Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых  и речевых процессов. Тщательно  было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции.

У всех дошкольников был отмечен недостаточный уровень  сформированности лексико-грамматических конструкций. Дети допускали ошибки в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными в роде, числе, падеже, времени. Они не использовали в речи сложные предлоги и путают простые. Также наблюдались ошибки в предложно-падежных конструкциях. Не все дошкольники не употребляли в речи сложные предложения, а при составлении сложносочиненных или сложноподчиненных предложений испытывали значительные трудности.

Результаты обследования экспериментальной подгруппы отражены в диаграмме в сравнении с  данными контрольной подгруппы.

После проведения планирования логопед приступил к коррекционной  работе.

Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических конструкций проводилась на фронтальных  и индивидуальных занятиях с использованием различных методов и приемов, подобранных в соответствии с  возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала логопед активно  применял наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного  вида игры, упражнения, задания. Фронтальные  занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи:

- развитие понимания  речи;

- практическое усвоение  способов словообразования;

- усвоение форм  словоизменения;

- усвоение навыка  согласования существительных с  прилагательными, числительными  в роде, числе, падеже;

- употребление категорий  притяжательных местоимений;

- составление простых  предложений и их распространение;

- составление сложных  предложений.

Из-за неустойчивого  внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому логопед закреплял его  на индивидуальных занятиях.

В ходе индивидуальных занятий решались следующие задачи:

- уточнение произношения  звуков;

- постановка и закрепление  отсутствующих звуков;

- развитие фонематического  слуха;

- преодоление затруднений  в воспроизведении слов различной  слоговой структуры;

- закрепление изученных  лексико-грамматических конструкций.

В дальнейшем дошкольники  научились правильно составлять различные виды грамматических конструкций, и употреблять их в связной  речи.

Особенностью коррекционной  работы в группе ОНР является участие  воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в  режимные моменты и по заданию  логопеда. Воспитатель обращал внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими  конструкциями, изученными с логопедом. В ходе режимных моментов он побуждал детей к оречевлению своих действий и следил за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимался с дошкольниками по заданию логопеда. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Логопед организовывал консультации, собрания, индивидуальные беседы для родителей, оформлял стенд с необходимой информацией на темы: «Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Игровые упражнения, формирующие лексико-грамматический строй», «Как и что, читать детям с общим недоразвитием речи». Родители следили за речью детей дома, обращали внимание на правильное построение лексико-грамматических конструкций и занимались по индивидуальным тетрадям. Все это способствовало улучшению речи детей.

Для совершенствования  речи детей были разработаны рекомендации для родителей:

- следить за речью  ребенка;

- обращать внимание  на речь взрослых, окружающих  ребенка;

- приучать детей  правильно употреблять в своей  речи слова, словосочетания, предложения;

- чаще задавать  детям вопросы, побуждая их  к речевому общению;

- учить дошкольников  рассказывать о выполняемых действиях;

- рассказывать им  о предметах и явлениях окружающего  мира;

- проводить развивающие  игры;

- развивать навыки  правильного общения.

В конце учебного года было проведено повторное обследование детей. У дошкольников отмечалось улучшение  речи, словарный запас расширился, были усвоены грамматические конструкции, повысился уровень речевых возможностей. Они правильно употребляли эти конструкции в структуре простых предложений, а в сложных допускали незначительные ошибки.

Сравнив результаты обследования экспериментальной подгруппы с  контрольной, где формированию лексико-грамматических конструкций не уделялось особого  внимания, мы выявили, что показатели группы, где проводился эксперимент, оказались выше. В результате проведенной  исследовательской работы можно  сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Для подведения итогов исследовательской работы был организован  «Круглый стол», куда были приглашены воспитатели и родители данной группы. Логопед рассказал о результатах  экспериментальной работы. Он отметил, что у дошкольников улучшилось звукопроизношение, активный словарь стал значительно  шире. Дети правильно употребляют  грамматические конструкции и безошибочно  применяют их в предложениях. Логопед  отметил, что сформированные у детей  навыки будут совершенствоваться на втором году обучения, при усложнении речевого материала.

Таким образом, методически  правильно организовав коррекционную  работу и систематизировав материал по формированию лексико-грамматических конструкций, активно применив наглядно-дидактический  материал, использовав помощь воспитателей и родителей в коррекционно-воспитательном процессе, мы добились успешного усвоения дошкольниками группы ОНР лексико-грамматических конструкций, поэтому цель, поставленная в дипломной работе достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2002.

2. Белякова В.А Ознакомление  старших дошкольников со словесным  составом предложения / Под ред.  Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. - М., 1984.

3. Бессонова Т.П., Грибова  О.Е. Дидактический материал по  обследованию речи детей.- М., 1998.

4. Волкова Г.А. Методика  обследования нарушений речи  у детей (1 ч.). - СПб., 1993.

5. Воспитание и  обучение детей с расстройством  речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. - М., 1984.

6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная  работа вне занятий в группе  дошкольников с общим недоразвитием  речи // Дефектология. 1995. - №1.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. - М., 1961.

8. Гвоздев А.Н. Формирование  у ребенка грамматического строя  речи. - М., 1953.

9. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М., 1996.

10. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. - М., 1985.

11. Диагностика нарушений  речи у детей и организация  логопедической работы в условиях  дошкольного образовательного учреждения/ РГПУ им. Герцена. - СПб., 2001.

12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.( Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1981.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург. 1999.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.

16. Игры в логопедической  работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова - М., 1981.

17. Иншакова О.Б.  Альбом для логопеда. - М., 1998.

18. Каше Г.А. Подготовка  к школе детей с недостатками  речи. - М., 1985.

19. Крамаренко Т.Н., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр  дошкольникам. - М., 1982.

20. Крылова Н.Л. О  преемственности в речевой работе  воспитателя и логопеда детского  сада / Дефектология. 1978. - №1.

21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.

22. Левина Р.Е. Воспитание  правильной речи у детей. - М., 1958.

23. Левина Р.Е. Основы  теории и практики логопедии. - М., 1968.

24. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999.

25. Лопухина И.С.  Логопедия. 550 занимательных упражнений  для развития речи: пособие для  логопедов и родителей. - М., 1995.

26. Максаков А.И.  Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1982.

27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 1995.

28. Малиованова Е.Л. Развитие речевых способностей. - М., 2005.

29. Миронова С.А.  Развитие речи дошкольников на  логопедических занятиях. - М., 1991.

30. Назарова Е.В.  Формирование лексико-грамматической  организации речевого высказывания  у детей дошкольного возраста  с недоразвитием речи. - М., 2000.

31. Нарушение речи  у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова - Давид. - М., 1972.

32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.

33. Основы логопедии  с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.

34. Основы теории  и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.,1968.

35. От простого к  сложному/ Под ред. Ю. Левина. - М., 1971.

36. Павлова Л.В. О  некоторых формах работы с  родителями: обучение и воспитание  дошкольников с нарушениями речи/ Сост. С.А. Миронова. - М., 1997.

37. Парамонова Л.Г.  Стихи для развития речи. - СПб., 1998.

38. Педагогические  основы логопедической помощи  детям дошкольного возраста/ Под ред. М.А. Поваляевой. - Ростов- на- Дону, 1996.

39. Поваляева М.А.  Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, 2001.

40. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999.

41. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников// Дефектология. - 1995.-№3.

42. Понятийно-терминологический  словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997.

43. Правдина О.В.  Логопедия. - М., 1973.

44. Ребенок с большой  буквы/ Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. - Ростов-на-Дону, 1999.

45. Репина В.М. Коррекция  нарушений речи у детей. - К., 1998.

46. Садретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи. - СПб., 1996.

47. Сазонова С.Н.  Развитие речи дошкольников с  общим недоразвитием речи. - М., 2003.

48. Селиверстов В.И.  Речевые игры с детьми. - М., 1994.

49. Смирнова Л.Н.  Логопедия в детском саду. Занятия  с детьми с общим недоразвитием  речи. - М., 2004.

50. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №3. - М., 1982.

51. Сорокина А.И.  Дидактические игры в детском  саду. - М., 1984.

52. Спирова Л.Ф. Приемы  выявления речевых нарушений  у детей. - М., 1968.

53. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.

54. Ткаченко Т.А.  Учим говорить правильно (Система  коррекции общего недоразвития  речи у детей 5 лет). - М., 2001.

55. Успенская Л.П.. Успенский  М.Б. Учись говорить правильно. - М., 1973.

56. Филичева Т.Б.  Особенности формирования речи  у детей дошкольного возраста. - М., 1999.

57. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В. Дети с общим недоразвитием  речи (воспитание и обучение). - М., 2000.

58. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В. Учись говорить правильно. - М., 1993.

59. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В. Формирование звукопроизношения  у дошкольников. - М., 1987.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи