Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     Программа «Театрализованные занятия в детском саду»

     М.Д.Маханевой.

     Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному  подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.

     «Театрализованные игры в детском  саду» – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С.Петровой.

     Представленные  в технологии игры базируются на креативном принципе в обучении и воспитании (максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности)

     Авторская технология согласована с программой начальной школы «Театр. Познание через игру».

     Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.

     Цель  программы – развитие артистических  способностей детей через театрализованную деятельность.

     «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.

     Театрализованная  деятельность включает работу по двум основным блокам:

     -театральная  азбука

     -театрально - игровая деятельность (игры в  кукольный театр, игры - драматизации, игры - спектакли, мастерим для  театра).

     Программа «Театрализованные  игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»  И.Г.Вечкановой.

     Автором выделены возможности театрализованной деятельности с детьми с недостатками интеллектуального развития.

     Программа «Детство».

     Театрализованная деятельность - интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.)

     Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов; обеспечивают выраженность индивидуальности личности посредством театрального искусства. 

     1.2.3.Организация  театрализованной деятельности  дошкольниками с учетом возрастных особенностей

     Раскроем  особенности содержания работы по развитию театрализованной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

     Младшая группа (3-4 года)

     В возрасте 3-4 лет ребенок ограничивается игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами; у него развивается память и мышление, начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

     Занятия организовываются так, чтобы детям  самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие.

     Текст читает педагог, лучше 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности  детей и последующему возникновению самостоятельности.

     З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности  и легче справляются со многими  задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение  детей, готовят к самостоятельной творческой игре.

     Дети  младшей группы с удовольствием  перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет  пока не могут. Их важно обучить некоторым  способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята, разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры – можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель.

     Формирование  интереса к театрализованным играм  складывается в процессе просмотра  кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалоги героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

     Внимание  детей фиксируется на том, что  в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в  ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

     Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в  которые включается ребенок.

     Ступени усложнения заданий:

     • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте)

     • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей  эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать)

     • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий  медведь идет к домику, храбрый  петушок шагает по дорожке)

     • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

     • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…»)

     • Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые  рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»)

     • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).(см. Приложение №1)

     • Инсценирование фрагментов сказок о  животных («Теремок»).

     • Игра-драматизация с несколькими  персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»)

     У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.

     Обогащение  игрового опыта возможно только при  условии развития специальных игровых умений.

     Первая  группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»)

     Вторая  группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности: мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний; правильно держать и вести куклу или фигурку героя в игре.

     Третья  группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

     Деятельность  воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с куклами, затем в совместные с взрослыми импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр.

     В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно -игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.)

     Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивая ребенка в игру.

     Средняя группа (4-5 лет)

     «Для  детей 4-5 лет характерны следующие особенности художественного развития:

     - направленный интерес к музыке  и театрализованной деятельности, что проявляется в элементарных  эстетических оценках;

     - возросшая познавательная и слушательская  активность, глубина эмо - циональных  переживаний;

      - появляются элементы самостоятельности  в театрализованной деятельности.

     В этом возрасте у детей должны сформироваться основы выразительных средств (интонация, мимика, жест).

       Происходит дальнейшее накопление  познавательного и предметно  - практического опыта детей: они различают эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению; а также учатся отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестом. У детей совершенствуется слух, что выражается в относительно точном запоминании попевок, мелодий, текста произведений, отдельных выразительных интонаций».2

     В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение и дикция.

     Происходит  постепенный переход ребенка  от игры  «для себя» к игре, ориентированной  на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны. От создания в игре- драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

     В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация (игры - драматизации и режиссерские).

     Дети  учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух - четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

     С группой наиболее активных детей  целесообразно драматизировать  простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными – драматизировать  произведения с небольшим количеством  действий.

     Усложняются методы и приемы, используемые в  младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я – петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка. Как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!», настольный театр. Для самостоятельного показа рекомендуются произведения «Репка», «Теремок», «Колобок». Для показа воспитателем – «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух». Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.

     В работе с детьми используются:

     •многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси - лебеди»)

     • игры-драматизации по текстам рассказов  на темы «Труд взрослых»;

     • постановка спектакля по произведению.

     Содержательную  основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было».

     Расширение  игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте пяти лет ребенок  осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу года и с ширмой), театр ложек и пр.

     Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной  деятельности, когда ребенок импровизирует  на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси.»)

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности