Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36(б) 3. Постнеклассическая наука. Постнеклассический тип научной рациональности (сер. 20 – наст.время). Научное знание и познание исходят из следующих принципов:

- антропный принцип, из  которого следует ответственность  человека за то, что происходит  в мире, начинает развиваться  такое направление как этика  науки;

- принцип глобального  эволюционизма;

- коэволюция общества  и природы (идея ноосферы);

- принципы синергетики  как общенаучного подхода;

- признается нелинейность  развития систем, их неустойчивость (отсюда идея «общества риска»  У.Бека и др.). Постнеклассической науке характерен другой тип рассуждения: «что произойдет, если…», какой ценой будет установлен порядок из хаоса? И т.п. Принимается отказ от беспрекословной манипуляции и жесткого контроля над сложными системами. Раз нет однозначности в развитии сложных систем, то используется метод проигрывания возможных вариантов развития системы и анализ причин ее неустойчивости. На основе системного подхода и синергетики уделяется внимание взаимодействию системы и среды, процессам кооперативного взаимодействия и самоорганизации.


Вот на такой основе стараются  решать и экологические проблемы, аргументация строится «от человека», подчеркивается ответственность человека. Надо отметить и еще один немаловажный аспект развития и организации науки.. Первоначально наука была организована как предметная. Этот принцип сохраняется и сегодня. Но все большую роль играет проблемная организация науки. Развиваются общенаучные, комплексные, межпредметные знания (например социальная экология …).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Наука в системе  социальных ценностей. Этос науки  и социальная ответственность  ученого. Наука-часть культуры. Она не «сама по себе», И она должна соотносится с моралью, нравственными ценностями. Наука не должна работать на часть наших потребностей, а исходить из потребностей целостного человека, личности. Исследуются этические аспекты науки.  Англ. Социолог Мертон называет этические принципы науки:

- не лги;

- не укради;

- бескорыстный поиск истины, ее отстаивание;

- обоснованность знаний;

- организованный скептицизм;

- универсализм (убеждение,  что изучаемые явления протекают  везде и воспроизводимы);

- общность (научные знания  становятся общим достоянием);

- социальная ответственность  ученого.

Современные исследования в  области нанотехнологий, ядерных  исследований, генной инженерии, климатологии, психологии и других могут затрагивать  благополучие природной окружающей среды, здоровье человека. Результаты научных открытий могут недобросовестными политиками или террористами использоваться в корыстных целях. Кроме того, в процесс самих исследований может быть опасен. Невозможно проконтролировать работу каждой лаборатории, поэтому так важна ответственность каждого ученого за последствия своей деятельности. Ученый должен быть нравственным человеком. Наука является важнейшей ценностью в системе ценностей


 

 

 

 

 

36(а) На рубеже 19-20 вв. стали образовываться крупные научные институты с лабораториями, хорошо технически оснащенными. Что приблизило науку к формам современного индустриального труда. Наука становится мощным фактором социально-экономического развития. До 19 в. наука играла вспомогательную роль в производстве. Теперь же она опережает производство. Новые производства строятся на базе научных достижений. Сегодня говорят не просто о научных или технических революциях, а о НТР и о НТП. Но нельзя разделить научный и технический прогресс и общий социальный прогресс. Наука становится производительной силой общества.

Философия жизни еще в  конце 19 в. обвиняла науку в том, что  она, будучи аналитичной, все членит, омертвляет живое. Бердяев говорил  о технике как средстве господства и власти, о том, что человек  создает науку, чтобы облегчить  себе труд, а в итоге сам становится придатком машины… Классификация наук:1. по предмету и методу: естественные, общественные, технические;

2. по направленности и отношению к практике: фундаментальные и прикладные. Для описания науки используются такие понятия как «научная рациональность» и «типы рациональности». Активно их исследовал В.С.Степин.1. Классическая наука. Классический тип научной рациональности (18-сер.19 вв.) характеризуется изучением объекта как существующего «сам по себе» (Декарт делил мир на субъект – чистый разум – и объект). Доминирует механистическая НКМ. Господствующей схемой научного знания становится каузально-классическая схема «если …то», задающая строгую однозначность, определенность, линейность, детерминированность обосновываемых знаний, где случайности и гипотезам не было места. 2. Неклассическая наука. Неклассический тип научной рациональности (19-сер.20 вв.) связан с неклассическим этапом развития науки. Характерно высказывание Н.Бора: «мы является не только зрителями, но и актерами на сцене природы». Т.е. признается влияние субъекта на познание, зависимость полученных данных от используемых приборов (Н.Бор: электрон одними приборами фиксируется как поле, другими – как частица. Отсюда принцип корпускулярно-волнового дуализма).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   37. в системе ценностей современной культуры, но еще более значимыми ценностями являются жизнь, природа, здоровье человека, мирное развитие общества, культуры.Функции науки:


1. культурно-мировоззренческая;2. производительная сила общества;3. социальная сила. И все же, следует помнить, что у науки есть границы ее возможностей. Прежде всего, она упускает частные моменты, исследуя общее. Она отметает все внерациональное… Напомним, что выделяют разные формы познания. 1обыденное, индивидуальное познание («базовое»); строится на основе личного опыта, его обобщения. Носит во многом образный характер;2. мифологическое познание;3религиозное познание;4 игровое познание;

5. научное познание; предмет  его – общие и необходимые  закономерности; носит понятийный, рационально-логический характер;

6. философское познание; предмет  его – всеобщее. Оно всегда  является мировоззрением и содержит  оценки познаваемого;

7. художественное познание; имеет образный и наглядный  характер (как и обыденное), но  отражает типическое (общее) как  и наука и имеет ценностный  характер, как философия.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35(а) Некоторые философы преувеличивают момент относительности наших знаний, утверждая, что вообще точных знаний нет, что все знания поэтому – заблуждения. Их называют релятивистами. Релятивизм ведет к агностицизму. 4) Знания действительно всегда относительны. Однако в любом нашем знании есть то, что проверено практикой на предмет их соответствия действительности и опровергнуто быть не может («все вещи состоят из атомов», «люди смертны»). Это значит, что любое наше знание включает в себя момент абсолютности (точного, конкретного и объективного отражения какой-либо черты объекта), т.е. включает в себя черно абсолютной истины. В этом смысле все истины абсолютны. Существуют философы,  преувеличивающие момент абсолютности в наших знаниях и считающие поэтому, что знание, которое они имеют – это абсолютная истина на все времена. Их называют догматиками.  Но что мы все-таки понимаем под абсолютной истиной? Абсолютная истина-это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание-идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание-это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания-источник его развития. Существует вопрос: «Сколько может быть истин об объекте?»   Ответ – одна! Но это целостное, многогранное знание о предмете, о ситуации. Оно характеризуется объективностью, конкретностью, абсолютность и относительностью. Оно развивается. Гегель говорил, что «истина есть процесс».Концепции истиныВ классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины. 1) Выше мы рассмотрели корреспондентную концепцию истины. Ее истоки уходят к Платону, Аристотелю, Декарту. Истина – это правильное отражение действительности. Этот взгляд развивал и диалектический материализм, критерием истины рассматривая практику. 2) Когерентная концепция истины.  Критерием истины считает непротиворечивость знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35(в) преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика – это вся совокупная общественно-историческая деятельность людей, осуществляемая ими сообща и обеспечивающая их существование и развитие (в отличие от опыта, который всегда индивидуален).1.Роль практики в познания:1) практика – основа познания;2) практика – цель познания;3) практика – критерий истины. Как критерий истины практика сама противоречива, т.е. и абсолютна (единственный критерий истины) и относительна (т.к сама развивается.

В структуру практики входит:1) субъект практики (деятельности); 2) цель деятельности; 3) средства деятельности; 4) объект деятельности.Основные виды практики:1) материально-производственная;2) общественно-политическая;3) научно-экспериментальная.Реальная деятельность представляет собой сочетание этих видов практики, с преобладанием одного из них. В заключение следует отметить, что долгое время, начиная с разделения труда на умственный и физический, практика, труд считались чем-то низменным, а познание – возвышенным. И никакой связи между ними не видели. Впервые ввели практику в теорию познания Маркс и Энгельс. Определенные догадки были уже и у Гегеля.  Дело в том, что в это время (середина 19 века) становится ясно, что знания, прежде всего научные, нужны производству. С другой стороны, производство стало ставить задачи перед наукой. Стала очевидным неразрывная связь теории и практики.

 

 

33 (Пример из романа В.Пелевина «Ампир-В»: «объяснение есть функция существующих представлений. В Средние века считали, что чума передается сквозь поры тела, поэтому для профилактики людям запрещали посещать баню. Сейчас наука считает, что чуму переносят блохи, и для профилактики, людям советуют чаще ходить в баню». Т.е. знание всегда ограничено эпохой, уровнем развития практики и т.д.). И если в естественных науках субъект еще может проявлять, хоть и относительную, но объективность, то в социально-гуманитарных науках интересы, ценности субъекта заметно влияют на его научные выводы. Отсюда, важно задаваться вопросом: «Кто сказал? Почему и зачем?» «К какой социальной группе, классу принадлежит данный человек? Каковы его убеждения, ценности, цели?». (Можно вспомнить Фрейда с его пониманием супер-эго и его влиянием на сознание-Я).1. Диалектический материализм считает, что между субъектом и объектом имеет место   взаимосвязь, взаимовлияние;   2.метафизический материализм  понимал познание как пассивное созерцание, отражение субъектом объекта, не понимал роли практики в познании; 3. Идеализм рассматривает субъекта как активное начало, но причину активности не объясняет. Объективный идеализм под субъектом понимает Абсолютную Идею (Гегель); 4. Агностики вообще не видят связи между субъектом и объектом, познание невозможно.О соотношении субъекта и объекта:1) Классическая теория познания мира-знания можно убрать все, что привносит в знание субъект познания и исключить зависимость знаний от приборов и используемых теорий и методов и получим чистое объективное знание!2) Постклассическая теория- знание-единство субъективного и объективного(отказ от принципа противопоставления, оппозиции субъекта и объека, отказ от бинаризма, как говорят постмодернисты). Т.е. знания противоречивы. Следует это учитывать, используя знания. Но стремление к объективному знанию-это идеал познания!

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"