Эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:56, реферат

Описание

Многие страны мира имеют высокоразвитое и высокопроизводительное сельское хозяйство благодаря всемерному развитию кооперации. Кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства экономического и социального развития села. Она является одним из наиболее надёжных путей укрепления сельского хозяйства и имеет ряд преимуществ перед другими формами хозяйствования.

Работа состоит из  1 файл

Диплом!.docx

— 180.69 Кб (Скачать документ)

 

Взаимоотношения, складывающиеся в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, несут  в себе двойственный характер.

Во-первых, они  имеют деловую, хозяйственную характеристику, т. е. представляют собой хозяйственные  рыночные отношения, направленные на получение собственной выгоды членов кооператива, т. к. в процессе деятельности формируется определённый рыночный кругооборот.

Во - вторых, эти взаимоотношения имеют и  социально-экономический характер, затрагивающий отношения собственности  совместного владения средствами производства, рабочими местами, результаты хозяйственной  деятельности кооператива и распределение  экономических и социальных выгод  от его деятельности между членами  кооператива.

Результаты  кооператива – это результаты рисковой коммерческой деятельности в  рыночных условиях, а также социального  взаимодействия внутри кооператива.

Организационно-экономические  отношения в сельскохозяйственных потребительских кооперативах должны развиваться как совокупность двух составляющих: первая – удовлетворение собственных экономических интересов  и улучшение результатов хозяйствования каждого члена кооператива, а  вторая – удовлетворение общих интересов  всех членов кооператива, создание лучших возможностей жизнедеятельности и  стабильности самого кооператива как  хозяйствующего субъекта. При этом общие интересы членов кооператива  должны превалировать над частными.

Взаимоотношения формируют свой воспроизводственный  цикл, включающий как производство и распределение, так и обмен, и потребление продукции (при  условии их выгодности).

Как уже отмечалось, организационно-экономические отношения  сельскохозяйственных потребительских  кооперативов являются компонентами рыночных отношений, поэтому носят рыночный характер.

Сельхозтоваропроизводители объединяются, чтобы эффективнее выполнять свои производственные и рыночные функции, так как кооперативы помогают им быстрее адаптироваться к условиям рынка, совершенствуя маркетинговые и обслуживающие функции агропромышленного комплекса.

Наличие сформированной рыночной системы способствует развитию кооперативных отношений. Эти отношения, опираясь на кооперативную собственность, направлены на развитие нормальной деятельности членов кооператива, выполнения принципов кооперативного движения, на справедливое распределение доходов между членами кооператива, развитие образовательной деятельности, совершенствование производственных и социальных аспектов аграрной сферы.

Кооператив  может стабильно развиваться, руководствуясь строгим коммерческим расчётом с  целью получения выгоды от своей  деятельности, направленной на удовлетворение интересов членов кооператива.

Рассматривая  деятельность сельскохозяйственных потребительских  кооперативов как некоммерческих организаций, и в то же время, занимающих определённую нишу на рынках сбыта сельхозпродукции и продуктов её переработки и  снабжения сельхозтоваропроизводителей средствами производства на рынке финансовых и других видов услуг, возникает острая необходимость в разработке системы взаимоотношений между кооперативом и его членами. Работа кооператива должна соответствовать тем кооперативным принципам, которые выработаны многолетней международной практикой кооперативного движения, и, в то же время, соответствовать законам рыночной экономики, чтобы обеспечить свою жизнеспособность. При разработке этих систем приходится учитывать и действие существующих законов, налогов, систему учёта и взаиморасчётов.

Основные  положения системы взаимоотношений  в кооперативе находят отражение  в Уставе и внутреннем регламенте. Внутренний регламент утверждается, как и Устав, общим собранием  кооператива и обязателен к выполнению всеми членами.

 

 

 

3.3 Эффективность реализации молока  через кооператив

На сегодняшний  день СПСК «Целинник» продолжает наращивать темпы своей деятельности. Кооператив использует только своё оборудование, а необходимые помещения предоставлены  на безвозмездной основе главой ОАО  «Декабрист» Гришановым В. В.

За четыре года работы с 2007 по 2010 год бурное развитие деятельности кооператива наблюдается  только в последние годы в 2009 и  в 2010. Начиная с 2008 года происходит увеличение числа членов кооператива, а также наращивание темпов деятельности.

СПСК «Целинник» является некоммерческой организацией, его основная деятельность это удовлетворение потребностей своих членов. Кооператив в основном занимается сбытом молока молокозаводу. Для этого у него имеется оборудование, позволяющее  определить и проверить качество покупаемого молока и доводить его  до потребителя по приемлемым для  себя ценам.

Таблица 19

Показатели  реализации молока в Декабристском  муниципальном округе за 2007-2010 годы.

Населённый пункт

Приходится в среднем на 1 ЛПХ коров,голов

Реализовано в среднем на 1 ЛПХ,кг

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Отделение № 1

3,04

3,04

2,65

2,5

6848,4

7854,7

5167,1

4896,9

Отделение № 2

5,75

5,75

7

 

16042,8

13486

14024

 

Отделение № 3

2,19

2,19

2,17

2,45

5226,7

6871,7

6877,9

5610,7

Отделение № 4

3,25

3,25

3,3

3,6

6922,1

7232,4

8447,7

6993,9

Центральный

2

2

1,9

2,4

3108,4

3955,4

3668,2

6173,6

Итого

2,3

2,3

2,3

2,6

4457,9

5415,1

5190,3

5803,7


 

В таблице 19 приведены данные по поголовью коров и по реализации молока в среднем на 1 ЛПХ. За период 2007-2010г. в целом по муниципальному округу в среднем на каждое личное подсобное хозяйство приходилось 2,3 голов коров. В разрезе населённых пунктов за этот период наблюдаются изменения. Так в населённых пунктах отделения №1 оно сократилось с 3,04 голов в 2007 году до 2,5 в 2010 году. Соответственно, снизилось и количество реализованной продукции на 24,6%. В отделении №2  владельцы ЛПХ  стали заниматься только овцеводством, и больше не являются членами кооператива. По другим отделениям поголовье коров в расчёте на 1 ЛПХ практически не изменилось, а объём реализации повысился. Это положительно повлияло на общие результаты продажи молока личными подсобными хозяйствами через кооператив.

По сравнению  с 2007 годом в расчёте на 1 ЛПХ  в 2010 году объём реализации молока увеличился в 1,3 раза.

На рисунке  8 приводится диаграмма, характеризующая тенденции в реализации молока в зависимости от количества ЛПХ и поголовья скота.

Рис.8. Реализация молока Декабристского округа за 2007-2010 годы

 

Анализ диаграммы  показывает, что за четыре года (2007-2010гг.) количество ЛПХ сократилось на 83, поголовье скота так же сократилось (на 233голов), и соответственно количество реализуемого молока уменьшилось  на 60%.

Рассмотрим  основные показатели производства и  реализации молока в СПСК «Целинник» и в целом по Декабристскому муниципальному округу.

Таблица 20

Показатели  производства и реализации молока в  Декабристском муниципальном округе и в СПСК «Целинник» за 2010 год

Показатели

Декабристский муниципальный округ

СПСК

«Целинник»

Количество ЛПХ, ед.

674

124

Поголовье коров, гол.

713

317

Производство молока, т.

2240

-

Реализация молока, т.

-

719,7

Товарность, %

-

32


 

Анализ таблицы  показал, что в Декабристском  муниципальном округе услугами СПСК «Целинник» пользуются почти 33% ЛПХ  от общего их количества. Результаты анализа  показывают, что в кооперативе  имеются потенциальные возможности  для развития его деятельности по реализации молока от населения. Исходя из этого нами совместно со специалистами в соответствии с планом социально-экономического развития кооператива разработаны плановые показатели на перспективу.

 

 

 

 

 

 

Таблица 21

Основные  проектные показатели развития СПСК «Целинник»

Показатели

Проект

Количество ЛПХ, ед.

502

Поголовье коров, гол.

602

Производство молока, т.

2107

Реализация молока, т.

1189

Товарность, %

56


 

Анализ таблицы  свидетельствует о том, что в  среднем на одно ЛПХ в Декабристском  муниципальном округе приходится 1,2 голов коров, т.е. в 502 ЛПХ содержится по плану 602 голов. Следовательно, при надое от одной фуражной коровы 3500 кг возможен уровень производства молока 2107 т. При этом реализовано будет 1189 т. молока.

Таблица 22

Сравнительный анализ безубыточного объема реализации от ЛПХ Декабристского муниципального округа

 

Показатель

Фактические

Проектные

Выручка, тыс. руб.

7089,045

12900,65

Затраты, тыс. руб.

9040,8

11324,6

Переменные затраты,

5325,8

7609,6

Постоянные затраты, тыс. руб.

3715

3715

Прибыль, тыс. руб.

-1951,8

1576,05

Маржинальный доход, тыс. руб.

1763,2

5291,05

Количество реализуемой продукции, т

719,7

1189

Точка безубыточности, т

1516,4

834,8


 

Из таблицы 22 можно сделать вывод, что увеличив объем реализации и цену за реализацию единицы продукции, кооператив сможет получить прибыль и не работать себе в убыток. Так же можно добиться снижения точки безубыточности почти в 2 раза за счет увеличения количества реализованной продукции, увеличения маржинального дохода.

Таблица 23

Сравнительный анализ рентабельности производства и  реализации молока ЛПХ Декабристского муниципального округа

 

Показатели

Фактические

Проектные

Количество реализованной продукции, т

719,7

1189

Себестоимость 1 л реализованной продукции, руб

12,56

9,5

Средняя цена реализации 1 т продукции, руб

9850

10850

Прибыль от реализации молока, тыс.руб

-1951,8

1576,05

Уровень рентабельности %

-21,8

13,9


 

Проанализировав таблицу 23 можно сделать вывод, что  за счет снижения себестоимости продукции, увеличения количества реализованной  продукции и увеличения прибыли от реализации увеличивается уровень рентабельности работы кооператива больше чем в 1,5 раза.

Для успешной реализации продукции необходимо исследовать  рынки сбыта, состояние и динамику потребительского спроса, оценить деятельность конкурентов и разработать собственную  стратегию продажи продукции. Для  упорядочения и выбора более выгодных каналов необходимо создать структуру маркетинга, руководство которой может осуществлять консультант – аналитик по маркетингу (рис.9).

 

 




 



 

 

 


 

 

Рис.9. Предлагаемая структура маркетинга в СПСК «Целинник»

 

 - существующие  структуры


 

 - предлагаемая  структура


 

Консультант – аналитик по маркетингу изучает  рынки сбыта продукции в Ершовском и соседних районах, городах области; обрабатывает имеющуюся информацию по определению выгодных каналов реализации; изучает конъюнктуру цен, спрос и предложение на продукцию определённого качества. На основе этих данных разрабатываются и вносятся предложения по совершенствованию производства и сбыту продукции.  

 

 

 

 

 

Заключение

Производство молока является одной из важнейших отраслей агропромышленного комплекса. Молоко и молочная продукция служат источниками полноценных белков, жиров, молочного сахара, а также разнообразных минеральных веществ, витаминов, ферментов. Молоко легко усваивается организмом человека.

По всем показателям  сельскохозяйственный потребительский  снабженческо-сбытовой кооператив «Целинник» является развивающейся эффективно работающей организацией, с хорошо разработанным порядком управления. Организация в настоящее время обслуживает 226 своих членов, в число которых входят 220 личных подсобных хозяйств. Кооператив стабильно увеличивает число своих членов. Заботясь о своих членах, правление кооператива привлекает в организацию всё новые и новые хозяйства.

Информация о работе Эффективность