Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

« Формированиелексико-грамматических конструкций

у детей с нарушениями  речи»

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

Раздел II. Теоретическое  обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Понятие общего  недоразвития речи и его причины 

2.2. Классификация  общего недоразвития речи

2.3. Психолого-педагогическая  характеристика детей с общим  недоразвитием речи III уровня

2.4. Особенности нарушения  лексико-грамматических конструкций  у детей с общим недоразвитием  речи

2.5. Анализ литературы  по данной проблеме

Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического  строя речи у детей группы ОНР.

3.1. Организация и  задачи проводимого исследования

3.2. Методика обследования

3.3. Логопедическое  обследование детей в группе  ОНР

3.4. Анализ результатов  обследования

3.5. Планирование коррекционной  работы

Раздел IY. Формирующий  и контрольный этапы исследовательской  работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим  недоразвитием речи.

4.1. Организация эксперимента  по формированию лексико-грамматических  конструкций в группе ОНР

4.2. Индивидуальная  работа по коррекции звукопроизношения

4.3. Особенности проведения  работы по накоплению словарного  запаса в группе ОНР

4.4. Обучение практическому  употреблению категорий единственного  и множественного числа существительных  и глаголов настоящего и прошедшего  времени

4.5. Образование категорий  притяжательных местоимений

4.6. Применение дидактического  материала при обучении построению  простых предложений и их распространении

4.7. Практическое усвоение  конструкций сложных предложений

4.8. Помощь воспитателей  и родителей при закреплении  сформированных лексико-грамматических  конструкций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
 

Тема дипломной  работы «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями  речи».

В настоящее время  довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение  нарушено, словарный запас отстает  от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную  программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются  при развернутых ответах на сложные  вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и  логично излагать свои собственные  суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным  условием для написания изложений  и сочинений является высокий  уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

На необходимость  формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

Вопросами коррекции  лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие  специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева.

В данной дипломной  работе была выдвинута следующая  гипотеза: если направить коррекционную  работу на расширение словарного запаса и построение предложений различной  структуры, применив специальные игры, упражнения, задания, используя наглядный  материал, то формирование лексико-грамматических конструкций на I году обучения детей  с общим недоразвитием речи пройдет  успешно.

Исследовательская работа проводилась в МДОУ детском саду комбинированного вида №12 «Солнышко» станицы Выселки Выселковского района с сентября 2006г. по май 2007г.

Цель дипломной  работы - совершенствование системы  формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями  речи.

Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие  задачи:

- отобрать и проанализировать  специальную и методическую литературу;

- изучить приемы  формирования лексико-грамматических  средств языка у детей с  общим недоразвитием речи;

- показать необходимость  формирования лексики и грамматического  строя речи у дошкольников;

- проследить последовательность  системы формирования лексико-грамматических  конструкций;

- определить роль  воспитателей и родителей в  коррекционном процессе;

- сделать сравнительный  анализ результатов исследования.

Предметом исследования является процесс формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим  недоразвитием речи.

Объектом исследования является деятельность логопеда и дошкольников по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР.

Основной аспект предмета исследования - коррекционно-педагогический. Эффективность коррекционно-педагогического  процесса в группе ОНР определяется преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Также с детьми работает музыкальный руководитель и физинструктор. В период исследования была изучена коррекция речи, проводимая с детьми логопедом данной группы.

Исследование проводилось  поэтапно. Нами были определены следующие  этапы исследования:

1. Организационный  этап, который включал в себя  подготовку логопедического кабинета  к учебному году; изучение анамнеза  и комплексное обследование детей  с общим недоразвитием речи; заполнение  речевых карт; распределение детей  по подгруппам (контрольная и  экспериментальная подгруппа); составление  перспективного плана работы; оформление  документации.

2. Основной этап включал в себя проведение коррекционной работы в экспериментальной подгруппе; работа над развитием у дошкольников всех компонентов речевой системы; формирование у детей лексико-грамматических конструкций на занятиях; консультативно-методическая работа с воспитателями: планирование бесед и консультаций, проведение вечерних занятий воспитателем по заданию логопеда; консультативно-педагогическая работа с родителями: индивидуальные беседы, проведение собраний, привлечение родителей к выполнению домашних заданий.

3. Заключительный этап состоял из анализа результатов коррекционного обучения; сравнения речи детей экспериментальной подгруппы с контрольной, где эксперимент не проводился; рекомендаций логопеда родителям по дальнейшему обучению их детей.

При проведении исследования в зависимости от этапа эксперимента мы использовали следующие методы: теоретический, эмпирический, практический.

Теоретический метод  включал изучение:

- специальной литературы  по формированию лексико-грамматического  строя речи у детей в группе  ОНР;

- приемов формирования  лексико-грамматических конструкций  у дошкольников с общим недоразвитием  речи.

К эмпирическому методу относилось наблюдение за логопедической работой с дошкольниками по развитию лексико-грамматического строя речи.

Практический метод  предусматривал:

- изучение приемов  логопедической работы по формированию  лексико-грамматических средств  языка у детей с общим недоразвитием  речи;

- построение простых  лексико-грамматических конструкций  дошкольниками;

- практическое усвоение  детьми конструкций простых и  сложных предложений;

- помощь воспитателей  и родителей при закреплении  сформированного лексико-грамматического  строя речи.

Новизна дипломной  работы заключается в том, что  полученные в результате анализа  специальной методической литературы сведения об эффективных приемах  и методах формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим  недоразвитием речи использовались в определенной последовательности.

Практическая значимость дипломной работы заключается в  возможности использования практических разработок в деятельности начинающего  логопеда.

Раздел II. Теоретическое  обоснование необходимости формирования лексико-грамматических конструкций  у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Понятие общего  недоразвития речи и его причины.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой  системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [17].

Являясь системным  нарушением, общее недоразвитие проявляется  в типичных нарушениях речевой деятельности, так как наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. Ведущим признаком общего недоразвития речи является более её позднее начало: первые слова у детей появляются к 3-4 годам, а иногда и к 5 годам. В большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем. У детей нарушен лексико-грамматический строй речи: словарный запас ограничен бытовой лексикой и отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям, отмечается неправильное согласование слов в предложении, наблюдаются аграмматизмы. У этих дошкольников нарушено понимание речи, имеются ошибки в слоговой структуре слов, не развита связная речь. В целом речь малопонятна, наблюдается недостаточная речевая активность, дети не общительны, замкнуты, часто слова заменяют жестами, мимикой.

Неполноценная речевая  деятельность накладывает отпечаток  на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с общим недоразвитием речи наблюдается задержка темпа психического развития, отличается от нормы формирование внимания, памяти, мышления, что проявляется в незрелости высших психических функций. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, словесно-логическое мышление. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Наряду с общей  соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности у дошкольников выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей отмечается недостаточная координация пальцев кисти руки (недоразвитие мелкой моторики), обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Общее недоразвитие речи является самостоятельным нарушением,но может наблюдаться при наиболее сложных формах речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений [17].

В этиологии общего недоразвития речи выделяются разнообразные  факторы как биологического, так  и социального характера. К биологическим  факторам относятся: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость  крови матери и плода по резус-фактору  или групповой принадлежности, патология  натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Вместе с тем, общее недоразвитие речи может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях общее недоразвитие речи является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС и неблагоприятного социального окружения.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи