Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.
I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
При логопедическом обследовании мы выявили нарушения неречевых и речевых процессов. Тщательно было изучено умение детей использовать в речи грамматические конструкции.
У всех дошкольников
был отмечен недостаточный
Результаты обследования
экспериментальной подгруппы
После проведения планирования
логопед приступил к
Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических конструкций проводилась на фронтальных и индивидуальных занятиях с использованием различных методов и приемов, подобранных в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Для лучшего усвоения детьми изучаемого материала логопед активно применял наглядность разного вида: предметные, сюжетные, серийные, парные картинки, схемы составления рассказов. На занятиях проводились разного вида игры, упражнения, задания. Фронтальные занятия по лексико-грамматическим темам решали задачи:
- развитие понимания речи;
- практическое усвоение способов словообразования;
- усвоение форм словоизменения;
- усвоение навыка
согласования существительных
- употребление категорий притяжательных местоимений;
- составление простых
предложений и их
- составление сложных предложений.
Из-за неустойчивого внимания, сниженной работоспособности, недостаточных речевых навыков, дети медленно усваивали материал, поэтому логопед закреплял его на индивидуальных занятиях.
В ходе индивидуальных занятий решались следующие задачи:
- уточнение произношения звуков;
- постановка и закрепление отсутствующих звуков;
- развитие фонематического слуха;
- преодоление затруднений
в воспроизведении слов
- закрепление изученных
лексико-грамматических
В дальнейшем дошкольники научились правильно составлять различные виды грамматических конструкций, и употреблять их в связной речи.
Особенностью коррекционной работы в группе ОНР является участие воспитателя, который реализовывал коррекционно-воспитательные задачи в режимные моменты и по заданию логопеда. Воспитатель обращал внимание на то, как дети пользуются лексико-грамматическими конструкциями, изученными с логопедом. В ходе режимных моментов он побуждал детей к оречевлению своих действий и следил за правильностью ответов. Во второй половине дня воспитатель занимался с дошкольниками по заданию логопеда. Он проводил с детьми игры, упражнения по закреплению лексико-грамматических конструкций. Без активного участия родителей был бы неполный коррекционный процесс. Логопед организовывал консультации, собрания, индивидуальные беседы для родителей, оформлял стенд с необходимой информацией на темы: «Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома», «Игровые упражнения, формирующие лексико-грамматический строй», «Как и что, читать детям с общим недоразвитием речи». Родители следили за речью детей дома, обращали внимание на правильное построение лексико-грамматических конструкций и занимались по индивидуальным тетрадям. Все это способствовало улучшению речи детей.
Для совершенствования речи детей были разработаны рекомендации для родителей:
- следить за речью ребенка;
- обращать внимание на речь взрослых, окружающих ребенка;
- приучать детей правильно употреблять в своей речи слова, словосочетания, предложения;
- чаще задавать детям вопросы, побуждая их к речевому общению;
- учить дошкольников
рассказывать о выполняемых
- рассказывать им
о предметах и явлениях
- проводить развивающие игры;
- развивать навыки правильного общения.
В конце учебного года
было проведено повторное
Сравнив результаты обследования экспериментальной подгруппы с контрольной, где формированию лексико-грамматических конструкций не уделялось особого внимания, мы выявили, что показатели группы, где проводился эксперимент, оказались выше. В результате проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Для подведения итогов
исследовательской работы был организован
«Круглый стол», куда были приглашены
воспитатели и родители данной группы.
Логопед рассказал о
Таким образом, методически
правильно организовав
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2002.
2. Белякова В.А Ознакомление
старших дошкольников со
3. Бессонова Т.П., Грибова
О.Е. Дидактический материал
4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей (1 ч.). - СПб., 1993.
5. Воспитание и
обучение детей с
6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
8. Гвоздев А.Н. Формирование
у ребенка грамматического
9. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. - М., 1996.
10. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. - М., 1985.
11. Диагностика нарушений
речи у детей и организация
логопедической работы в
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.( Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1981.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург. 1999.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
16. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова - М., 1981.
17. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 1998.
18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
19. Крамаренко Т.Н.,
Крамаренко Ю.Г. Кукольный
20. Крылова Н.Л. О
преемственности в речевой
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1958.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
24. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999.
25. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М., 1995.
26. Максаков А.И.
Правильно ли говорит ваш
27. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 1995.
28. Малиованова Е.Л. Развитие речевых способностей. - М., 2005.
29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
30. Назарова Е.В.
Формирование лексико-
31. Нарушение речи у дошкольников/ Сост. Р.А. Белова - Давид. - М., 1972.
32. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
33. Основы логопедии
с практикумом по
34. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.,1968.
35. От простого к сложному/ Под ред. Ю. Левина. - М., 1971.
36. Павлова Л.В. О
некоторых формах работы с
родителями: обучение и воспитание
дошкольников с нарушениями
37. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. - СПб., 1998.
38. Педагогические основы логопедической помощи детям дошкольного возраста/ Под ред. М.А. Поваляевой. - Ростов- на- Дону, 1996.
39. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, 2001.
40. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999.
41. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников// Дефектология. - 1995.-№3.
42. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1997.
43. Правдина О.В. Логопедия. - М., 1973.
44. Ребенок с большой буквы/ Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. - Ростов-на-Дону, 1999.
45. Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. - К., 1998.
46. Садретдинова Г.Ф., Смирнова М.В. Планирование и содержание занятий с детьми 5-6 лет, страдающих недоразвитием речи. - СПб., 1996.
47. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2003.
48. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.
49. Смирнова Л.Н.
Логопедия в детском саду. Занятия
с детьми с общим
50. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Альбом №3. - М., 1982.
51. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1984.
52. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. - М., 1968.
53. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
54. Ткаченко Т.А.
Учим говорить правильно (
55. Успенская Л.П.. Успенский М.Б. Учись говорить правильно. - М., 1973.
56. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
57. Филичева Т.Б., Туманова
Т.В. Дети с общим
58. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М., 1993.
59. Филичева Т.Б., Туманова
Т.В. Формирование
Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи