Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

При закреплении изученного материала логопед использовал  игру «Вспомни и назови». Логопед  предлагал одно из обобщающих понятий, а дети называли, что туда входит (зимняя одежда: шуба, пальто, полушубок). Выигрывал тот, кто больше называл  предметов одежды.

Таким образом, словарный  запас детей постепенно расширился, обогатился за счет новых слов.

4.4. Обучение практическому  употреблению категорий единственного  и множественного числа существительных  и глаголов настоящего и прошедшего  времени.

На фронтальных  занятиях логопед обучал детей различать  единственное и множественное число  существительных. Речевой материал подбирал в строгой последовательности от простого к сложному.

Вначале дети усваивали  значения одушевленности и неодушевленности предметов.

Для этого он объяснял, что одни слова могут обозначать живые предметы, которые отвечают на вопрос «кто?». Другие слова - неживые  и отвечают на вопрос «что?».

На занятии логопед  выставлял на доску картинки (птица, лампа, собака, стул, мальчик, медведь). Дети по очереди подходили к доске, отбирали и ставили картинки, отвечающие на вопрос «кто?» - вправо, а на вопрос «что?» - влево. Дошкольники объясняли  логопеду свой выбор.

Для закрепления знаний об одушевленных и неодушевленных предметах, дети придумывали слова и называли их. Затем логопед научил детей  различать мужской и женский  род существительных. Показывая  детям предметную картинку «дом», логопед  пояснил, что этот предмет мужского рода и про него можно сказать - он. На другой картинке изображена «чашка». Этот предмет женского рода («чашка» - она). Для закрепления рода существительных  логопед провел игру «Назови предмет». Сначала дети называли предметы, находящиеся  в кабинете, про которые можно  сказать «он», а потом предметы, про которые можно сказать  «она». Дети справились с заданием.

Отработанные грамматические формы (одушевленный и неодушевленный, мужской и женский род) логопед  подчинял грамматическим конструкциям единственного и множественного числа. С этой целью он подобрал пары картинок:

- существительные  единственного и множественного  числа мужского рода (арбуз-арбузы, карандаш-карандаши, заяц-зайцы, петух-петухи);

- существительные  единственного и множественного  числа женского рода (лампа-лампы, сумка-сумки, коза-козы, девочка-девочки).

Дети называли парные картинки, а логопед пояснял, что  они обозначают один или много  предметов.

Далее логопед неоднократно повторял с детьми единственное и  множественное число существительных применяя на занятии различные игровые моменты. В гости к детям пришел Незнайка. Он случайно смешал все картинки, а собрать по парам их не смог. Дети помогали ему, распределяя их на доске в два ряда:

- первый ряд: шкаф, дом, лист, утка;

- второй ряд: шкафы,  дома, листья, утки.

При этом дошкольники  уточняли, чем отличаются серии картинок первого и второго рядов (шкаф - один предмет, шкафы - много предметов).

Для закрепления у  детей полученных знаний, логопед  провел с ними соревнование «Кто больше назовет слов!». Дети разделились  на две команды. Одна команда называла слова в единственном числе, а  другая - во множественном числе. Выиграла та команда, которая назвала больше слов.

Затем дошкольники  самостоятельно сравнивали и называли пары слов без наглядной опоры:

зал-залы дом-дома

карандаш-карандаши ручка-ручки

помидор-помидоры волк-волки

птица-птицы коса-косы

Дети медленно усваивали  материал, особенно Саша и Рома, которые  допускали ошибки в использовании  множественного числа существительных («волка», «домы»).

В тетради для вечерних занятий воспитателя логопед  записывал задания, направленные на устранение этих ошибок:

- провести игру  «Один-много» (ваза-вазы, торт-торты, грач-грачи, оса-осы);

Составить предложения, используя слова: волки, дома, листья (В лесу живут волки. Вдали виднелись дома. На деревьях пожелтели листья).

После неоднократно проведенных  практических заданий, дети научились  употреблять в речи множественное  число существительных.

Затем логопед учил детей пользоваться в речи глаголами  единственного и множественного числа, прошедшего и настоящего времени.

Логопед вводил в активный словарь детей названия действий. Для этого он объяснил им, что  существую слова, которые обозначают действия или состояние предмета (собака бежит, лягушка прыгает, помидор  краснеет).

Особое внимание логопед  уделял употреблению одних и тех  же глаголов в настоящем и прошедшем  времени. Он учил детей правильно  использовать грамматическую форму  глагола. Для этого он рассказал  им, что к словам обозначающим действия, происходящие в настоящее время, можно задавать вопросы: что делает? (кошка прыгает, играет, царапается); что делают? (кошки прыгают, играют, царапаются). К действиям предмета, которые уже произошли, задаются вопросы: что делал(а)? (кошка прыгала, играла, царапалась); что делали? (кошки прыгали, играли, царапались). Логопед на занятие принес клетку с попугайчиком, за которым дети внимательно наблюдали. Затем логопед задавал вопросы, а дети подбирали слова-действия:

- Попугайчик что  делает сейчас? (клюет, прыгает,  поет).

- А что попугайчик  делал вчера? ( клевал, прыгал, пел).

Далее логопед просил дошкольников придумать с названными словами-действиями предложение. Что  делал попугайчик? (Попугайчик клевал корм в кормушке. Попугайчик прыгал по клетке).

Для повторения грамматических конструкций существительное+глагол в единственном и множественном числе, логопед показывал сюжетные картинки, а дети их называли:

самолет летит - самолеты летят

белка прыгает - белки  прыгают

лодка плывет - лодки  плывут

мальчик рисует - мальчики рисуют

После этого дошкольники  без наглядной опоры называли эти же фразы, но в прошедшем времени. Логопед задавал им вопросы : что  делал(а)? что делали?. Дети отвечали:

самолет летел - самолеты летели

белка прыгала - белки  прыгали

лодка плыла - лодки  плыли

мальчик рисовал - мальчики рисовали

Затем дошкольники  составляли предложения с изученными фразами (Лодка плыла по реке. Белки прыгали по деревьям. Самолет летит в небе. Мальчики рисуют картину).

Логопед усложнял детям  задание: закончить предложение, называя  слова-действия в соответствующей  форме:

На крыльце кошка (что делает?)….сидит.

На крыльце кошка (что делала?) …сидела.

В небе аист (что делает?) … летит.

В небе аист (что делал?) … летел.

В конце I периода обучения логопед провел закрепляющее занятие  в рамках лексической темы : «Игрушки».

Тема: «Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа».

Цели:

1. Закрепление понимания  мужского и женского рода существительных.

2. Практическое употребление  глаголов прошедшего времени  в единственном и множественном  числе.

3. Составление простых  предложений.

4. Развитие внимания, мышления.

Оборудование: игрушки: самолет, голубь, жук, вертолет, бабочка, муха, стрекоза, сорока; конверты с разрезными картинками; кукла Незнайка.

Ход занятия:

I.Оргмомент.

Дети взяли по одной  игрушке, лежащей на столе, называли её и садились на место.

II.Введение в тему.

1. Логопед просил детей назвать те игрушки, про которые можно сказать «он» (самолет, голубь, жук, вертолет); «она» (бабочка, муха, стрекоза, сорока).

2. Логопед уточнял,  какие действия могут выполнять  все эти игрушки(летать).

Дети отвечали на вопросы, называя каждый свою игрушку и  слово-действие:

Бабочка что делает? … (летает).

Самолет что делает? … (летает).

Бабочка что делала? … (летала).

Самолет что делал? …. (летал) [50].

III. Физминутка.

Логопед раздал ребятам  бумажные самолетики. Дети ходили по кабинету, изображая летящие самолеты. По команде  логопеда: «Летит!», дети отвечали: «Самолет летит». По другой команде: «Летят!» - соответствующий  ответ: «Самолеты летят».

При этом дети шагали ритмично, проговаривая стихотворение:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к  маме!

IY. Закрепление материала.

1. В гости к детям  пришел Незнайка и принес конверты  с разрезными картинками. Дети  собирали их и составляли по  ним предложения:

Собака лежит на траве.

Девочка играет с куклой.

Мальчики собирают пирамидку.

Незнайка задал  вопросы:

Что делала собака? (Собака лежала на траве).

Что делала девочка? (Девочка  играла с куклой).

Что делали мальчики? (Мальчики собирали пирамидку).

Дети проговаривали  новые предложения.

2. Незнайка провел  игру «Кто самый внимательный?»

Он произносил: кошка  мяукает; едем на машине; ягоды краснели; собака лает; самолет летит; утки плавали; мы хлопали в ладоши.

Дети хлопали в  ладоши, когда слышали слова-действия, происходившие давно.

Y. Итог занятия.

Логопед задавал детям  вопросы:

- Чем вы занимаетесь  в детском саду? (Рисуем, поем, играем, танцуем, бегаем…)

- Дети, что вы делали  сегодня утром? (Мы умывались,  заправляли постели, завтракали, одевались …).

Во II периоде обучения логопед усложнил работу с глаголами. Он учил детей изменять формы глаголов III лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа (он идет - я иду - мы идем).

С помощью игры «Он  и мы» дошкольники учились  преобразовывать формы глаголов III лица единственного числа в  форму I лица множественного числа. Среди  детей логопед выбирал ведущего. Ведущий называл слова-действия, а остальные дети говорили эти  же слова, используя другое лицо глагола:

Ведущий: Я ем.

Дети: Он ест - мы едим.

Ведущий: Я играю.

Дети: Он играет - мы играем.

Затем логопед менял  ведущего и игра продолжалась.

Проведению каждого  занятия предшествовала большая  подготовительная работа логопеда и  воспитателя. Логопед на индивидуальных занятиях по произношению отрабатывал  с детьми различные существительные  в единственном и множественном  числе (мак-маки), глаголы настоящего и прошедшего времени (шар летит  шар летел), единственного и множественного числа (машина едет-машины едут), III и I лица (он говорит-я говорю).

Воспитатель на своих  занятиях активизировал словарь  детей по лексическим темам.

На фронтальных  занятиях логопед использовал разнообразный  речевой материал, игры и упражнения. Дети научились различать одушевленные и неодушевленные предметы, женский  и мужской род существительных  в единственном и множественном  числе, глаголы настоящего и прошедшего времени, изменять форму лица глагола. Они хорошо усвоили их и стали  безошибочно употреблять эти  грамматические конструкции в речи(Машины едут по дороге. Девочка читает книгу).

На вечерних занятиях воспитатель закреплял знания детей  с помощью различных игр «Назови  парные предметы», «Живой - неживой», «Сегодня - вчера», «Он и я» [42].

Постепенно дошкольники  усвоили и стали практически употреблять в своей речи существительные единственного и множественного числа и глаголы настоящего и прошедшего времени.

4.5. Образование категорий  притяжательных местоимений.

Усвоив практическое употребление существительных единственного  и множественного числа и глаголов настоящего и прошедшего времени  в речи детей, логопед продолжил  работу над грамматическими конструкциями. Он учил детей использовать в речи притяжательные местоимения (мой, моя, мои) в сочетании мужского и женского рода, единственного и множественного числа существительных.

Для этого он объяснил, что все предметы можно соотнести  с маленькими словами «мой» (он) зонт, барабан, лев; «моя» (она) юбка, лиса, соль. Про слова, которые обозначают много предметов, можно сказать «мои» (они) игрушки, книги, окна.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи