Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:56, реферат
Многие страны мира имеют высокоразвитое и высокопроизводительное сельское хозяйство благодаря всемерному развитию кооперации. Кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства экономического и социального развития села. Она является одним из наиболее надёжных путей укрепления сельского хозяйства и имеет ряд преимуществ перед другими формами хозяйствования.
В развитии
кооперации в годы советской власти
можно выделить три периода: первый
период (с 1917 по 1929г.) характеризуется
развитием различных видов
Потребительская кооперация успешно развивалась в годы НЭПа. В 1927 году 39%, а в 1929 году 58,5% крестьянских хозяйств стали членами потребительской кооперации. Из общего объёма товаров, поступающих в деревню через розничную оптовую сеть, на долю потребительской кооперации в 1927году приходилось 48,9%, в 1929году – 68,6%.
Таким образом, развитие кооперации в годы советской власти (1917 – 1985 гг.) характеризуется сокращением многообразия её форм, отступлением от основных принципов, огосударствлением кооперативной собственности.
Попытка возродить кооперацию в России на основе её сущностных принципов была сделана в годы перестройки. В1988 году был принят закон «О кооперации». Созданные на его основе кооперативы сделали резкий рывок в сторону предпринимательской деятельности, образовался негосударственный сектор экономики в промышленности, строительстве, бытовом обслуживании.
Экономические преобразования, «шоковая терапия» в начале 90-х годов повлияли и на развитие потребительской кооперации. Производственный и кадровый потенциал потребкооперации оказался невостребованным, резко упали объёмы производства.4
Федеральный
закон «О потребительской кооперации»
(1992г) и ряд постановлений
Центросоюз
потребительских обществ России
объединяет 77 областных и республиканских
организаций, 1300 районных. В его составе
3400 потребительских обществ. Потребкооперация
осуществляет многогранную деятельность:
торговлю, заготовку сельскохозяйственной
продукции и сырья, производство
товаров народного потребления,
подготовку специалистов высшей и средней
квалификации, кадров массовых профессий.
Для этого имеется
В системе потребкооперации занято 430 тыс. человек. Она обеспечивает товарами первой необходимости 30 млн. человек (практически всё сельское население), вырабатывает свыше 400 наименований продовольственных товаров. Организации потребительской кооперации участвуют в поставке картофеля, овощей, плодов и иной продукции в города и промышленные центры, для нужд армии, МВД, других спецпотребностей.
Важна социальная
роль потребительской кооперации. Она
обеспечивает занятость сельского
населения путём развития подсобных
хозяйств, возрождения народных промыслов,
создания цехов по подработке сельскохозяйственной
продукции, использования труда
надомников, увеличения закупок лекарственно-
Таким образом, с 1986 года происходит разгосударствление кооперации и её возрождение на основе важнейших кооперативных принципов. Однако развитие кооперации не смогло предотвратить резкий спад сельскохозяйственного производства в период аграрной реформы.
1.3 Организация
Потребительские
кооперативы определяются Гражданским
кодексом как некоммерческие организации
(ст.50, п.3). Они могут осуществлять
предпринимательскую
В соответствии
с законом «О сельскохозяйственной
кооперации»
Современная
классификация
Потребительские кооперативы в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, животноводческие, кредитные, страховые и др.
Целью деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов является организация сбыта продукции сельхозтоваропроизводителей – членов кооператива, снабжение их средствами производства и оказание других видов услуг в соответствии с их потребностями.
Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также её хранение, сортировку, сушку, мойку, фасовку и транспортировку, заключают сделки, изучают рынок сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Такие кооперативы помогают сельскохозяйственным товаропроизводителям завоевать рынки сбыта и ориентируют их производство на потребности рынка.
Снабженческие
кооперативы образуют для закупки
и продажи средств
Функции по сбыту:
- Анализ
качества продукции, её
-Изучение рынков и ценовой политики на них, конкурентоспособности производимой продукции;
- Поиск наиболее выгодных показателей;
- Заключение
договоров на поставку
- Установление выгодных цен на производство продукции;
- Выработка
предложений
Функции снабжения:
- Приобретение
через кооператив ГСМ,
- Изучение
рынка по поставкам данного
вида товаров, производителей, ценовой
политики на них,
- Соотношение качества товаров и цен на них;
- Заключение договоров на поставку данных видов товаров хозяйству – члену кооператива6.
Имущество
сельскохозяйственного
К моменту
государственной регистрации
Часть оценочной стоимости паевого взноса, превышает размер обязательного пая, передаётся с согласия члена кооператива в его дополнительный пай.
Доход, определяемый
по годовому балансу кооператива, распределяется
в следующей
1.отчисления в резервный фонд и неделимый фонд;
2.осуществляются
обязательные платежи в
3.на выплату
причитающихся по
4.оставшаяся
часть распределяется среди
Резервный фонд формируется в размере 10% от уставного капитала ежегодными вложениями не менее 3 % в год, а неделимый фонд – решением квалификационного большинства общего собрания в размере 10% от уставного капитала с ежегодными отчислениями не менее 3% в год.
Вступление в кооператив влечёт для членов кооператива следующие обязательства:
- поставлять в кооператив не менее 50% товарной продукции;
- производить
заказы через кооператив на
средства производства и
- отдавать
приоритет кооперативу при
Каждый член кооператива обязуется внести обязательный и дополнительный паевые взносы, размер которых определяется общим собранием членов кооператива по мере производственной необходимости. Член кооператива и сторонние пользователи платят за пользованием услугами кооператива по позициям:
- сбыт - % от объёма поставки продукции в кооператив без учёта затрат на текущие расходы;
- снабжение - % от суммы поставки средств производства и других услуг;
- дополнительные услуги - % от объёма услуги (транспорт, очистка и т. д.).
Вступая
в кооператив, новый
Плата за пользование услугами кооператива может быть установлена как разница в ценах по позициям:
- По сбыту
– между ценами продажи
- По снабжению
– между ценами приобретения
и ценами поставки членам
- По прочим
услугам – между фактическими
затратами по оказанию услуг
и тарифами на них,
Рассмотрим механизм формирования сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива.
Толчком к созданию кооператива является совместное обсуждение людьми их общих проблем или потребностей и попытка принятия общего решения. Это обсуждение, даже если оно носит неофициальный характер, должно быть хорошо подготовлено и проведено таким образом, чтобы каждый имел возможность высказать свою точку зрения. Все кооперативы основываются на очень строгом соблюдении принципов демократии. Пришедшие на собрание лояльно настроенные представители коллективных предприятий и частные лица, являющиеся потенциальными членами, могут участвовать в принятии решения о создании кооператива.
Для координации различных решений и выполнения задач, поставленных членами кооператива, избирается председатель, который к тому же должен уметь проводить деловые собрания. Секретарю в обязанности вменяется ответственность за корреспонденцию, ведение протоколов собраний, составление вместе с председателем повестки собраний для распространения её среди членов кооператива. Казначей несёт ответственность за денежные средства (если таковые имеются) и с самого начала ведёт финансовую отчётность.
Ключевыми мероприятиями по созданию кооператива являются:
1.разработка бизнес-планов ТЭО);
2.подготовка уставов;
3.проведение учредительных собраний;
4.выделение
и оформление земельных
5.подготовка
проектно-сметной документации