Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

На занятии логопед  раздал детям конверты с картинками, на которых изображены предметы мужского и женского рода в единственном и  множественном числе.

Дошкольники поднимали  те картинки, про которые можно  сказать:

«Мой» (мяч, попугай, ключ, цветок);

«Моя» (сумка, собака, тетрадь, белка);

«Мои» (книги, кошки, стулья, рыбки).

Затем объясняли свой выбор: «У меня мяч. Это он. Я про  него скажу: мой мяч. У меня сумка. Это она. Я про нее скажу: моя  сумка. У меня книги - это они. Я  про них скажу: мои книги». Дети с заданием справились.

Перед прогулкой, когда  дошкольники вошли в раздевалку, они увидели, что их одежда лежит  в одной куче. Воспитатель дала задание: взять каждому предметы своей одежды и назвать их, используя  маленькие слова «мой, моя, мои». Дети разбирали одежду и произносили:

Это моя куртка. Это  мой шарф.

Это моя кофта. Это  мои перчатки.

Все дети практически  усвоили притяжательные местоимения, теперь необходимо было соединить их в грамматические конструкции для  спонтанного пользования.

Приведем фрагмент занятия, цель которого практическое употребление в речи грамматических конструкций  с притяжательными местоимениями (мой, моя, мои).

В гости к детям  пришла Машенька из сказки «Три медведя».

Логопед выставил на стол персонажей сказки «Три медведя» (настольный театр) и произнес:

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в  дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький  сломала.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она  решила пойти к медведям, отнести  им подарки и угощения.

- Дети, что любят  медведи? (мед и малину).

Машенька приготовила  бочонок меда и корзину с малиной. Логопед поставил на стол бочонок  меда, корзину с малиной и игрушки (матрешку, мозаику, пирамидку, мячик, стульчик).

- Ребята, сегодня мы  побываем в гостях у медведей  и понаблюдаем, что было дальше.

Машенька прощение у них попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка рассматривать подарки  и спрашивает: «Теперь это будет  мой мозаика? Это моя мячик?». Научим Мишутку правильно использовать слова.

Дети исправляли вопросы  Мишутки («моя мозаика», «мой мячик», «мои игрушки»), называли другие предметы, которые  логопед показывал (мой домик, мой  мишутка, мой стульчик, мой стол; моя ложка, моя чашка; мои медведи, мои стулья, мои столы) [33].

На индивидуальные занятия логопед вынес составление  данных грамматических конструкций  только с Димой, так как он допускал ошибки в ходе фронтального занятия.

Таким образом, дошкольники  свободно пользовались притяжательными  местоимениями, и логопед перешел  к обучению детей умению правильно  задавать вопросы: Чей? Чья? Чьи? И соотносить их с изученными местоимениями.

Для этого каждый ребенок  принес из дома свою любимую игрушку. Логопед разложил игрушки в два  ящика, а дети разделились на две  команды по три человека. Первая команда задавала вопросы второй, показывая игрушки:

Это чей грузовик?

Это чей самолет?

Это чья машина?

Дети второй команды  отвечали:

Это мой грузовик.

Это мой самолет.

Это моя машина.

Затем вторая команда  задавала вопросы, а первая отвечала.

Дошкольники без труда  составили предложения, употребляя категории притяжательных местоимений (Я принес в детский сад мою  любимую машинку. В ящик положили мой маленький самолет. Дети рассматривали мой грузовик).

На последующих  фронтальных занятиях логопед включал  игры «Волшебные часы», «Скажи правильно», «Исправь ошибку», «Сделай правильный выбор», целью которых было закрепление  притяжательных местоимений [50].

Таким образом, продолжив  работу над грамматическими конструкциями, логопед научил дошкольников образовывать и употреблять в речи категории  притяжательных местоимений (мой, моя, мои) в сочетании мужского и женского рода, единственного и множественного числа существительных.

4.6. Применение дидактического  материала при обучении построению  простых предложений и их распространении.

С начала обучения коррекционная  работа проводилась по накоплению словарного запаса, обучению практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени, образованию  категорий притяжательных местоимений, параллельно с этой работой логопед  обучает детей построению простых  предложений и их распространению. Для того, чтобы абстрактное понятие «предложение» стало доступно дошкольникам, логопед использовал различный дидактический материал. 

СтрПри обучении дошкольников построению простых предложений, логопед следил за порядком слов в предложении, за правильным согласованием глагола в лице и числе с существительным (что составляет основу предложения), широко использовал прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, определений, дополнений.

Отвечая на вопросы  логопеда: «Кто? - девочка, дети, бабушка; что делает(ют)? - рисует, играют, пишет», дети составляли простые предложения с опорой на схему (Девочка рисует. Дети играют. Бабушка шьет. Мальчик пишет).

Затем модель предложения  усложнялась. Логопед учил детей  распространять простые предложения  с помощью дополнений, однородных подлежащих и сказуемых, при этом активно используя схемы предложений.

Он проводил игру «Скажи, что делает твой друг». Логопед выбирал  ведущего и тихо давал ему несколько  заданий, которые он должен выполнить (открыть дверь, взять мяч, вытереть стол). Остальные дети внимательно наблюдали за выполняемыми действиями и говорили, что делает их друг (Денис открывает дверь. Денис берет мяч. Денис вытирает стол).

Затем условия игры усложнялись. Ребенок выполнял ряд  последовательных действий, а дети говорили, что он делает (Денис встал, взял лейку, полил цветы).

Логопед формировал у  детей умение самостоятельно задавать вопросы. Он показывал картинки детям. Они обсуждали их, а затем задавали друг другу вопросы:

- Вова, что лежит  на столе? (На столе лежит книга,  тетрадь, карандаш).

- Саша, что висит  на вешалке? (На вешалке висит  куртка, пальто, плащ).

После того, как дошкольники  справились с данным заданием, логопед  продолжал их учить распространять предложения, дополняя определениями. В игре «Узнай, что мы загадали»  один ребенок назначался водящим  и выходил за дверь. Остальные  дети вместе с логопедом загадывали какой-нибудь знакомый предмет, фрукт, овощ (морковь), каждый придумывал, какое  определение он назовет. Входил водящий, и дети начинали говорить про задуманный предмет: «Она оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная». Водящий угадывал, что это морковь и получал  поощрительную фишку. Выигрывал  тот, у кого больше набиралось фишек.

Для составления рассказа-описания овощей логопед использовал схему  и муляжи. Сначала он показывал  простую схему для описания овоща  по форме и цвету. На схеме был  изображен круг и полоска зеленого цвета. Дети выбирали из предложенных овощей тот, который подходил к схеме, и описывали его (Капуста круглая, зеленая).

Затем логопед предлагал  детям более подробную схему, в которой были условные обозначения  цвета, формы, величины, вкуса, места  произрастания, того, что можно приготовить  из данного овоща. Дети самостоятельно составляли рассказ-описание, используя  муляжи: «Болгарский перец зеленый, треугольный, маленький; на вкус - сладкий. Он растет в огороде, на грядках. Его  можно есть сырым, из него можно приготовить  икру, добавлять в борщ или суп».

Используя схемы как  наглядную опору, дети лучше и  быстрее подбирали точные признаки, обращали внимание на свойства, качества предметов, их действия.

Для закрепления материала  логопед предложил детям лото с изображением нескольких овощей (3 огурца, 2 помидора, 1 луковица). Дети составляли предложения, используя грамматическую конструкцию согласования числительного  с прилагательным и существительным:

Мальчик сорвал с грядки 3 зеленых, спелых огурца.

Мама купила на рынке 2 красных, сочных помидора.

Таким образом, дети усваивали  простые распространенные предложения. Затруднения испытали в построении простых распространенных предложений  Денис и Рома.

Далее логопед показывал  дошкольникам сюжетные картинки, а  дети составляли предложения:

Жук сел на белую  ромашку.

Саша идет с удочкой  на рыбалку.

Медведь зимует в большой  берлоге.

Потом логопед предложил  игру «Доскажи словечко»:

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый…(кот).

Мышь осталась без  хвоста,

Убегая от …(кота).

А теперь и за версту

Не приблизится  к … (коту).

Крыса старая, и та, видя грозного … (кота),

Убежит скорей под  дом,

Чтоб не встретиться  с … (котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о … (коте).

На предыдущих занятиях дошкольники хорошо усвоили некоторые  грамматические конструкции, поэтому  они свободно пользовались ими при  составлении простых распространенных предложений. Немаловажную роль в обучении построению простых распространенных предложений сыграл дидактический  материал: схемы для составления  предложений, схемы составления  рассказов-описаний, предметные картинки, сюжетные картинки.

По мере того, как  дети овладели умением составлять простые  распространенные предложения, логопед  приступил к обучению детей составлению  разных видов сложных предложений.

4.7. Практическое усвоение  конструкций сложных предложений.

После усвоения детьми предшествующего материала и  многократного закрепления его, логопед приступил к обучению детей применять грамматические конструкции в сложных предложениях.

Первоначально логопед  отрабатывал с детьми структуру  сложносочиненного предложения, используя  соединительный союз «и» (На улице идет дождь и дует ветер) и грамматическую конструкцию существительное + глагол (идет дождь, дует ветер).

На фронтальном  занятии логопед обратил внимание детей на изменения, происходящие в  природе весной, и выставил на доску  серию картин «Весна».

Дошкольники внимательно  рассматривали их, потом логопед  провел беседу. Он учил детей составлять сложные предложения с союзом «и», задавая вопросы по картинкам. Логопед следил за ответами детей:

- Какое время года  изображено на картинках? (На картинках  изображена весна).

- Что происходит  со снегом весной? ( На улице стало тепло, и начал таять снег. Побежали ручьи и появились проталины).

- Какие изменения  произошли с деревьями? (На деревьях  появляются почки и распускаются  листья)[40].

Все дети испытывали трудности при составлении сложных  предложений, логопед активно помогал  им. На вечерних занятиях воспитатель  продолжал учить детей составлять сложные предложения по картинкам  «Прилет птиц», «Лес весной». Вова, Игорь  и Дима стали самостоятельно составлять сложные предложения, но иногда допускали  ошибки.

Далее логопед учил дошкольников составлять сложносочиненные предложения с разделительным союзом «а».

Для составления такого рода предложения логопед использовал  две сюжетные картинки. Сначала дети составляли простые предложения  по этим картинкам: «Мама моет грязную  посуду. Девочка вытирает голубую тарелку». Затем они соединяли два предложения в одно при помощи союза «а»:

Мама моет грязную  посуду, а девочка вытирает голубую тарелку.

Ваня рисует большую  лошадь, а Дима раскрашивает маленького зайца.

Получившиеся сложносочиненные предложения дети проговаривали  хором.

Далее дошкольники  учились составлять сложные предложения, в которых первое предложение  начинается словом «сначала», а второе предложение словами «а потом» (Сначала  лил сильный дождь, а потом  выглянуло солнышко).

На фронтальном  занятии логопед проводил целенаправленные игры («Все наоборот»,»Угадай, где ошибка»).

В игре «Угадай, где  ошибка» логопед неправильно  произносил предложение:

Сначала Катя прочитала  книгу, а потом мама купила её.

Дети находили ошибку и исправляли её:

Сначала мама купила книгу, а потом Катя прочитала  её.

При проведении игры логопед отметил, что дошкольники  усвоили последовательность действий, а значит, практически усвоили  конструкции сложноподчиненных  предложений.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи