 

     Подготовительная  группа (6-7 лет)

     « В исследованиях Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, В.С. Мухиной, Н.П. Саккулиной, Е.А. Флериной по вопросам развития детского творчества отмечается, что к концу старшего дошкольного возраста сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы. Нахождение новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных средств и материалов.

     В практической деятельности (пение, рисование, игры - драматизации, танцы) развитие идет от подражательных средств к проявлению попыток самостоятельного переноса приобретенного на занятиях художественного опыта в свою повседневную жизнь, к творческой инициативе».5

     Внимание  становится произвольным. Развивается  связная речь. Развиваются навыки обобщения и рассуждения.

     У дошкольников 6-7 лет игра- драматизация часто становится спектаклем, в котором  они играют для зрителей, а не для себя. Им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а  ребенок заставляет их действовать  и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

     Для лучшего понимания литературного  произведения Д. В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной  лесенки». Дети должны расположить  героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы взрослого. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок».

     Программа «Из детства в отрочество»  рекомендует в подготовительной группе наряду с упражнениями на развитие воображения, задания на напряжение и расслабление.

     « Раскованность и свобода, творческое вдохновение приходят, когда педагог всячески стимулирует художественно - творческую активность, стараясь косвенными, наводящими указаниями подвести ребенка к выражению задуманного образа в речевой интонации, в пении, мимике и жестах; в игре звуками; в пластических движениях».6

     Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ строится в соответствии с возрастными особенностями детей. 

     Выводы  по первой главе:

     В результате анализа игровой деятельности, программ по театрализованной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

     1. Ребенок – дошкольник через  основной вид деятельности –  игру познает окружающий мир  и обогащает свой.

     2. Театрализованная деятельность  неразрывно связана со всеми  другими видами деятельности в ДОУ, она синтетична, но в реальной жизни синтетичность часто нарушается.

     3. Все программы и технологии  направлены на развитие творческого  потенциала ребенка, развитие  его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивает выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрального искусства.

     4. Театрализованная деятельность  в ДОУ строится в соответствии  с возрастными особенностями  детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     2.1. Многообразие форм  работы по эстетическому  воспитанию дошкольников  в процессе театрализованной  деятельности 

     Существуют  следующие формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе театрализованной деятельности:

  1. Театрализованное занятие (типовые, доминантные, тематические, комплексные, репетиционные)
  2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, посещение театров
  3. Праздники, развлечения
  4. Самостоятельная театрально-художественная деятельность в повседневной жизни
  5. Мини – игры на различных занятиях
  6. Театрализованные спектакли

     Театрализованное  занятие - организационная форма обучения детей. В работе над театрализацией используются следующие виды занятий:

     -типовое занятие-занятие, которое включает следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку с элементами знакомства с театральным искусством

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности