Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

При нормальном развитии речи к двум годам у некоторых  детей появляются грамматические отношения  между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. На третьем  году жизни ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде, числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ребенок начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложными предложениями. Четвертый год жизни характеризуется интенсивным овладением лексико-грамматического строя языка. Дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, над, под, из, после), пользуются существительными и глаголами во множественном числе. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже. На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическимим конструкциями и пользуются ими достаточно свободно. Они реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе. Позже дети овладевают в основном грамматически правильной речью:

- строят различные  по конструкции предложения;

- согласовывают слова  в роде, числе, падеже;

- верно спрягают часто употребляемые глаголы [19].

У дошкольников с общим  недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении  лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения  как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.

У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических конструкций:

- смешение падежных  форм («едет машину» - на машине);

- частое употребление  существительных в именительном  падеже, вместо необходимых падежей;

- неправильное употребление  числа, рода и времени глаголов;

- неумение согласовывать  существительные с числительными  («два карандаш» - два карандаша);

- отсутствие согласования  прилагательных с существительными («небо синяя», «солнце огненная»).

Дошкольники неправильно  соотносят существительные и  местоимения («солнце низко, он греет  плохо»), допускают ошибки в беспредложном  и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов («мальчик рисуют»). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.

При общем недоразвитии речи выделяются неправильные формы  сочетания слов в предложении:

- ошибки при употреблении  родовых, числовых, падежных окончаний  существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «много ложков»);

- неверное использование  падежных и родовых окончаний  количественных числительных («нет  два пуговиц»);

- неточное употребление  родовых и числовых окончаний  глаголов в прошедшем времени  («дерево упала»);

- ошибки в использовании  предложно-падежных конструкций  («под стола», «в дому»).

Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности  у детей с общим недоразвитием  речи, то их формированию следует уделить  особое внимание в коррекционной  работе.

Для правильного проведения коррекционной работы по формированию лексико-грамматических конструкций  нами была изучена специальная литература.

2.5. Анализ литературы  по данной проблеме.

Формированию лексико-грамматического  строя речи у детей с отклонениями в речевом развитии в коррекционных  методиках придается особое значение. Так ряд авторов показывают определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций [7, 16, 50].

В пособии «Подготовка  к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада (I-II год обучения)»( Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Она предусматривает развитие лексико-грамматического строя речи в определенной последовательности. В данном пособии показана работа по построению простых лексико-грамматических конструкций, по расширению знаний о предлогах, описывается, как научить детей составлять простые и сложные предложения. В пособии представлена коррекционная работа над связной речью, оно также включает речевой материал, который может использоваться на занятиях.

Профессор Т.Б. Филичева и Т.В. Туманова указывают на значимость поэтапной системы формирования лексико-грамматического строя, его  грамматических конструкций на основе усвоения согласования существительных  с прилагательными, числительными  и глаголами. В пособии даны примерные  конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя у  детей с общим недоразвитием  речи. Приложение содержит разделы  с рекомендациями по работе:

- воспитателя и  музыкального руководителя в  группе ОНР;

- родителям с детьми  в домашних условиях [50].

В работе «Формирование  лексики и грамматического строя  у дошкольников с общим недоразвитием  речи» Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой описывается логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников на основе развития словаря ребенка. Там же представлены приемы формирования лексико-грамматических конструкций, закрепление их с помощью специально подобранных упражнений.

В «Логопедии в детском  саду» учитель-логопед Смирнова Л.Н представила материал, содержащий многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке  нарастающей сложности, направлены на развитие всех компонентов речи и в том числе лексико-грамматических конструкций. В книге приведены  примеры типовых занятий и  материалы по тематическим циклам.

Система коррекционного обучения и воспитания детей с  общим недоразвитием речи освещается в пособии «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного  возраста: практическое пособие» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). В нем подробно описываются основные проявления недоразвития лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Изложены основные приемы формирования звуковой стороны  речи, лексики, грамматического строя, связной речи. В работе Л.Ф. Спировой «Приемы выявления речевых нарушений  у детей» показана методика обследования речи дошкольников.

Т. П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.И. Сереброва в книге «Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития» подробно описывают логопедическое обследование грамматического строя речи у детей и рассматривают последовательность формирования лексико-грамматических конструкций.

Анализ литературы показал, что, несмотря на многообразие различных пособий для развития лексико-грамматических средств, ни в  одном из них не выделено прямых методик по формированию лексико-грамматических конструкций речи. В нескольких источниках можно отметить только направления  для их формирования. Все пособия  содержат разнообразный материал (игры, упражнения), который может использоваться на занятиях для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления.

Таким образом, изучив теоретический материал, мы определили, что нарушения речи при общем  недоразвитии носит системный характер и затрагивают многие стороны речевого развития. Этиологию общего недоразвития речи составляют различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на общее развитие ребенка.

Так как основной контингент группы ОНР составляют дошкольники  с третьим уровнем речевого развития, поэтому была подробно изложена психолого-педагогическая характеристика детей этого уровня.

Поскольку основную трудность  в коррекционной работе представляет формирование лексико-грамматических конструкций, то этой работе следует  уделить особое внимание. При коррекции  имеющихся нарушений необходимо учитывать определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций, использовать наглядный  и раздаточный материал, проводить  различные упражнения и игры, изучать  динамику развития речи у детей дошкольного  возраста.

Прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, необходимо провести логопедическое обследование каждого ребенка в группе ОНР.

Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического  строя речи у детей группы ОНР.

3.1. Организация и  задачи проводимого исследования.

Исследовательская работа проводилась в МДОУ детский сад  комбинированного вида №12 «Солнышко» станицы Выселки, в группе ОНР  с детьми I года обучения с 1.09.2006года по 25.05.2007 года. Основные задачи проводимого  исследования:

- отбор и анализ  специальной методической литературы;

- изучение приемов  формирования лексико-грамматических  средств языка у детей с  общим недоразвитием речи;

- прослеживание последовательности  формирования лексико-грамматических  конструкций у детей в норме;

- определение роли  воспитателей и родителей в  коррекционном процессе;

- проведение сравнительного  анализа результатов исследования.

В МДОУ №12 созданы  все условия для проведения коррекционно-педагогической работы с дошкольниками.

На первом этапе  организации эксперимента мы изучили  необходимую литературу по данному  вопросу, обратили внимание на нарушение  лексико-грамматических конструкций  у дошкольников и способы их устранения, ознакомились с приемами коррекционной  работы разных авторов. Коррекционно-развивающая  работа строится на основании программы  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка  к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада (I год обучения)». Данная программа  учитывает все особенности речевого развития детей с общим недоразвитием  речи. В ней описаны приемы и  последовательность формирования лексико-грамматических конструкций у дошкольников.

Логопедический кабинет  в детском саду оборудован согласно требованиям.

Для проведения исследования и коррекционной работы в кабинете систематизированы наглядные пособия, игрушки, дидактический и раздаточный  материал, который представлен в  картотеке.

Логопедический кабинет  оснащен картинками, игрушками, играми, разрезными картинками, наборами для  изучения состояния мелкой моторики рук, красочными пособиями И. Светловой  «Логика», «Внимание», «Мышление», «Память», «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.

К началу проведения эксперимента подобраны картинки:

- на все группы  звуков;

- разрезные;

- сюжетные и серии  сюжетных картинок;

- для составления  предложений, рассказов;

- на обобщение предметов;

- с изображением  предметов (слова сложной слоговой  структуры);

- с близкими по  значению словами, словами-паронимами;

- для выявления  понимания детьми предлогов;

- с различными действиями.

Для подгрупповых и  индивидуальных занятий подготовлены карточки:

- на автоматизацию  и дифференциацию звуков;

- с чистоговорками, скороговорками, стихотворениями;

- для формирования  лексико-грамматического строя речи;

- для развития звукового  анализа и синтеза;

- для определения  количества предметов;

- на выделение четвертого  лишнего предмета.

Затем мы перешли к  изучению документации. Ознакомившись  с заключениями МППК и медицинскими картами, мы выяснили, что в логопедической группе находятся 12 детей с диагнозом: общее недоразвитие речи, II и III уровня. Для проведения эксперимента была выбрана  подгруппа детей в количестве шесть человек с III уровнем общего недоразвития речи. Экспериментальная  подгруппа в процессе исследовательской  работы будет сравниваться с контрольной  подгруппой в таком же составе  с аналогичными диагнозами, где эксперимент  не проводился.

После тщательной подготовки организации эксперимента, логопед  приступил к обследованию детей  экспериментальной подгруппы. В  нее вошли дошкольники, направленные по заключению МППК в логопедическую группу с диагнозами общее недоразвитие речи II и III уровня.

3.2. Методика обследования.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи