Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     Педагоги  и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, аппликация) в игровой деятельности.

     Театрализованные  игры включаются и в процесс овладения  решением задач. Например, задач - драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание.

     Театрализованная  игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы.

     Театрализованные  игры также используются в повседневной жизни детского сада.

     Таким образом, синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать сценическое искусство и осуществлять разные творческие действия.

     Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной  сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:

     • у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера  и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

     • наблюдается бессистемность и поверхностность  ознакомления с театром в детском  саду и в семье, что формирует  у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний;

     • театрализованные игры детей характеризует  примитивность и «свернутость»  импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности;

     • отсутствует готовность педагогов  к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности. 

     1.2.1. Классификация театрализованных игр

     Театрализованную  игру Л.В.Артемова делит на две группы: игры-драматизации и режиссерские.

     В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре -драматизации ребенок исполняет какой - либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

     Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища. Их называют театрализациями.

     Виды  драматизации:

     - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

     - ролевые диалоги на основе  текста;

     - инсценировки произведений;

     - постановки спектаклей по одному  или нескольким произведениям;

     - игры-импровизации с разыгрыванием  сюжета без предварительной подготовки.

     Драматизации  основываются на действиях исполнителя, который может  использовать куклы.

     Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

     Игры-драматизации с пальчиками (см. Приложение № 3)

     Атрибуты  ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

     Игры-драматизации с куклами бибабо (см. Приложение № 3)

     В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют  на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

     Импровизация.

     Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры - драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно - ролевой игры.

     В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е. Кравцова).

     «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются мимика и интонация, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

     Важная  особенность этих игр состоит  в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок – режиссер приобретает умение «видеть целое  раньше частей», которое согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

     Режиссерские  игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта или спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

     Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии  с разнообразием  театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, театр на фланелеграфе и др.) (см. Приложение №3)

     Настольный  театр игрушек.

     Используются  игрушки, поделки, которые устойчиво  стоят на столе и не создают  помех при передвижении.

     Настольный  театр картинок.

     Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его  настроение передаются интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

     Стенд-книжка.

     Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда - книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

     Фланелеграф.

     Картинки  или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

     Теневой театр.

     Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи  и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают  тени на экран. Изображение можно  получить и при помощи пальцев  рук. Показ сопровождается соответствующим звучание.

     Первые  театрализованные игры проводит сам  воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие  упражнения и игры, в которых педагог  становится партнером в игре и  предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации. Лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывание.

     Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении  с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, обязательна мягкая обувь или чешки.

     Для правильной организации театрализованных занятий с дошкольниками рекомендуется  учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).

     1. Содержательность занятий, разнообразие  тематики и методов работы.

     2. Ежедневное включение театрализованных  игр во все формы организации  педагогического процесса, что сделает  их такими необходимыми, как дидактические  и сюжетно - ролевые.

     3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

     4. Сотрудничество детей друг с  другом и со взрослыми.

     5. Подготовленность и заинтересованность  воспитателей. Все игры и упражнения  на занятии подобраны таким  образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику.(см. Приложение№2)

     В группах детского сада рекомендуется  организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них  отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым  театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов.

     В уголке располагаются:

     - различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый,  театр на фланелеграфе, марионеточный  и др.);

     -реквизит  для разыгрывания сценок и  спектаклей (набор кукол, ширмы  для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

     -атрибуты  для различных игровых позиций:  театральный реквизит, грим, декорации,  стул режиссера, сценарии, книги,  образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокли, деньги, номерки;  виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал.

     Таким образом, игра-драматизация рассматривается  в рамках театрализованных игр как  входящая наряду с режиссерской игрой  в структуру сюжетно - ролевой  игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно - ролевая, т.к. для ее организации не требуется высокого уровня игрового общения, необходимого для сюжетно - ролевых игр.

     Театрализованные  игры дают детям яркие художественные впечатления, побуждают принимать  активное участие в развлечениях и праздниках. 

     1.2.2.Содержание  работы по театрализованной деятельности дошкольников

     В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.

     Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт - фантазия» Э.Г. Чуриловой.

     Содержание  программы позволяет стимулировать  способность детей к образному  и свободному восприятию окружающего  мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь, параллельно с традиционным восприятием расширяет и обогащает его.

     Программа состоит из пяти разделов работы с  детьми старшей и подготовительной групп ДОУ:

     1. Театрализованная игра

     2. Ритмопластика

     3. Культура и техника речи

     4. Основы театральной культуры

     5. Работа над спектаклем

     Программа «Театр – творчество – дети: играем в кукольный театр»

     Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка и его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

     Программа состоит из четырех разделов, соответствующих  возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности