Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

28 Виды противоречий: основные(определяют развитие предмета от его зарождения до гибели(в неживой природе-между притяжением и отталкиванием; в живой-между жизнью и смертью; в обществе-между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением); внутренние(противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии) и внешние(противоречия между системами, они являются условиями для развития); главные( которые выходят на передний план в данный момент времени) и неглавные(все остальные); антагонистические (противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы) и неантагонистические(противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные нет. Они имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними. Метафизики(альтернатива диалектики) отрицают противоречивость явлений, считают, что противоречия есть только в нашем мышлении, как результат наших заблуждений. Источник движения, по их мнению, -внешняя сила(Бог). В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей, но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 Парацельс(врач)писал: Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Проблема субъекта  и объекта познания. Познание – это деятельность сознания. В структуру познания входят:1. субъект познания; 2. Объект познания; 3. Средства познания (теории, концепции, приборы и т.д.); 4.цели; 5.результаты познания. В переводе с латыни subjectum –подлежащее, objectum – предмет.

Начиная с 17 в., с  Декарта, «субъект» соотносится с понятием «объект». Декарт весь мир разделил на субъект и объект. Итак, под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная, практическая и иная деятельность.


Взаимодействие субъекта и объекта включает три аспекта: 1.познавательный, 2.оценочный и 3.деятельностно-практический. Познавательная и оценочная деятельность всегда вплетена в практику.


Цель  и идеал познания – получение объективных, истинных знаний о мире. В Новое время (17-18 вв.) стал развиваться капитализм, наука и доминировала уверенность, что можно получить 100% объективные знания, т.е. убрать то, что идет от субъекта и средств познания. Бэкон говорил об «идолах», т.е. трудностях познания, но все же полагал, что они могут быть преодолены с помощью эксперимента и других методов. Но в 19 в. и особенно в 20 в. осознается, что знания никогда не бывают «чистыми», 100% объективными. Мы всегда видим мир через призму своего времени, своих предрассудков, системы ценностей и т.д. Поэтому познание всегда есть противоречивый процесс от неточного к более точному знанию. Еще марксисты отмечали, что познание-это субъективный образ объективного мира.

Герменевтика, логический позитивизм и др. направления философии 20 в. отмечали, что знание всегда несет отпечаток эпохи, языка, ценностей и т.д., т.е. того, чем характеризуется субъект. Т.е. субъект не зеркально отражает мир, а по-своему, субъективно. Субъект имеет общественно-исторический характер. Да и объект имеет общественно-исторический характер, например, микроорганизмы существовали миллионы лет, но объектом познания они стали с изобретением микроскопа.

 

 

 

 

 

 

 

34.. Структура познавательного  процесса. Основные формы чувственного  и рационального познания. Познание. Практика.Творчество. Итак, познание – это процесс. Начинается процесс познания с чувственной ступени и переходит к рациональной ступени познания. Познание  - деятельность сознания. Сознание включает в свою структуру психику и абстрактное мышление. Чувственное познание основывается на психике, а рациональное познание – на абстрактном мышлении. Рациональное познание характеризуется как понятийное, логическое познание.

Структура познания кроме  чувственной и рациональной ступеней включает  и другие элементы – интуиция, рефлексия, вера (как уверенность, доверие). Чувственное познание и его формы

С помощью чувственного познания, связанного с органами чувств, психикой, субъект может познать лишь те свойства, связи, которые доступны непосредственному  созерцанию. Т.е. оно ориентировано  на познание единичных предметов, их внешних сторон, видит явления, но не сущность (хотя сущность и проявляется в явлении, но на этом уровне мы не можем их разделить), носит наглядно-образный характер.

Три основные формы чувственного познания

1). Ощущения. Это субъективный образ объективного мира. Они дают знания отдельных сторон предметов и явлений (красное, твердое, кислое и т.п.).

2). Восприятия. Это целостный образ предмета, явления, получаемый при непосредственном контакте с ним. Это совокупность ощущений.

3). Представления. Это целостный образ предмета, воспроизведенный по памяти. При этом мы что-то забываем, т.е. появляется возможность абстрагирования от случайного, единичного. Чаще всего мы запоминаем то, что чаще повторяется – общее. Иначе говоря, появляется возможность обобщения. А это уже ступенька к абстрактному мышлению – созданию понятий, к рациональному познанию. Но и представление еще носит обобщенно-наглядный характер. Так, мы можем обобщенно-схематично изобразить человека по принципу «ручки, ножки, огуречик, вот и вышел человечек».В схеме уловлено общее, но внешне общее – абрис человеческой фигуры, а суть – не выявлена (социальное, сознательное, нравственное существо…).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34(б)) Единство чувственного и рационального - закономерность познания Познание идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике». Иначе говоря, познание и на чувственном, и на рациональном уровне, всегда связано с практикой, которая выступает 1. источником познания, 2. целью познания и 3. критерием истинности наших знаний. Чувственное и рациональное диалектические противоположности – они и отрицают, и дополняют друг друга, существуя в единстве и борьбе. Немецкий философ Риккерт (1863-1936) писал: «Познание – превращение индивидуальных восприятий и созерцаний в общезначимые суждения». Физиологи и психологи отмечают, что в коре головного мозга человека есть правое и левое полушария. Левое связано в основном с абстрактным, рациональным познанием, а правое – с чувственным, наглядно-образным. Они неразрывно связаны. Однако были и есть философы, которые метафизически разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой:

1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – считают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум всего лишь классифицирует чувства, не внося ничего нового (Локк, Гоббс и др.)2. рационалисты (рацио – разум) – считают, что чувства могут приводить нас к заблуждениям им только разум способен дать истину (Декарт и др.). Диалектики отмечают, что мы идем от чувств к разуму, начинаем познание с ощущений, затем с помощью разума их анализируем, ощущения дают материалу

 

 

 

 

 

34(г) ) писал: «Философствовать – это значит пытаться изменить сами рамки и нормы мышления, которые мешают делать и быть по-другому, чем есть». Итак, процесс познания-есть система взаимодействующих компонентов: чувственного, рационально-логического, рефлексии и интуиции, веры, как иррационального. Познание и творчество:Основой развития цивилизации является культура. Она всегда избыточна, т.е. в ней все время появляется что-то новое. Новое появляется и в природе - спонтанно, но в социальных системах новое всегда связано с сознательным творчеством, целенаправленным поиском нового. Творчество – это поиск такого нового, которое обеспечивало бы гармонизацию  всего, что появляется спонтанно в социоприродных системах. Для этого надо уметь познавать, оценивать, предвидеть, прогнозировать, а затем проектировать будущее состояние системы.Познание носит активно-творческий характер, который представляет возникшую в труде, в практической деятельности способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания новые знания, а на их основе – изменять действительность. Большую роль в творчестве играют: комбинаторное и ассоциативное мышление, рефлексия, анализ, синтез, обобщение, интуиция, язык, игра, свобода, случай, труд и т.д. Творчество-духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание новых ценностей, установление новых фактов, свойств и законов, методов исследования и преобразования мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Познание как  постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины. Правильные, верные знания о мире называются истиной.Об истинности предметов спорить бессмысленно. Истинными или ложными могут быть лишь наши суждения, знания о них. Это положение классической или корреспондентной концепции истины.Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак,1) любое наше знание, истина всегда объективна по своему содержанию, т.к.к истина – это те знания, которые соответствуют объективному миру. Если же не соответствуют, то это не истина, а потому не объективных истин быть не может. Вместе с тем, следует помнить, что знание – это субъективный образ объективного мира. Т.е. момент субъективности нельзя полностью убрать из наших знаний (это отражается в культурологической модели познания). Наши знания – всегда субъективный образ объективного мира. Эта противоречивость знания – источник его развития. Мы всегда в познании идем от неточных, неполных знаний к более точным и польным, разрабпатываем методы, позволяющие в большей или меньшей мере снять субъективность (это сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Момент субъективности может быть источником наших заблуждений. Это было своеобразно отражено Ф.Бэконом в «четырех идолах познания»: идолы рода, пещеры, площади и театра.(Интересно высказывание Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь»).Надо добавить, что источником заблуждений могут быть и сами объекты, т.к. у них внешние и внутренние свойства могут не совпадать, сущность и явление, форма и содержание и т.д. 2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то. Рассуждения «вообще» возможны, но они ничего не дают для практики, а познание необходимо человеку, чтобы понять себя и мир и найти  свое месть в мире. Отсюда также вытекает требование рассматривать разные теории с конкретно-исторической точки зрения.3) Всякая истина относительна, т.к. никакое наше знание не является исчерпывающим. Всегда можно что-то уточнить и дополнить. Во-первых, развивается наша практика, способы познания, развиваемся мы сами. Во-вторых, мир бесконечен в своих проявлениях и развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35(б)  Например, Д.Юм усматривал истинность знаний в их соответствии ощущениям субъекта. Кант – в соответствии знаний априорным формам мышления. Гегель считал, что мир – единое целое, поэтому знание об отдельной вещи должно соответствовать системе знаний о мире (тем более, что у него мир- это абсолютная Идея). 3) Еще в античности софисты говорили, что истины нет, поэтому истиной будет то, что тебе выгодно (с выгодой они отождествляли счастье). Сократ же считал, что каждый может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одна.Однако мнение софистов не кануло в лету, их идеи подхватили прагматики.   Прагматики утверждают, что истина – это то, что выгодно, то, что приводит к успеху. Отсюда следует, что истин много (у каждого своя истина). Плюрализм истин. Интересно, что прагматизм особенно развит в США (концепция «жизненных интересов США»). Основатели прагматизма У.Джемс и Дж.Дьюи. Джемс: «истина – это идея, которая полезна для достижения цели». 4) С этой концепцией также связана конвенциональная концепция истины, считающая, что истина есть результат договора между людьми. В постклассической философии истина лишается объективного статуса. Например, у Кьеркегора истина – это форма психического состояния личности, а неопозитивизме  истина – это феномен языкового ряда. И все же, поскольку мы получаем знание с целью практического его использования, то проверка его практикой необходима. Практика – целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на

 

 

36.Понятие науки.  Классическая, неклассическая и  постнеклассическая наука.   Наука-сфера деятельности человека, которая направлена на добывание и осмысление знания.  Наука имеет дело с особым срезом реальности, который нельзя свести к объектам обыденного опыта. И она пользуется особой системой научных орудий, средств познания – приборы, теории и т.п. Ей характерны особые способы обоснования истинности своего знания – методы. Наука, как форма общественного сознания отражает природный материал, социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. Понятие науки многогранно:1. Наука выступает как деятельность по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.2. Наука – это не только деятельность, но и ее результат, т.е. наука – это система знаний, в совокупности дающих научную картину мира. Наука дает знание, организованное в строгую теоретическую систему, опирающуюся на научный метод. Цели науки – описание, объяснение и предсказание.3. Наука выступает также и как социальный институт. Т.е. ученые, научные работники – это определенная социальная профессиональная группа. А сфера научной деятельности должна быть организована, должна финансироваться, управляться. История. Начатки науки появились в Древнем Китае и Индии. Почти все науки прошли через мифологическую стадию. С идеей общих закономерностей в природе мы встречаемся уже в вавилонской астрологии, которая открыло ряд закономерностей в движении небесных светил. Однако собственно наука ведет свое начало от пифагорейской школы, создавшей первую философию числа. (Декарт говорил, что наука должна посчитать все, что можно посчитать и сделать считаемым то, что пока нельзя посчитать…).

Наука как таковая зародилась в античности. И благодаря науке  культура Европы оказалась иной, чем  культура Востока.

Для возникновения науки  в 6 веке до н.э. был необходим высокий уровень развития производства, общественных отношений, мышления. Большую роль сыграло разделение труда на умственный и физический.Однако оформление науки в качестве особого социального института произошло в 17-18 вв., когда стал развиваться капитализм. В Европе были образованы научные общества и академии, начали выходить научные журналы. Наука начала становиться профессией. Современная наука – это экспериментальная наука («естествоиспытатели»). Большую роль сыграли Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон и др.

 

                                                                                                                                                                                                             

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"