Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:35, дипломная работа

Описание

В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ
Раздел II. Теоретическое обоснование необходимости формирования лексико-грамматических категорий детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Понятие общего недоразвития речи и его причины
2.2. Классификация общего недоразвития речи
2.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.4. Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
2.5. Анализ литературы по данной проблеме
Раздел III. Констатирующий этап экспериментальной работы по исследованию состояния лексико-грамматического строя речи у детей группы ОНР.
3.1. Организация и задачи проводимого исследования
3.2. Методика обследования
3.3. Логопедическое обследование детей в группе ОНР
3.4. Анализ результатов обследования
3.5. Планирование коррекционной работы
Раздел IY. Формирующий и контрольный этапы исследовательской работы по формированию лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
4.1. Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
4.2. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
4.3. Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
4.4. Обучение практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени
4.5. Образование категорий притяжательных местоимений
4.6. Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении
4.7. Практическое усвоение конструкций сложных предложений
4.8. Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 ФОРМИРОВАНИЕ.docx

— 117.63 Кб (Скачать документ)

При обследовании словаря  он проверял, знают ли дети существительные, обозначающие части тела (плечо, подбородок, локоть), части предмета (донышко, носик, крышку у чайника), детенышей животных (ягненок, теленок, поросенок).

Логопед определил, что  в словаре детей мало обобщающих слов (транспорт, ягоды, птицы). Они путают диких и домашних животных. При  назывании частей чайника Дима и  Денис не справились с заданием.

Путем подбора определений  к словам, логопед выявлял, как  дети пользовались прилагательными. Он разобрал с ними следующие примеры:

«Какое бывает яблоко?» (большое, красивое, круглое, красное).

«Какое бывает лето?» (жаркое, теплое, дождливое).

Затем дети самостоятельно по картинкам подбирали признаки к предметам: шуба, лимон, зима.

Для обследования подбора  антонимов к словам, логопед провел игру «Скажи наоборот»: большой - маленький; широкий, длинный, горячий, чистый, толстый, тяжелый.

Все дети испытывали трудности при подборе определений  к словам (шуба, лимон, зима), антонимов (тяжелый, толстый), но с заданием справились, используя помощь логопеда.

Для выявления умения употреблять относительные прилагательные, логопед задавал вопросы и  уточнял: шарик из ваты (какой?) - ватный шарик; сумка из кожи, стакан из стекла, шуба из меха.

Далее проверял, как  дошкольники образовывают притяжательные прилагательные: «Чей хвост? - у волка, у лисы, у зайца» (волчий, лисий, заячий).

Практически у всех детей наблюдались ошибки в образовании  относительных и притяжательных прилагательных (кубик из пластмассы - «пластмассный»; у зайца - «зайкин хвост»; у лисы - «лисы хвост»). Саша и Дима затруднились с ответом.

После этого логопед  исследовал глагольный словарь детей:

- Что делают? - врач, повар, садовник.

- Как передвигаются? - щука, ласточка, змея.

- Как подает голос? - утка, мышь, лошадь.

В ходе обследования логопед выявлял умение детей  определять число глаголов. Для этого  он использовал пары сюжетных картинок: «Девочка сидит. - Девочки сидят. Мальчик  играет. - Мальчики играют».

Вова и Саша испытывали незначительные трудности в определении  числа глагола. Остальные дети медленно выполняли задание.

Для того чтобы выявить  особенности произношения каждого  из нарушенных звуков. Логопед детально их обследовал по классической методике. Он выявил, как ребенок произносил проверяемый звук сначала изолированно, затем в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах (звук в начале, середине, конце слова), предложениях, в связной речи. Для проверки произношения звуков, логопед использовал картинный материал[45].

Обследование звуков логопед проводил по фонетическим группам:

- гласные: а, о,  у, э, и, ы;

- согласные: 

свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ);

сонорные (р, р', л, л', звук i(йот));

глухие и звонкие( п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж) в мягком и твердом звучании; фрикативный звук х.

По результатам  обследования логопед отметил в  произношении дошкольников замены, отсутствие, перестановки, искажение и смешение звуков, которые представлены в таблице  № 1 «Нарушения всех компонентов речевой  системы».

Затем логопед обследовал фонематический слух детей. Он называл  сочетания слогов, а ребенок повторял за ним:

са-ша да-та-да

ба-па тя-ча-тя

да-та ша-ша-са

После этого обследуемый  ребенок произносил слова (кот-год-кот, том-дом-том, мишка-миска-мишка), называл  картинки, которые лежали на столе, и объяснял их значение (почка-бочка, корка-горка, трава-дрова).

Затем логопед перешел  к определению у детей умения выделять:

- ударный гласный  вначале слова (аист, утка, осы);

- последний согласный  звук в конце слов (мак, дом, палец, нос).

Логопед выявил, что  у всех детей снижен фонематический слух.

Слова сложной слоговой структуры логопед обследовал с  помощью картинок (свисток, помидоры, милиционер, аквариум, универмаг, скворечник, подснежник) и произнесения за логопедом  предложений: «Мальчик слепил снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Экскурсовод проводит экскурсию».

Все дети испытывали трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры и  предложений.

Таким образом, применяя различные методы и приемы, было проведено логопедическое обследование дошкольников, результаты которого зафиксированы  в речевых картах детей и занесены в таблицы и диаграмму.

Анализ результатов  обследования.

По результатам  логопедического обследования детей  с общим недоразвитием речи, проведенного логопедом, были составлены таблицы  и диаграмма.

Из данных таблицы  №1 «Нарушения всех компонентов речевой  системы» выясняется, что у детей  фонематический слух снижен или недостаточно развит, звукопроизношение нарушено, возникают трудности при воспроизведении  слоговой структуры слова, словарный  запас беден, не сформирован грамматический строй речи, связная речь недостаточно развита.

Результаты обследования лексико-грамматических конструкций  представлены в таблице №2 «Нарушение лексико-грамматических конструкций», из них видно, что наибольшие трудности  испытывают дети в построении сложных  предложений. В употреблении предлогов, путают, заменяют сложные предлоги более простыми. При рассказе не соблюдают последовательность изложения, переставляют части рассказа.

Таблица №1. Нарушения всех компонентов речевой  системы.

 
Компоненты  речи

Ф.И.ребенка

Звуко-

произношение

Фонемати-

ческий слух

Слоговая структура  слова Лекси-

ческий запас

Граммати-

ческий строй

Связная речь  
Вова З. с, с', з, з', ш, ж, ч, щ - м/з; л - отс. снижен испытывает трудности не знает частей тела, предметов нарушено словообразование однообразное перечисление предметов и действий  
Денис Н. ш, ж, ч, щ - бок. с - отс.,

д-т, б-п, г-к.

нарушен нарушена мало обобщающих понятий нарушено словообразование, согласование с предлогом «под» аграмматизмы в связной речи  
Дима О. с, с', з, з', ц - м/з ш, ж -бок.,

р,р-одноуд.,

л' -е

недостаточно развит нарушена не умеет подбирать  признаки к предметам неправильно согласовывает  существитель-ные с предлогами «под», «над» пользуется простыми предложения-ми  
Игорь А. ш-отс., р-отс., щ -с', ч-с', д-т,

г-к

снижен нарушена ограничен обиходно-бытовой тематикой не умеет согласовывать  числительные с существитель-ными пользуется фразовой речью, простыми предложения-ми  
Рома С. с, с', з,з',ц -г/з

р-отс., л-отс., ч-т', л'-е, р'-е,

к-т

грубо нарушен затрудняется затрудняется при  подборе антонимов, синонимов ошибки в согласовании существитель-ных с прилагатель-ными переставляет части  рассказа  
Саша Д. ч, щ-г/з, с,с',з,з',ц - м/з, е-э,ё-о,л'-е,р-л' снижен грубые ошибки беден, нет обобщений ошибки при употреблении существитель-ных в разных падежах не соблюдает последовательности при пересказе  
               

Таблица №2. Нарушение лексико-грамматических конструкций

 
Ф.И.ребенка

Показатели 

Вова З. Денис Н. Дима О. Игорь А. Рома С. Саша Д.  
Ед. и мн. число существительных (в косвенных  падежах) наблюдались ошибки при употреблении мн. числа сущ. возникли трудности использует неправильно неправильно употребляет  сущ. мн. числа в роде, падеже затрудняется ошибки в

использовании

ед. числа в

различных падежах

 
Ед. и мн. число глаголов (настоящ., прош. время) путает числа глаголов прошедшего времени испытывает трудности  в использовании глаголов прошедшего времени неверно употребляет не называет мн. число  глаголов наблюдаются ошибки в употреблении мн. числа глаголов возникли

затруднения

 
Предложно-падежные конструкции использует с ошибками все предлоги употребляет неверно (в, из, под, над) неправильно употребляет  предлоги трудности в использовании  всех предлогов не знает предлогов (над, под, из-за, между) путает простые

предлоги, сложные 

не знает

 
Согласование: сущ. с прилаг., с числит., с глаголом (во мн. числе) не согласовывает  существительные с прилагательными существитель-ные с числит. и прилаг. с трудом согласовывает  сущест. с прилагательным существительные с  прилаг., с числительны-ми существительные с  числительными и прилагательными не согласовывает  сущест. с числит. и глаголом  
Построение  простых предложе-ний использует, несоблюдая правильную последов-ть слов употребляет затрудняется использует с ошибками не соблюдает последовательность слов с трудом составляет  
Построение  сложных предложе-ний недоступно не составляет при пересказе не употребляет затруд-ся в построении сложноподчиненных предложений испытывает трудности  в составлении сложносочиненных предложений не использует при  рассказывании по сюжетной картинке  
               

Диаграмма № 1 Результаты обследования речи дошкольников в  группе ОНР.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Из данных, указанных  в таблицах и диаграмме следует, что дети экспериментальной группы владеют развернутой фразовой речью  с элементами лексико-грамматического  недоразвития и неправильным звукопроизношением. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное значение и  употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают  существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий. Большое количество ошибок дети допускают  в использовании простых предлогов (в, на, под, с). У детей недостаточная сформированность грамматических форм языка - ошибки в падежных окончаниях, смешении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не владеют. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение, распространять предложения и строить сложные предложения. У всех детей нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух. Наблюдаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры. Дошкольники не владеют звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию. Дети слабо владеют грамматическими формами и конструкциями при составлении предложений. В повествовании детей нарушены временные и логические связи: переставляют местами части рассказа, пропускают важные элементы сюжета.

Таким образом, логопедическое обследование показало, что у детей  экспериментальной группы II-III уровень  общего недоразвития речи, что подтверждает диагноз, поставленный медико-психолого-педагогической комиссией.

Сравнение с данными  контрольной группы показало, что  дети имеют аналогичные нарушения  речи. Таким образом, осуществив обследование детей, заполнив речевые карты и  составив таблицу звукопроизношения, логопед приступил к планированию коррекционной работы в группе ОНР.

3.5. Планирование коррекционной  работы.

После проведенного обследования и анализа результатов обследования логопед подготовил специальную  документацию. Прежде всего, он заполнил речевые карты детей, в которые  внес данные, отраженные в таблицах №1 и №2. На каждого ребенка логопед  оформил индивидуальную тетрадь  для занятий, где ежедневно планировал коррекционную работу. В тетрадь  вечерних занятий воспитателей с  детьми, логопед записывал задания  для индивидуальных и подгрупповых занятий. Логопед составил расписание для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и свой график работы.

Информация о работе Формирование лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи