Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     -доминантное  - занятие, где доминирует один из вышеуказанных видов деятельности

     -тематическое - занятие, объединенное одной темой, например «О собаках и кошках»

     -комплексное  - занятие, где объединены несколько видов художественной деятельности (театр, хореография, поэзия, живопись, музыка)

     -репетиционное  - занятие, на котором проходит прогон спектакля

     Совместная  театрализованная деятельность взрослых и детей проходит на репетиционных занятиях, на праздниках, при совместном посещении театров.

     Самостоятельная театрально-художественная деятельность детей проходит в свободное от занятий время. Дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу. Ребята рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставки своих работ. Также дети разыгрывают этюды для передачи чувств, эмоционального состояния, проговаривают речевые упражнения, проводят репетиционную работу.

     Мини-игры на различных занятиях. Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, впечатлений (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).

     На  музыкальных занятиях дети учатся слышать  в музыке разные эмоциональные состояния  и передавать их в движениях, жестами, мимикой, слушают музыку к спектаклю.

     На  речевых занятиях у детей через  игры развивается дикция, с помощью  скороговорок, чистоговорок, потешек ведется работа над артикуляцией.

     На  занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказок.

     Праздники и развлечения – особые формы организации детской художественной деятельности. Они соединяют различные виды искусства и оказывают большое воздействие на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». 

     2.2. Требования к их  организации и  проведению праздников  и развлечений  как одной из  форм театрализованной  деятельности

     Подготовка  и проведение праздников и развлечений  является эффективным средством  эстетического воспитания детей дошкольного возраста.  Кроме того, они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

     Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

     Подготовка  к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая  общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

     В основе каждого праздника, развлечения  лежит определенная идея, которая  должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

     Идея  праздника будет донесена до каждого  ребенка, если она раскрывается на доступном  детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

     Желательно, чтобы в программе праздника  гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в  решении одной темы, они увеличивают  силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

     Праздник  несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

     Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном  повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

     Таким образом, праздники и развлечения  в ДОУ оказывают большое  развлекательное и воспитательное воздействие на детей. А если они «театрализовано» оформлены, то доставляют дошкольникам огромную радость и новизну впечатлений. 

     2.3. Методика организации  и проведения праздников  и развлечений

     В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:

     1. Общественно-политические: 1 Мая - день  Весны и Труда, 8 Марта, День  Советской Армии, Праздник Победы.

     2. Бытовые, к которым относятся Новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.

     3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник, праздник Осени.

     Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с красными флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

     В каждом детском саду праздничный  ритуал дополняется своими интересными  находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для  проведения и других видов праздников.

     Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

     Центр новогоднего празднества — сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота  ели обычно настолько захватывает  детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и, конечно, подарки.

     Елка  стоит еще несколько дней в  зале. По просьбе детей обычно повторяются  фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

     Потом елку выносят на участок. Там она  стоит еще некоторое время, с  новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега  зверушек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

     Темами  сезонных праздников являются жизнь  и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени и цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверушек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

     Летний  праздник обычно проводится в форме  концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой.

     Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые  ими успехи в развитии.

     Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

     Работа  педагогического  коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника.

     Ответственность за подготовку и проведение праздника  лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

     Праздник  является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.

     Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь  же определяется работа по углублению впечатлений детей в «послепраздничные» дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

     Виды  и содержание вечеров  развлечений

     В  детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня.

       По характеру участия  в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:

     1. Вечера развлечений, подготовленные  силами взрослых для детей.

     2. Вечера, подготовленные силами детей.

     3.Смешанные  вечера развлечений, в которых  принимают участие и взрослые, и дети.

     По  форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов:

     - зрелищного характера 

     - концерты и тематические вечера

     - детской самодеятельности 

     - вечера-забавы 

     - спортивные развлечения

     Многообразие  вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих  воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

     На  вечерах зрелищного характера инсценируются  знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности