Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

Для постановки правильного  диагноза и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а  в дальнейшем определения направлений  коррекционной работы, необходимо провести полное обследование речи и невербальных процессов дошкольников.

Для изучения речи детей  была выбрана методика обследования, предложенная в работе Л.Ф. Спировой «Приемы выявления речевых нарушений  у детей» [45].

Обследование лексико-грамматического  строя речи наиболее полно представлено в методике Т.П. Горюновой, В.С. Минашиной, Н.И. Серебровой [7].

В данной методике описывается  обследование речевых возможностей детей.

Важно исследовать  понимание речи ребенком. Отмечается объем пассивного словаря и точность понимания значений слов. Проверяется  умение различать грамматические формы  словоизменения и словообразования, а также понимание словосочетаний и простых предложений.

В процессе обследования словарного запаса выясняется объем  предметного (объяснение значения слов; показ и называние частей предметов, уровень обобщений) и глагольного  словаря (называние профессиональных и других различных действий), а  также словаря признаков (называние  цвета и формы; подбор определений  к слову).

При обследовании грамматического  строя речи проверяется умение детей  использовать в самостоятельных  высказываниях существительные  и глаголы единственного и  множественного лица, изменять существительные  по родам, падежам, согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже. Особое внимание уделяется употреблению простых  и сложных предлогов.

Для обследования состояния  связной речи ребенку предлагается пересказ текста, составление рассказа по сюжетной картине и серии сюжетных картин.

Познакомившись с  методикой обследования, мы приступили непосредственно к проведению логопедического  обследования детей экспериментальной  группы.

3.3. Логопедическое  обследование детей в группе  ОНР.

Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось  с 1 по 15 сентября.

Логопедическое обследование проводилось индивидуально с  каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дней в просторном, изолированном  от шума помещении. В ходе обследования все результаты были зафиксированы  в речевой карте. Логопед начал  обследование с изучения специальной  документации: заключения медико-психолого-педагогической комиссии и медицинской карты ребенка. На этом же этапе логопед изучил анамнестические данные ребенка, которые выяснил из беседы с родителями. Сведения, сообщенные родителями, помогли логопеду разобраться в причине недоразвития речи у каждого ребенка. Из беседы с родителями логопед выяснил особенности раннего физического, психического и речевого развития ребенка. При опросе родителей он предлагал следующие вопросы:

- Когда у ребенка  появились гуление, лепет, первые слова и фразы?

- Не прерывалось  ли речевое развитие?

- Как протекало  физическое развитие ребенка  (когда стал держать голову, сидеть, вставать, ходить)?

- Обращались ли  они ранее к логопеду?

- Если обращались, то, как долго длились занятия?  Их результативность.

Для того, чтобы выявить особенности речевой деятельности ребенка, установить контакт с ним, выяснить его интересы и особенности личности, логопед провел беседу:

- Как зовут тебя?

- Сколько тебе лет?

- Есть ли у тебя  брат, сестра? Расскажи о них.

- Где ты живешь? Назови свой адрес.

- Где и как ты  отдыхал (а) летом?

- Какая твоя любимая  сказка? О чем она?

Все дети вступили в  контакт с логопедом. Он обратил  внимание на ответы детей. Саша, Игорь  и Дима отвечали однословными предложениями. Денис, Рома и Вова пользовались простой  фразовой речью.

Для определения общего звучания речи, он предложил ребенку  рассказать любимое стихотворение  или составить небольшой устный рассказ по картине «Лето в  лесу». Во время рассказывания стихотворения  логопед установил у детей  отклонения, имеющиеся в произношении звуков, общую внятность их речи, ее темп, плавность. Он отметил, что  у всех детей нарушено звукопроизношение, речь недостаточно внятная.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения  возможных причин дефекта звуковой стороны речи детей. Логопед провел осмотр органов артикуляции (губ, зубов, челюстей, прикуса, языка, подъязычной связки, твердого и мягкого неба). Он не обнаружил у детей сложных аномалий в строении.

Артикуляционную моторику у детей логопед обследовал, предлагая  им следующие задания для:

- нижней челюсти  (открыть широко рот; закрыть  рот; попеременно открыть - закрыть  рот; подвигать нижней челюстью  из стороны в сторону);

- губ («Улыбка»  с оскалом резцов; попеременно  «Трубочка» и «Заборчик» под  счет);

- языка (высунуть  язык, удержать по средней линии;  сделать язык широким («Лопатка»), узким («Иголочка»), попеременно  широким - узким; поднять кончик  языка за верхние резцы, опустить  за нижние резцы; узким кончиком  языка коснуться правого, затем  левого углов рта);

- мягкого неба (покашлять  с открытым ртом; произнести звук А с широко открытым ртом).

При выполнении различных  артикуляционных упражнений, логопед  наблюдал у детей некоторые трудности. В переключении с одного движения на другое затруднялись Саша, Рома, Вова, Дима. Неполный объем движений был  у Игоря, Дениса, Вовы. У всех детей  снижен темп и плавность выполняемых  артикуляционных движений.

В момент обследования общей моторики логопед обращал  внимание на общий вид детей, их осанку, походку, особенности бега, выполнение упражнений с мячом. Он проверил умение детей сохранять равновесие (постоять на левой, затем на правой ноге); выполнять упражнение на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок; левую руку на пояс, правую за спину). При обследовании логопед следил за точностью выполнения упражнений, темпом, координацией, переключаемостью движений с одного на другое. Почти все дети неточно выполняли движения. Логопед отметил у них моторную неловкость, слабую переключаемость, неумение ориентироваться в собственном теле и пространстве.

Особенности мелкой моторики у детей логопед выявлял при  помощи следующих заданий и упражнений:

- собрать палочки  в коробку левой и правой  рукой, мозаику, фасоль, пуговицы  разного размера;

- сжать пальцы в  кулак и разжать; 

- зашнуровать «ботинок»,  нанизать бусинки на леску;

- обвести трафареты  животных, геометрических фигур;

- вырезать по контуру  домики, цветы, бабочки;

- выполнить пальчиковые  упражнения («Коза», «Зайчик», «Пальчики  здороваются», «Замочек», «Игра на  рояле»).

Денис, Дима и Игорь  испытывали трудности при нанизывании  бусинок и вырезывании бабочек  и цветов ножницами. Практически  у всех детей наблюдается нечеткость выполняемых заданий и сниженный  темп, а также медленное переключение от одного движения к другому.

Далее логопед обследовал общее развитие каждого ребенка. Он проверил:

- счет прямой и  обратный в пределах 10 на материале  счетных палочек;

- знание геометрических  фигур - квадрат, треугольник,  прямоугольник, круг (геометрическое  «Лото», «Почтовый ящик»);

- называние детьми  основных и оттеночных цветов, предложенных на карточке;

- выделение четвертого  лишнего предмета по картинкам;

- ориентацию в пространстве: покажи правый, левый глаз; правое, левое ухо; назови предметы, находящиеся  справа, слева, вверху, внизу, впереди,  сзади от тебя;

- ориентацию во  времени: назови части суток,  времена года (по картинкам);

- способность к  логическому мышлению (игра «Бывает,  не бывает», сравнение предметов  (солнце и лампа)).

Дети неодинаково  справились с заданием. У Саши, Ромы и Вовы возникли затруднения при  назывании частей суток. Дима и Игорь  путали левую и правую руку. Денис  неуверенно и медленно считал палочки. Это говорит о том, что общее  развитие детей отстает от возрастной нормы.

Для обследования психических  функций детей логопед использовал  различные игры и задания. Он предложил дошкольникам внимательно посмотреть, назвать и запомнить игрушки (заяц, лиса, медведь, петух, собака, кошка), которые стоят на столе. Затем он убрал игрушки, а дети перечислили их по памяти.

В игре «Найди отличие  на картинке» логопед выявлял  уровень внимания дошкольников. Дети сравнивали две картинки и находили несколько отличий.

Логопед отметил, что  у всех детей снижено восприятие, внимание неустойчивое, ограниченный объем памяти.

Затем логопед обследовал у детей понимание речи. Он просил ребенка выполнить ряд словесных  инструкций: «Подойди к шкафу. Возьми с нижней полки красный кубик. Положи его на стол рядом с карандашами». Логопед отметил, что Дима и Денис  медленно выполняли задание, а остальные  дети с ним справились.

Обследуя состояние  связной речи детей, логопед предлагал  каждому ребенку пересказать  небольшой текст, чтобы выяснить, понимает ли ребенок смысл рассказа, может ли пересказать его в  логической последовательности:

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала  по его туловищу. Лев проснулся  и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил её. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к  дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку  и освободила льва.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, логопед  давал ребенку ряд заданий:

1) разложить картинки, определив, что было вначале,  а что потом;

2) дать имена действующим  лицам;

3) определить время  и место действия;

4) закончить рассказ.

Логопед проанализировал, умение детей составлять рассказ  по серии сюжетных картинок, по картинке, из личного опыта, и отметил наличие  аграмматизмов, затруднения в построении лексико-грамматических конструкций, передаче логической последовательности.

Потом логопед обследовал грамматический строй речи детей  и уделили особое внимание грамматическим конструкциям.

Образование детьми множественного числа существительных логопед  обследовал при помощи картинок: шарф - шарфы, мяч - мячи, рукав - рукава. Логопед  обследовал, как дети употребляют  формы родительного падежа множественного числа существительных. Он задавал  вопросы: «Много чего? - шар - шаров; береза - берез; чашка - чашек.

Логопед проверял, как  дети образовывают существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он называл большие предметы, а  обследуемый ребенок уменьшительную форму этих же слов (стул - стульчик, дом - домик, елка - елочка).

У Саши и Ромы возникли трудности в образовании множественного числа существительных, они вместо слова «мячи» - назвали «мяча». Игорь  и Денис не смогли верно образовать уменьшительно-ласкательную форму слова «ухо».

При помощи предъявленных  картинок (красный шар, голубое платье, маленькое ведро) логопед выяснял умение детей согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе (новые ботинки).

Затем дети считали  предметы (один гриб, два гриба …  пять грибов; одно ухо, два уха …  пять ушей), а логопед допущенные детьми ошибки в согласовании числительных с существительными фиксировал в  речевых картах детей.

При обследовании употребления детьми существительного в разных падежах, логопед предъявлял им картинки с  изображением определенных ситуаций и  предлагал ответить на вопросы:

- Чем девочка кушает  суп? (ложкой)

- Откуда возвращаются  дети? (из леса)

- Где сидит собака? (у забора)

Далее логопед обследовал, как дети понимают и употребляют  простые и сложные предлоги: «Куда  я положил карандаш?( На стол). Откуда я достал кубик? (Из-под стола). Где стоят книги? (В шкафу)».

При обследовании предлогов  выявилось, что особые трудности  испытывают Денис и Рома. Оказалось, что дети путают некоторые простые  предлоги, а сложные предлоги малодоступны дошкольникам.

Для обследования активного  словаря у детей, логопед предлагал  назвать предметы, изображенные на картинках: крокодил, пылесос, свеча, телевизор, прищепка, перо, сито, лопата.

Затем дети объясняли  значение слов: пылесос и холодильник.

В процессе обследования логопед выявлял также наличие  в их словарном запасе общих категориальных предметов и предлагал назвать  их одним общим словом: свекла, картофель, репа, помидор, огурец, лук, морковь - это  … (овощи). Для этого обследования картинки подбирались по следующим темам: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, дикие и домашние животные, фрукты, транспорт, ягоды, птицы.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи