Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

В дальнейшем данный материал закреплялся на вечерних занятиях с воспитателем, с применением  разнообразных приемов, наглядного и раздаточного материала.

На следующем этапе  логопед учил детей правильно  строить сложноподчиненные предложения, которые начинаются со слов «я хочу», и выражают желания через союз «чтобы» (Я хочу, чтобы мы пошли  в цирк).

В работе логопед использовал  игру «Чего хочешь ты?». Дети принесли на занятие свои любимые игрушки, расставили их, сели полукругом и стали  играть, а логопед исправлял предложения, которые они составляли:

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.

Я хочу, чтобы Саша взял машинку и показал её мне.

Воспитатель на вечерних занятиях по заданию логопеда проводил с детьми такие игры, как «Что тебе сказали по телефону?», «Угадай, что я хочу», которые направлены на закрепление изученного материала.

Обучая детей составлять предложения с союзом «чтобы», логопед  использовал сюжетные картинки «Зимние  забавы».

Дети придумывали  сложные предложения со словом «чтобы»  по вопросам, которые задавал логопед:

Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы  кататься).

Для чего дети катают снежный ком? (Дети катают снежный  ком, чтобы построить снежную  бабу).

Для чего дети поливают горку водой? (Дети поливают горку  водой, чтобы она была скользкая) [16].

Дошкольники медленно усваивали этот речевой материал. Особые трудности этот материал вызывал  у Дениса и Ромы. Им тяжело давалось практическое усвоение данных конструкций.

Далее на фронтальных  занятиях логопед учил детей грамматически  правильно строить сложноподчиненные  предложения с союзом «потому  что» (Мальчик заплакал, потому что  улетел шарик).

Для этого на занятии  он использовал снова вопросно-ответную форму речи. Сначала дети проговаривали  только вторую часть предложения, которая  является ответом на поставленный вопрос:

Почему мама сидит  такая грустная? (Потому что она  устала).

Почему литья опадают  с деревьев? (Потому что наступила  осень).

Затем сложное предложение  проговаривалось целиком:

Мама сидит такая  грустная, потому что она устала.

Листья опадают  с деревьев, потому что наступила  осень.

Логопед проводил игру «Правильно-неправильно» и проверял, понимают ли дети причинно-следственные связи. Дети исправляли ошибки:

Пошел дождь, потому что  я взял зонт.

(Я взял зонт, потому  что пошел дождь).

Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

(Птицы улетели  на юг, потому что наступила  осень).

В коррекционной работе логопед применял различные приемы и методы, наглядные пособия и  раздаточные материал, проводил игры и упражнения, включая отработанные грамматические конструкции в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Таким образом, дошкольники  научились правильно составлять различные типы сложных предложений, однако очень редко употребляли  их в самостоятельной речи, поэтому  потребовалось много времени, тренировочных  упражнений и активной помощи воспитателей и родителей.

4.8. Помощь воспитателей  и родителей при закреплении  сформированных лексико-грамматических  конструкций.

В процессе коррекционной  работы логопед работал в тесном контакте с воспитателями и родителями, которые закрепляли речевые навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях.

Логопед систематически информировал воспитателей об успехах  или недочетах детей на занятиях, для того чтобы в группе к речи детей предъявлялись посильные  требования.

На общеобразовательных  занятиях и в режимные моменты  воспитатель контролировал речевую  активность детей, следил за правильным использованием поставленных или исправленных звуков. Особое внимание он обращал  на то, как дети используют в своей  речи лексико-грамматические конструкции.

В процессе изучения разнообразного материала на занятиях, воспитатель закреплял в речи детей отработанные логопедом грамматические конструкции, включающие:

- существительные  в форме единственного и множественного  числа (стул-стулья, лопата-лопаты, город-города);

- глаголы единственного  и множественного числа настоящего  и прошедшего времени (мальчик  бежит, мальчики бегут, мальчик  бежал, мальчики бежали;

- притяжательные местоимения  (мой кубик, моя кукла, мои  игрушки);

- предложно-падежные  категории (Я был в лесу. Девочка сидит на стуле. Мяч лежит под шкафом);

- конструкции простых  и сложных предложений.

Для этого он использовал  следующие игры: «Один-много», «Сейчас  -давно», «Скажи правильно», «Он и мы», «Опиши предмет».

Затем воспитатель  продолжал составлять с детьми простые  и сложные предложения с опорой на вопросы, картинки, схемы, демонстрацию действий.

Воспитатель обращал  внимание детей на окончания существительных, глаголов, прилагательных, следил за правильным согласованием и расположением  слов в предложениях.

Специфика работы воспитателя  в группе для детей с общим  недоразвитием речи включала в себя организацию и проведение занятий  по заданию логопеда.

Ежедневно, в специальной  тетради для вечерних занятий  воспитателя, логопед записывал  задания и упражнения, которые  воспитатель выполнял с указанными детьми. В эти задания включалась отработка отдельных артикуляционных  упражнений; заучивание специально подобранных  логопедом слов, предложений, стихотворений, коротких рассказов на закрепление  поставленных звуков; проговаривание различных лексико-грамматических конструкций на материале словосочетаний, предложений; выполнение заданий на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; общей и мелкой моторики.

На протяжении учебного года логопед проводил беседы, консультации, семинары с воспитателями группы, показывал открытые занятия. Он рассказывал  им о необходимости обращать внимание на построение лексико-грамматических конструкций детьми, какие приемы и методы нужно использовать на занятиях и в режимные моменты. Логопед  информировал, как упражнять детей  в составлении разных типов предложений  и развивать лексико-грамматические конструкции с помощью различных  игр.

Благодаря совместной работе логопеда и воспитателей были замечены значительные улучшения в  речи детей. Они научились правильно  произносить некоторые звуки  речи, употреблять слова в нужной грамматической форме, словарный запас  стал значительно шире. Дети научились  вести диалог и связно рассказывать.

Помимо воспитателей значительную помощь в формировании звукопроизношения и лексико-грамматических конструкций оказали родители.

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью комплексного коррекционного процесса. Она проводилась с первых дней пребывания ребенка в группе.

Постоянная связь  логопеда с родителями проходила  посредством индивидуальной тетради  ребенка, где записывался речевой  материал для проговаривания и заучивания, выдавались карточки для автоматизации  звуков, развития фонематического слуха  и закрепления отдельных грамматических конструкций. Дома родители вместе с  детьми проговаривали записанное логопедом  задание, заучивали стихотворения, пересказывали рассказы, составляли рассказы с опорой на план или схему, из личного опыта, описывали любимую  игрушку.

Логопед консультировал родителей, как проводить систематические  занятия, осуществлять контроль над  речью детей, следить за четким произношением, обращать внимание на грамматически  правильное употребление слов и построение предложений.

Логопед проводил цикл бесед для родителей по тематике, связанной с уровнем развития лексико-грамматических конструкций («Описываем игрушку», «Игра - лучший помощник в  занятиях с детьми дома», «Мы учим детей рассказывать», «Как учить  запоминать стихотворения»).

На протяжении учебного года систематически проводились консультации, обучающие семинары-практикумы по темам: «Как развивать лексико-грамматический строй у детей с общим недоразвитием  речи», «Как правильно составлять рассказ  по серии картинок».

В детском саду №12 оформлен стенд для родителей, где  размещена полезная информация по формированию и совершенствованию речи детей.

При необходимости  проводились утренние пятиминутки, когда родители задавали логопеду любые  вопросы, связанные с исправлением нарушений речи.

Активная и сознательная помощь родителей значительно сократила  сроки работы над улучшением речи детей и дала положительные результаты.

После проведения исследовательской  работы, которая проходила с дошкольниками  группы ОНР на протяжении всего года, был подведен итог и дан сравнительный  анализ результатов эксперимента. Было проведено повторное обследование детей.

Дошкольники экспериментальной  подгруппы успешно усвоили коррекционную  программу старшей группы. У них  отмечался в целом возросший  уровень речевых навыков.

Произносительная  сторона речи в значительной степени  сформирована. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков встречаются  при выполнении усложненных заданий. Нарушения иногда встречаются в  воспроизведении наиболее трудных  или малознакомых слов.

Объем обиходного словаря  приближается к норме. Отмечается тенденция  роста количества слов, появление  однородных членов, входящих в структуру  распространенного предложения.

В самостоятельной  речи дети научились использовать различные  грамматические конструкции. Они употребляют  формы множественного числа существительных, глаголы прошедшего времени. Свободно пользуются притяжательными местоимениями.

Простые предложения  дети строят грамматически правильно. Структура сложносочиненных предложений  в ряде случаев оказывается упрощенной. Дошкольники еще путаю сложноподчиненные  союзы («потому что»). понимая зависимость между отдельными событиями, они не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения (Карандаш сломался, как я много рисовал). Связная речь детей стала намного лучше.

Для сравнения мы взяли  результаты обследования контрольной  группы, где формированию лексико-грамматических конструкций не предавалось особого  значения, и оно было не систематичным, и составили диаграмму №2. Показатели экспериментальной группы оказались  выше.

Диаграмма № 2

Результаты  контрольного обследования речи дошкольников в  группе ОНР.

Однако остались недочеты в дифференциации простых предлогов, употреблении сложных предлогов, сложных  предложений. Поэтому коррекционная  работа будет продолжена на втором году обучении, аналогично при усложнении речевого материала, использовании  различных методов и приемов, при участии воспитателей и помощи родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое  проявление речевой аномалии, при  которой нарушены или отстают  от нормы основные компоненты речевой  системы: фонетический, лексический  и грамматический строй.

В настоящее время  основной контингент специальных логопедических групп составляют дети преимущественно  с III уровнем общего недоразвития речи.

У этих дошкольников представления об окружающем мире значительно  беднее, чем у правильно говорящих  детей. Обиходная речь менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, но имеются отдельные пробелы в развитии всех компонентов речи.

Имеющиеся нарушения  в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Дошкольники  испытывают затруднения в словоизменении, выявляется неточность употребления лексико-грамматических конструкций. Они допускают большое  количество ошибок на управление, согласование различных частей речи. Эти ошибки отражаются и в связной речи.

Поэтому в экспериментальной  работе особое внимание уделялось формированию лексико-грамматических конструкций, так как правильное их употребление делает связную речь дошкольников более  художественно оформленной.

В течение 2006-2007 учебного года в МДОУ детский сад №12 «Солнышко» ст. Выселки Выселковского района в группа ОНР I год обучения проводилась исследовательская работа по теме «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи». В эксперименте участвовала подгруппа, состоящая из шести дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Проанализировав специальную методическую литературу, была определена последовательность коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций в речи детей, которая строилась по онтогенетическому принципу. Для обследования речи детей мы использовали методику Л.Ф. Спировой, а обследование лексико-грамматического строя речи проводили, используя методику Т.П. Горюновой.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи