Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

Коррекционное обучение планировалось по программе «Подготовка  к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада (I год обучения)» [56].

Логопед разработал перспективное  планирование коррекционной работы на год, которое состояло из четырех  разделов.

Первый раздел организационный, который включал:

- подготовку логопедического  кабинета к учебному году;

- проведение комплексного  обследования дошкольников;

- заполнение необходимой  документации;

- распределение детей  по подгруппам в соответствии  с уровнем речевого развития;

- составление планов  подгрупповых и индивидуальных  занятий с детьми;

- уточнение расписания  занятий.

Во втором разделе  указаны основные направления коррекционно-развивающего обучения, которое проводилось по периодам.

В соответствии с периодом обучения, логопед планировал индивидуальную работу по развитию звукопроизношения  детей. На занятиях логопед разучивал  с ними артикуляционную гимнастику, проводил постановку звуков, автоматизацию  и дифференциацию звуков.

Особое внимание логопед  уделил формированию лексико-грамматических конструкций:

- категории единственного  и множественного числа существительных  и глаголов настоящего и прошедшего  времени;

- категории притяжательных  местоимений;

- беспредложных и  предложно-падежных конструкций;

- существительных  в разных падежах;

- согласования существительных  с прилагательными и числительными;

- глаголов и существительных  в роде, числе, падеже;

- простых предложений;

- сложных предложений.

Формирование лексико-грамматических конструкций у детей логопед  проводил в основном на подгрупповых занятиях. На каждое занятие он составлял  план, в котором указывались:

- тема занятия (в  соответствии с перспективным  планом);

- цель;

- оборудование (используемый  на занятии демонстрационный, раздаточный  материал);

- ход занятия (организационный  момент, введение в тему, физминутка, закрепление пройденного материала, подведение итога занятия).

Третий раздел перспективного планирования - методический. Логопед  запланировал изучение необходимой  литературы по коррекционной работе, изготовление и оформление раздаточного материала с помощью воспитателей. Логопед запланировал проведение бесед, консультаций и семинарских занятий  для воспитателей, свое участие в  педсоветах, семинарах, методических объединениях, конференциях.

Четвертый раздел - это  работа с родителями, где логопед  отметил:

- проведение собраний (4 раза в год), консультаций, открытых  логопедических занятий, бесед;

- оформление специальных  стендов и папок-передвижек с  информацией для родителей.

Итак, в группе ОНР  нами проведена организация экспериментальной  работы, созданы все условия для  подробного обследования всех компонентов  речевой системы, в которой особое значение уделялось лексико-грамматическим конструкциям. Проведен анализ речевых  нарушений и составлены таблицы. На основе проведенного обследования в перспективном плане логопед  определил пути коррекционно-развивающего обучения, указал последовательность формирования лексико-грамматических конструкций и использование  их в связной речи.

Раздел IY. Формирующий  и контрольный этапы исследовательской  работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим  недоразвитием речи.

4.1. Организация эксперимента  по формированию лексико-грамматических  конструкций в группе ОНР.

После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов  коррекционного обучения, составления  перспективного плана логопед приступил  к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия  проводил по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной  речи, по формированию звуковой стороны  речи. Количество этих занятий менялось в зависимости от периода обучения:

I период - занятия  по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной  речи проводились 2 раза в неделю; по формированию звукопроизношения  только индивидуально;

II и III периоды - занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной  речи - 3 раза; по формированию звуковой  стороны речи - 2 раза в неделю [56].

В каждом периоде обучения логопед выделял лексические  темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важность для организации  обучения, намечал объем работы по накоплению словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических конструкций и формированию связной  речи.

С начала учебного года логопед и воспитатель проводили работу по воспитанию у дошкольников организационных навыков, позволяющих осуществить коллективную деятельность. Педагоги давали детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. На протяжении всего занятия логопед стимулировал речевое общение дошкольников. Этому способствовала логическая система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, удачный отбор тематики занятий, способный заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия. Проводя занятия, логопед распределял эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные относились на период нарастания усталости. Выполнение перечисленных условий в итоге привели к положительным результатам.

Основная форма  работы в данной группе фронтальные (подгрупповые) занятия. Для эффективности  коррекционной работы логопед подбирал различный наглядный материал, упражнения и дидактические игры по определенной лексической теме.

В экспериментальной  подгруппе логопед проводил фронтальные  занятия в утренние часы. Каждое подгрупповое занятие длилось 30 минут. В это время воспитатель проводил занятие с параллельной подгруппой по разным видам учебной деятельности согласно сетке занятий (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура). Затем логопед проводил индивидуальную работу с детьми по коррекции звукопроизношения  и устранению других имеющихся нарушений, а остальные дети находились с  воспитателем на прогулке.

Во второй половине дня воспитатель занимался индивидуально  с отдельными детьми по заданию логопеда, которое указано в «Тетради для  вечерних занятий воспитателя». В  тетради логопед записывал задания  на повторение артикуляционных упражнений, по закреплению и дифференциации поставленных звуков, рассматривание специально подобранных логопедом  предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее. Дополнительно логопед включал  различные упражнения по развитию фонематического  слуха и восприятия, внимания, памяти и логического мышления, а также  по формированию лексико-грамматических компонентов языка. В графе учета  воспитатель отмечал, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности. Во время режимных моментов воспитатель наблюдал за состоянием речевой деятельности детей и закреплял результаты, которые уже были достигнуты на логопедических занятиях [32]. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. На каждого ребенка оформлена индивидуальная тетрадь, в которой логопед записывает задания. В течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели. На выходные дни тетрадь забирали родители и повторяли с детьми дома задания записанные логопедом.

В экспериментальной  группе под руководством логопеда работали и другие специалисты: физинструктор, психолог, музыкальный руководитель.

Физинструктор развивал общую моторику и физическое состояние дошкольников. Психолог проводил занятия по восстановлению психических функций и выравниванию эмоционально-волевой сферы. Музыкальный руководитель помогал логопеду развивать у детей фонематический слух, ориентацию в пространстве, учил ритмично двигаться под музыку, в такт, запоминать стихи.

Таким образом, преодоление  общего недоразвития речи у детей  пятилетнего возраста осуществлялось путем использования поэтапной  системы формирования речи, при участии  специалистов и взаимодействии с  родителями.

4.2. Индивидуальная  работа по коррекции звукопроизношения.

Одним из главных условий  формирования правильной, четкой и  внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны.

Начиная с первого  периода обучения, учитывая большие  трудности произносительного характера, логопед индивидуально или с  маленькими подгруппами (2-3 человека) работал  над выработкой точных координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, благодаря которому улучшалось воспроизведение структуры слова, подготавливалась основа для развития понимания речи, грамматической системы словообразования и словоизменения, а также для формирования связной речи.

Индивидуальные занятия  длились 7-10 минут с каждым ребенком.На индивидуальных занятиях логопед формировал правильное произношение звуков, развивал фонематический слух и восприятие, закреплял навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, работал над усвоением детьми элементарных навыков звукового анализа и синтеза, учил употреблять в речи лексические и грамматические формы языка, развивал психомоторные функции.

При устранении недостатков  в произношении того или иного  звука логопед придерживался  строгой последовательности этапов логопедической работы:

- развитие слухового  внимания и фонематического восприятия;

- артикуляционная  гимнастика;

- постановка звука;

- автоматизация звука;

- дифференциация формируемого  звука и смешиваемого звука  в произношении;

- введение звука  в связную речь.

С начала работы над  постановкой звука логопед подготавливал  артикуляционный аппарат детей  к правильному произношению. Для  этого он проводил артикуляционную  гимнастику, включающую в себя систему  общих артикуляционных упражнений. Эти упражнения подготовили артикуляционный  аппарат детей к проведению специальных  упражнений для постановки звуков.

Логопед следил за качеством  выполнения всех упражнений и отмечал: точность и правильность движения органов  артикуляционного аппарата, плавность, достаточный ли объем движений, темп выполнения, умение удерживать нужную артикуляционную позицию определенное время, переключаемость движений.

При проведении артикуляционной  гимнастики многие артикуляционные  позиции у дошкольников появлялись не сразу или не получались, поэтому  на каждом занятии логопед повторял нужный комплекс упражнений.

Приведем пример постановки звука «Л», который нарушен у  троих детей (Вова, Дима, Рома).

Работа по постановке данного звука проводилась индивидуально  с каждым ребенком и начиналась с  разучивания им общих упражнений артикуляционной гимнастики. Затем  логопед переходил к специальным  упражнениям, которые указаны в  комплексе №3. С их помощью логопед  вырабатывал у ребенка умение делать язык широким и расслабленным («Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Вкусное варенье»).

Базовым упражнением  артикуляционной гимнастики является упражнение «Самолет летит» ( л-л-л). Дошкольник, по показу логопеда, делал вдох, а на выдохе, прикусывая кончик широкого языка, произносил « л-л-л». Упражнение через паузы повторялось 5-6 раз.

Вове и Роме логопед  звук «Л» поставил по подражанию. Он показывал им, как выполняется  определенное упражнение, а затем  дети самостоятельно повторяли его  перед зеркалом. У Димы постановка звука проходила с механической помощью. Логопед в постановке использовал  зонд №4 (для постановки звука «Л»). После того, как логопед поставил звук детям, с целью экономии времени, он объединил их в подгруппу. Автоматизацию  звука «Л» логопед проводил в  подгруппе и начинал с произнесения обратных слогов с данным звуком. Дети слушали внимательно произносимые слоги, четко повторяли их, удерживая  нужную артикуляцию:

ал-ал-ал ул-ул-ул

ол-ол-ол ил-ил-ил

ыл-ыл-ыл эл-эл-эл

дошкольники проговаривали  данные слоги медленно и утрированно. После достижения правильного произношения звуков в обратных слогах, дети произносили  слова, где поставленный звук стоял  в конце слова( мал, зал, пол, гол, мел, мыл, ныл) и предложения (Папа купил Маше пенал. Дятел сел на дуб. Петя мыл пол).

Только после того, как дети научились правильно  произносить звук «Л» в конце  слов и предложениях, содержащих эти  слова, логопед перешел к автоматизации  данного звука в прямых слогах (ла, ло, лу, лы, лэ); слогах со стечением согласных (пла, плы, клу, сло, слы, флу) и словах, где закрепляемый звук стоял в начале и середине слова (лампа, лодка, калоши, голубь, половник).

На данном этапе  работы логопед применял разнообразные  игровые приемы в сочетании с  наглядным материалом, в котором  на конкретный звук подобраны различные  картинки. Дети называли картинки, проговаривали  четко слова, составляли с данной картинкой предложения [37].

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи