Эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:56, реферат

Описание

Многие страны мира имеют высокоразвитое и высокопроизводительное сельское хозяйство благодаря всемерному развитию кооперации. Кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства экономического и социального развития села. Она является одним из наиболее надёжных путей укрепления сельского хозяйства и имеет ряд преимуществ перед другими формами хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

Диплом!.docx

— 180.69 Кб (Скачать документ)

В развитии кооперации в годы советской власти можно выделить три периода: первый период (с 1917 по 1929г.) характеризуется  развитием различных видов кооперации и многообразием её форм; второй (с 1929 по 1940г.) – проведением коллективизации  и свёртыванием кооперативных принципов; третий (с 1950 по 1985г.) – укрупнением колхозов и развитием межхозяйственной кооперации.

Потребительская кооперация успешно развивалась  в годы НЭПа. В 1927 году 39%, а в 1929 году 58,5% крестьянских хозяйств стали членами потребительской кооперации. Из общего объёма товаров, поступающих в деревню через розничную оптовую сеть, на долю потребительской кооперации в 1927году приходилось 48,9%, в 1929году – 68,6%.

Таким образом, развитие кооперации в годы советской  власти (1917 – 1985 гг.) характеризуется  сокращением многообразия её форм, отступлением от основных принципов, огосударствлением  кооперативной собственности.

Попытка возродить кооперацию в России на основе её сущностных принципов была сделана в годы перестройки. В1988 году был принят закон «О кооперации». Созданные на его основе кооперативы  сделали резкий рывок в сторону предпринимательской деятельности, образовался негосударственный сектор экономики в промышленности, строительстве, бытовом обслуживании.

Экономические преобразования, «шоковая терапия» в  начале 90-х годов повлияли и на развитие потребительской кооперации. Производственный и кадровый потенциал  потребкооперации оказался невостребованным, резко упали объёмы производства.4

Федеральный закон «О потребительской кооперации» (1992г) и ряд постановлений правительства  направлены на демократизацию, повышение  роли пайщиков как подлинных хозяев, упорядочение взаимоотношений с  государством. Кооперативным организациям было предоставлено право создавать фонд развития потребкооперации, привлекать земные средства населения, были отсрочены платежи по кредитам, предоставлен ряд других льгот. Всё это позволило остановить продолжавшийся на протяжении многих лет спад производства и добиться устойчивого роста объёмов торговле, заготовках, производстве. С 1999 года большинство кооперативных организаций в системе потребкооперации в целом работают без убытка, общий оборот достиг более 70 млрд. руб., что в некоторых регионах составляет около 70% местного бюджета.

Центросоюз  потребительских обществ России объединяет 77 областных и республиканских  организаций, 1300 районных. В его составе 3400 потребительских обществ. Потребкооперация осуществляет многогранную деятельность: торговлю, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, производство товаров народного потребления, подготовку специалистов высшей и средней  квалификации, кадров массовых профессий. Для этого имеется соответствующая  материально- техническая база: более 110 тыс. предприятий торговли и общественного  питания; заготовительные пункты; промышленные предприятия по производству хлеба, кондитерских, колбасных, макаронных изделий, безалкогольных напитков; предприятия  бытового обслуживания, а также свыше 100 учебных заведений по подготовке кадров.

В системе  потребкооперации занято 430 тыс. человек. Она обеспечивает товарами первой необходимости 30 млн. человек (практически всё сельское население), вырабатывает свыше 400 наименований продовольственных товаров. Организации  потребительской кооперации участвуют  в поставке картофеля, овощей, плодов и иной продукции в города и  промышленные центры, для нужд армии, МВД, других спецпотребностей.

Важна социальная роль потребительской кооперации. Она  обеспечивает занятость сельского  населения путём развития подсобных  хозяйств, возрождения народных промыслов, создания цехов по подработке сельскохозяйственной продукции, использования труда  надомников, увеличения закупок лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов. Это даёт людям дополнительный заработок. Кооперативные организации выдают товары в долг, осуществляют продажу  в самых отдалённых и труднодоступных  населённых пунктах.

Таким образом, с 1986 года происходит разгосударствление кооперации и её возрождение на основе важнейших кооперативных принципов. Однако развитие кооперации не смогло предотвратить резкий спад сельскохозяйственного производства в период аграрной реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Организация сельскохозяйственного  потребительского снабженческо-сбытового  кооператива

Потребительские кооперативы определяются Гражданским  кодексом как некоммерческие организации (ст.50, п.3). Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы (ст.116, п.5). Целью деятельности потребительских кооперативов является не получение прибыли, а удовлетворение потребностей членов кооператива в тех или иных видах услуг. Финансовым результатом от предпринимательской деятельности потребительских кооперативов является доход, а не прибыль. Он направляется на развитие деятельности  кооператива и распределяется между его членами согласно положениям, заложенным в уставных документах.

В соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственная кооперация – система сельскохозяйственных производственных и потребительских  кооперативов и их союзов. Под сельскохозяйственным потребительским кооперативом понимают сельскохозяйственный кооператив, созданный  сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного  участия в хозяйственной деятельности кооператива. А сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или  юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая  составляет в стоимостном выражении  более 50% общего объёма производимой продукции.

Современная классификация сельскохозяйственных потребительских кооперативов сложилась  на основании изучения исторических этапов развития кооперации в сельском хозяйстве и современных требований российской экономики5.

Потребительские кооперативы в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, животноводческие, кредитные, страховые и др.

Целью деятельности сельскохозяйственных потребительских  снабженческо-сбытовых кооперативов является организация сбыта продукции  сельхозтоваропроизводителей – членов кооператива, снабжение их средствами производства и оказание других видов услуг в соответствии с их потребностями.

Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также её хранение, сортировку, сушку, мойку, фасовку  и транспортировку, заключают сделки, изучают рынок сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Такие кооперативы помогают сельскохозяйственным товаропроизводителям завоевать рынки сбыта и ориентируют их производство на потребности рынка.

Снабженческие кооперативы образуют для закупки  и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в  целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка  скота и птиц; производства сырья  и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки необходимых потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и др.).

Функции по сбыту:

- Анализ  качества продукции, её хранение  и реализация;

-Изучение  рынков и ценовой политики  на них, конкурентоспособности  производимой продукции;

- Поиск наиболее  выгодных показателей;

- Заключение  договоров на поставку продукции  в кооперативе и её реализацию;

- Установление  выгодных цен на производство  продукции;

-  Выработка  предложений сельскохозяйственным  товаропроизводителям – членам  кооператива на производство  продукции, конкурентоспособной  на рынке. 

Функции снабжения:

- Приобретение  через кооператив ГСМ, запасных  частей и т. д. 

- Изучение  рынка по поставкам данного  вида товаров, производителей, ценовой  политики на них, конкурентоспособность  товаров на рынке;

- Соотношение  качества товаров и цен на  них;

- Заключение  договоров на поставку данных  видов товаров хозяйству –  члену кооператива6.

Имущество сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива  формируется за счёт собственных  и заёмных средств. Размер заёмных  средств не должен превышать 60% от общего объёма средств кооператива. Собственные  средства включают в себя паевые взносы членов, доходы от хозяйственной деятельности, размещения своих средств в кредитных учреждениях, от ценных бумаг и других источников, а также за счёт средств, безвозмездно переданных сторонними организациями.

К моменту  государственной регистрации кооператива  каждый его член вносит 25% обязательного  паевого взноса, а остальную часть  – в течение 9 месяцев с момента  регистрации кооператива.

Часть оценочной  стоимости паевого взноса, превышает  размер обязательного пая, передаётся с согласия члена кооператива  в его дополнительный пай.

Доход, определяемый по годовому балансу кооператива, распределяется в следующей последовательности:

1.отчисления  в резервный фонд и неделимый  фонд;

2.осуществляются  обязательные платежи в государственный  бюджет и кредиторам;

3.на выплату  причитающихся по дополнительным  паям членов и ассоциированных  членов кооператива дивидендов, общая сумма которых не должна  превышать 30% от дохода кооператива,  подлежащего распределению;

4.оставшаяся  часть распределяется среди членов  кооператива в виде кооперативных  выплат, которые направляются на  пополнение паевых взносов членов  кооператива пропорционально их  участию в деятельности кооператива.

Резервный фонд формируется в размере 10% от уставного капитала ежегодными вложениями не менее 3 % в год, а неделимый  фонд – решением квалификационного  большинства общего собрания в размере 10% от уставного капитала с ежегодными отчислениями не менее 3% в год.

Вступление  в кооператив влечёт для членов кооператива  следующие обязательства:

- поставлять  в кооператив не менее 50% товарной  продукции;

- производить  заказы через кооператив на  средства производства и имущество,  необходимые для его хозяйственной  деятельности, и которые кооператив  в силах ему предоставить;

- отдавать  приоритет кооперативу при необходимости  получения тех или иных его  услуг.

Каждый  член кооператива обязуется внести обязательный и дополнительный паевые взносы, размер которых определяется общим собранием членов кооператива  по мере производственной необходимости. Член кооператива и сторонние  пользователи платят за пользованием услугами кооператива по позициям:

- сбыт - % от  объёма поставки продукции в  кооператив без учёта затрат  на текущие расходы;

- снабжение  - % от суммы поставки средств производства и других услуг;

- дополнительные  услуги - % от объёма услуги (транспорт,  очистка и т. д.).

Вступая в кооператив, новый сельхозтоваропроизводитель берёт на себя обязательство поставлять свою продукцию, приобретать через кооператив основные средства и ресурсы и пользоваться его услугами. При выходе из кооператива обязательным требованием является подача заявления о выходе за 3 месяца до конца периода действия обязательства.

Плата за пользование услугами кооператива  может быть установлена как разница  в ценах по позициям:

- По сбыту  – между ценами продажи покупателю  и расчётными внутрикооперативными  ценами (комиссионное вознаграждение);

-  По снабжению  – между ценами приобретения  и ценами поставки членам кооператива;

- По прочим  услугам – между фактическими  затратами по оказанию услуг  и тарифами на них, установленными  для членов и не членов кооператива7.

Рассмотрим  механизм формирования сельскохозяйственного  потребительского снабженческо-сбытового  кооператива.

Толчком к созданию кооператива является совместное обсуждение людьми их общих  проблем или потребностей и попытка  принятия общего решения. Это обсуждение, даже если оно носит неофициальный  характер, должно быть хорошо подготовлено и проведено таким образом, чтобы  каждый имел возможность высказать  свою точку зрения. Все кооперативы  основываются на очень строгом соблюдении принципов демократии. Пришедшие  на собрание лояльно настроенные  представители коллективных предприятий  и частные лица, являющиеся потенциальными членами, могут участвовать в  принятии решения о создании кооператива.

Для координации  различных решений и выполнения задач, поставленных членами кооператива, избирается председатель, который к  тому же должен уметь проводить деловые  собрания. Секретарю в обязанности  вменяется ответственность за корреспонденцию, ведение протоколов собраний, составление  вместе с председателем повестки собраний для распространения её среди членов кооператива. Казначей несёт ответственность за денежные средства (если таковые имеются) и  с самого начала ведёт финансовую отчётность.

Ключевыми мероприятиями по созданию кооператива  являются:

1.разработка  бизнес-планов ТЭО);

2.подготовка  уставов;

3.проведение  учредительных собраний;

4.выделение  и оформление земельных участков  и передача (сдача в аренду) государственного, муниципального и иного имущества  под формирование производственной  базы СПСК;

5.подготовка  проектно-сметной документации на  создание производственной базы;

Информация о работе Эффективность