Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

17(б) Кун показал, что эволюционные этапы развития науки сменяются научными революциями, которые переворачивают, изменяют господствующую в культуре научную картину мира. Научная революция связана со сменой научной парадигмы, (Например, коперниканская, дарвиновская научные революции, научная революция, связанная с открытием генетики и т.д.).

Итак, неопозитивизм (название, используемое как общее  для всех этапов) исследует развитие науки и её взаимодействие с философией.

Сегодня подходы к науке  меняются. И если Пол Фейерабенд доходил в своих утверждениях до признания плюрализма теорий, вплоть до самых «абсурдных» или «аморальных», т.е. до утверждения о снятии ценностного подхода к науке, то сегодня, наоборот, подчеркивается роль этики ученого, роль ответственности ученого за свои исследования. Ибо ученый, наука всегда включены в культуру.  Нужны не знания ради знания, а знание для жизни…(Предпосылкой для таких утверждений стали успехи в области создания генномодифицированных продуктов – ГМП, клонирование организмов и т.п.). Феноменология.         Представитель Э.Гуссерль (1859-1938).- Феномен в обычном понимании этого слова – редкое, необычное, исключительное явление.- Феномен в идеализме – субъективное явление, существующее только в сознании и не отражающее объективную реальность.Разработанная Гуссерлем феноменология – это феноменология сознания.Т.е мы не можем знать объективную реальность как она есть сама по себе. Все, что мы знаем, дает нам сознание. Все надо искать в нем: изучать сущность сознания, сознание как некое чистое, врожденное сознание. Изучать методом самонаблюдения прежде всего такие феномены сознания как ощущения и восприятия, изучать их как «чистые», без объективного содержания(возможно ли такое?)

 

 

 

 

 

17(г) Герменевтика Герменевтика (с греч.) – объяснение, изложение, толкование. Зародилась еще в древней Греции. Постепенно она менялась. К концу 19 – началу 20 веков обретает современный вид. Она занимается проблемой понимания.

Еще нем.филос. Дильтей (1833-1911) разделил область познания на сферу наук о природе и сферу наук о духе.  Науки о духе (это гуманитарные науки – психология и др., и социальные науки – история и др.) должны уловить единичное, в отличие от естественных наук, которые интересуются общим (вывод общих законов).

Представители: Гадамер Ганс Георг(1900-2002). Основная его работа -  «Истина и метод».

Понятия этой сферы имеют  скорее не познавательное значение, а  значение выражения жизни. Жизнь  – текучая реальность. Как человек  может быть включен в нее? А  благодаря переживанию познающий включается в реальность. А как понять другого человека или историческую эпоху, или другую культуру? Тут большое значение имеет со-переживание. Жизненные значения могут быть пережиты другим индивидом. Итак, сопереживание – основа понимания.

Исключительную роль, с  их точки зрения, играет язык. Язык дает имя сущему и, более того, язык является «социальным телом», наиболее фундаментальным слоем культуры. Отсюда, например, исторический процесс мыслится как подлежащий расшифровке текст.

Важными понятиями являются «текст» и «контекст» (контекст - более широкий текст, куда наш текст, включен как составная часть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Гуманистически  ориентированные направления западной  философии 20в(экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм). Экзистенциализм. Традиционно философия ставит своей задачей постигнуть сущность, первооснову явлений и мира в целом. Но экзистенциалисты говорят, что сущность мира непостижима (до сих пор все говорит, мол, об этом). Значит, философия должна заняться проблемой существования и не мира вообще, а человека (вспомним Кьеркегора). В качестве предмета философии рассматривает проблему существования человека, т.е. человеческую экзистенцию. Их волнует проблема отчуждения человека и ее решение. Главные понятия: экзистенция, отчуждение, бытие и ничто, бытие и время, бытие-в-мире, существование и сущность, пограничная ситуация, понятие подлинного и неподлинного существования, вопросы человеческой свободы и ответственности, вопросы гуманизма. Интерес к экзистенциализму возник в конце Х1Х-н.ХХ веков в условиях кризиса религии, в условиях возрастания чувства бессмысленности жизни после 1-й мировой, а затем в период Великой Депрессии (мировой экономический кризис) 20-30-х годов ХХ века. Условно экзистенциализм делят на религиозный и атеистический. 1. Религиозный экзистенциализм.

Бердяев, Ясперс, Хайдеггер и др..

Экзистенция (человеческое существование) понимается как промежуточное звено между потусторонним бытием (Богом) и «миром» как ареной повседневного обезличенного существования (Бердяев), где один легко заменяет другого (человек-винтик). Направленность интересов человека на мир означает неподлинность его существования. Ощущение одиночества, чуждости этому миру - таково бытие-в-мире. А стремление к потустороннему, т.е. к богу  – это подлинное существование. «Надо прислушаться к зову судьбы»… «зов судьбы – это смерть» (М.Хайдеггер 1889-1976, нем.филос.)


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18(б) В общем, это субъективно идеалистическое понимание свободы. Но есть смысл и в таком ее понимании: можно сломить тело человека, но не его дух. Внутренне человек может остаться свободным, несломленным (Жан-Поль Сарт участвовал в движении сопротивления фашизму во Франции, 2-я мировая война).  Альбер Камю выступал с неприятием всего существующего:  «революции истинны в качестве движений, но ложны в качестве режимов». Он сделал своим героем всеотрицающего бунтаря. Тут виден явный пессимизм, ощущение абсурдности жизни, что станет главным мотивом в постмодернизме второй половины ХХ  века. Неотомизм.

Значительное количество мыслителей не устраивает перспектива  разрыва с Церковью. В 1879 г. энцикликой "Aeterni patris"  Папа Лев XIII призвал  к возвращению к старым церковным  ценностям, особенно к изучению наследия Фомы Аквинского.  Задача состояла в том, чтобы противостоять «беспорядку в умах», который, по мнению папы, явился причиной беспорядков социальных. Таким образом, в конце 20-х годов    XX в. возникает философская школа, получившая название неотомизма. Главным в неотомизме является вопрос о взаимоотношении веры и разума. Ответ на этот вопрос состоит в том, что вера и разум не противоречат друг другу, а наоборот, находятся в гармонии. В 1965 г. Состоялся II Ватиканский собор. Был заявлен поиск путей церковного обновления («аджорнаменто»). Неотомизм активно заимствует идеи различных светских доктрин, особенно в области антропологии и философии истории. Тема миссии человека в истории становится в философии аджорнаменто стержневой. «Что такое человек? Каков смысл скорби, зла, смерти – явлений, которые, несмотря на известный прогресс, так распространены?


 

 

 

18(г) Представители аджорнаменто официально прогресса не отрицают, но подчеркивают «издержки» цивилизации, Отмечая, что успехи науки и техники сочетаются порой с моральной деградацией. Ж.Маритен, Э.Мунье верили в торжество гуманистических начал в жизни человечества, но констатировали трагическое положение индивида в мире. Уверенность в прогрессе находим у Тейяра де Шардена. Лишь Г.Марсель был непреклонен в своем антипрогрессизме.  Разум не может познать бытие Бога. Разум человеческий есть разум сотворенный, и этот разум познает также сотворенный порядок вещей. По мнению неотомистов, человек может знать о Боге только по аналогии. Бог всемогущ, всеблаг и т. д. Таким образом, при определении Бога можно взять всевозможные положительные характеристики и возвести их в высшую степень, а также можно взять всевозможные отрицательные характеристики и возвести их в негативную степень, показав, что Бог полностью их лишен. Все, что мы можем знать о Боге, основано на нашем знании о мире. Итак, прямое знание о Боге невозможно. Тем более важным признается откровение, когда Бог Сам открывает Себя людям. «Мы знаем, что Бог есть, но чтó Он есть, мы знать не можем».

Субстанция мира одна —  Божественная субстанция, имеющая две  разновидности: материю и дух. В 1992 г. в послании папской Академии наук Иоанн Павел II в мягкой форме извинился  перед наукой за суд над Галилеем. Осенью 1996 г. последовало очередное  послание Иоанна Павла II папской Академии наук, которое касается теории эволюции. Нельзя говорить о теории эволюции в происхождении человека, но можно  говорить о гипотезе эволюции и о  теориях эволюции.

Целью жизни человека является жизнь в Боге. Сама нравственность трансцендентна по отношению к этому  миру. Существование нравственности в мире показывает, что нравственность из мира не выводится, следовательно, сама цель жизни человека также трансцендентна: человек живет не для этого  мира, а для мира другого. Человек  живет только в Боге, и без религии  не может быть этики. Без Бога человек  лишается цели своей жизни и существование  его бессмысленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18(е) У человека есть «мужество быть» - это подлинно человеческое существование. Вера помогает человеку в этом.

Бультман, Рудольф Карл (1884-1976) лютеранский теолог, один из основоположников диалектической теологии.


Наиболее влиятельный  исследователь Нового Завета в 20 в. Очищая новозаветные тексты от последующих  наслоений, связанных с редакторской и теологической обработкой в  ходе составления евангелий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии. Постмодернизм. Историю человечества можно классифицировать по-разному (например, на общественно-экономические формации). Сегодня популярно деление истории на три больших периода:

1. традиционализм, для него характерно сельское хозяйство; его еще называют премодерн; это период до 17 века;

2. модерн, для него характерно развитие промышленности; это эпоха капитализма, Новое время и до 20 века (время с 17 по 20 век);

3. постмодерн, для него характерны информационные технологии; это конец 20 и начало 21 века. Ведущим становится сектор услуг.

В культуре модерна, особенно в 17-18 веках, главными ценностями были разум, наука, идеал всесторонне развитого человека, вера в гуманизм и прогресс общества. Но уже с конца 18 века заметным становится агностицизм, в 19 веке - иррационализм, представления о бессмысленности жизни - в 20 веке. Однако они не доминировали в культуре.

20 век с его войнами, оружием массового поражения, терроризмом, манипуляцией массовым  сознанием с использованием СМИ, породил представление об абсурдности бытия, о неискоренимой иррациональности человека, об относительности всего и вся, отказ от поисков истины, представление об обществе риска. Термин  «Модерн» включает и другой смысл. Под модерном понимается также стиль в искусстве Европы и Америки конца 19-нач.20 вв. Он возник как неороманитческий протест против антиэстетизма буржуазного образа жизни, как реакция на позитивизм и прагматизм.

Модернизм развивал идеи символизма и эстетизма. Они хотели создать вокруг человека эстетически насыщенную среду, использовать синтез искусств, новые материалы и приемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18(д) «ангельская красота православия как бы выше разума, евангельская мощь протестантизма (веры) глубже. Но это не значит, что другой опыт невозможен. Следует соединить красоту, душевность, с мощью веры и разумностью, которая представлена в католицизме». Такое вот, примерно, рассуждение… Внутри неотомизма существовали и существуют разные течения. В целом же построения католических философов сопряжены с программой евангелизации современного мира. Через это католическая церковь стремится упрочить собственное положение, делая ставку на экуменичесое сближение с другими христианскими церквями. Неопротестантизм.Карл Барт (1886—1968) —представитель диалектической теологии,  швейцарский кальвинистский теолог. Одно время проповедовал в Женеве в той же церкви, где 350 лет назад проповедовал Кальвин. В молодости Барт участвовал в движении христианского социализма, а в 1933 г. выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому, одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. После Второй мировой войны резко критиковал политику холодной войны с утопической позицией «третьего пути», демонстративно поддерживая Он энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви. Система Барта своим центром имеет учение о Боге, Который абсолютно непознаваем. Его невозможно понять ни через природу, ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает Себя Сам, а не вследствие наших поисков, наших чувств и мыслей. Тиллих Пауль (1886—1965) немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист,представитель диалектической теологии. Требовал возвращения к первоначальным идеям Реформации. В 20-х гг. лидер религиозно-социалистического движения в Германии (разновидность христианского социализма). В 1929—33 профессор философии во Франкфуртском университете, после 1933 в антифашистской эмиграции в США; профессор в Гарварде (1955—62) и Чикаго (с 1962).В самой известной своей работе "Мужество быть" Тиллих обращается к теме тревоги. Он выделяет три формы тревоги: тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и утраты смысла, тревога вины и осуждения. Человеческая экзистенция (существование) характеризуется одиночеством, тревогой и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"