Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

9.Основные идеи  философии эпохи Возрождения,  ее вклад в духовную культуру  человечества С15века начинается эпоха Возрождения в Западной Европе.На фоне распада феодальных отношений создается блестящая культура, развиваются богатейшие города-республики Италии, следуют открытия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи  достигнуты в астрономии. Повышается уровень образованности и демократии в европе. Возникают первые парламенты. Но одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения. Возрождение-это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. в обществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров этой эпохи(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Гуттен, Боккачо)воспевают идеи гуманизма и неприемлемости старой средневековой идеологии. гуманизм эпохи Возрождения выступает как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Гуманизм-есть воззрение, основывающееся на ценности человека, как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важное политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление.

 

 

10.Основные идеи  философии 17века(Ф.Бэкон, Р.Декарт,Т.Гоббс,Дж.Локк, Г.Лейбниц). Или философия нового времени. Начало 17в ознаменовалось бурным развитием естествознаниея. Потребность мореходства определили необходимость развития астрономии кораблестроения. Военное дело стимулировало развитие математики и механики. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галелея возникает экспериментальное естествознание. Р.Бойль применил открытие механики в химии. В.Гарвей открыл кровообращение. выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики и физиологии внесли ученые Декарт и Лейбниц. Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе этих проблем в философии образовались 2основных направленгия: эмперизм(сенсуализм) и рационализм. Сенсуализм возник и распространился в передовых странах Европы, сначала в Англии в 1половине 18в, затем во Франции во2 половине 18в.Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис эмпиризма гласит: В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах, чувства и опыт-источник знания, разум-лишь систематизатор чувственных данных. Сенсуализм -философское гносеологическое учение, в котором главная роль в процессе познания отводится активной деятельности чувства человека(сенсус-чувство). Родоначальником эмпиризма стал английский философ Бэкон, им выведен индуктивный метод, в основе которого были наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент. Он признавал существование вещей объективными, не зависящими от психологических способностей человека. Бекон выводил ощущения из действия вещей на наши органы чувтсв.

 

 

 

 

 

 

24.Проблема сознания  в философии и основные традиции  ее осмысления в классической  и постклассической философии.Сознание-способность выделять себя в окружающем мире, различать «я» и не «я». Гегель(нем.философ): сознание есть с одной стороны осознание предмета, а с другой стороны осознание самого себя. Сознание-субъективный образ объективного мира.Сознание –фундаментальное понятие в философии. Понять сознание трудно, т.к. оно не дано нам в наших ощущениях, т.е. оно идеально. Познаем мы сознание, исследуя формы его проявления: Язык, поступки, созданные человеком предметы. Существует несколько подходов к сознанию. Классический подход:1)субстанциональный(идеалистический)-рассматривает сознание, как субстанцию(т.е первичное, вечно).Сознание дано человеку от рождения. Сознание и его проявление определяют все существующее.2)функциональный подход(материалистический)-рассматривает сознание, как функцию высокоорганизованной материи, т.е. общество и человека, наделенного сложным мозгом. Сознание выступает как высшая форма отражения.(мы отражаем мир в виде идеальных образов).Как идеальному, как информации сознанию необходим материальный носитель.Это может быть любая знаковая система(язык,как система знаков(звуковых, письменных). Однако информация может быть закодирована и на других носителях. Так возникла идея создания ЭВМ, где информация кодируется электрическими сигналами.Постклассический подход:3)экзистенционально-феноменологический подход(этот подход занимается описанием существования феномена сознания прежде всего методом самонаблюдения. Выделяют такие феноменальные элементы сознания, как ощущение, восприятие. Описание феноменов важно, т.к. мы выясняем его структуру и функции.

Таким образом, сознание-сложное  системное образование, совокупность разнообразных идеальных процессов(чувств, мыслей, эмоций, воли, памяти, интуиции и т.д.)

 

 

 

 

 

20.Понятия бытия  и субстанции. Основные формы  бытия. Понятие « бытие»в5в до н.э. ввел Парменид(представитель элейской школы). Он говорит, что бытие есть, а небытия нет. Но если нет небытия, то ничто не может возникнуть и исчезнуть. Отсюда он делает вывод, что движения нет, бытие неподвижно. Мир бытия у Парменида-абстрактная конструкция, мало способная служить пониманию мира. А сегодня под бытием понимают все существующее. Фалес в6в до н.э вводит понятие «субстанция»(некая первооснова, первопричина всего существующего, делающая мир единым. Субстанция опрделяет все существующее, она причина всего. У субстанции нет причины, она сама себе причина. в качестве субстанции Фалес предлагает воду. Для материалистов субстанция-материя, для объективных идеалистов-сверхъестественное создание(Бог..), для субъективных идеалистов-ощущения. Субстанция-это сущность бытия. Бытие-противоречивое единство материального и идеального, прерывного и непрерывного. Ему характерно движение, развитие, целостность. Для мира в целом нет небытия, по отношению к отдельным предметам, явлениям, можно говорить о бытие и небытие. Формы бытия: 1)бытие 4)природы, 2)бытие общества, 3)бытие человека, бытие идеального(сознание):объективитроанное(духовное) в форме языка, предметов, в деятельности(поступках),в нормах и правилах, в традициях и т.д.; индивидуализированное(духовное) в форме наших мыслей, чувств;5)виртуальная реальность(искусственная, трехмерная изобразительно-звуковое воспроизведение предметных форм материального мира во взаимодействии с нашим сознанием, включая деятельность сознания по продуцированию несуществующего воображения мира. Это искусственная реальность, поддерживаемая компьютерными технологиями. Человеческое бытие-экзистенция.

 

 

 

 

 

 

 

22.Движение и  развитие как атрибуты материи.  Принцип глобального эволюционизма. В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение-способ существования материи. Движение и развитие присуще и сознанию, познающему развивающийся мир. Таким образом, движение-атрибут бытия(существовать-значит двигаться). Развитие-движение, характеризующееся направленностью от низшего к высшему, необратимостью. Источником движения диалектики считают борьбу противоположностей. Отсюда, движение-самодвижение; развитие-саморазвитие. С тиочки зрения метафизики-материи движение не присуще. Движение и развитие привносятся в материю Богом. Движение-это свойство вещей и процессов изменяться. Движение противоречиво, оно есть единство абсолютных изменений и относительного покоя, устоичивости, сохранения и т.д. и.т.п. Покой-это условие дифференциации материи. Если бы его не было, мир ипревратился бы в хаос. Но покой относителен, т.к. нарушается новым изменением. Отсутствие изменений психологически воспринимается как смерть. Движения не бывает само по себе, ему нужен метериальный носитель. Отсюда, Энгельс дает классификацию форм движения материи. Выделяются:механическое движение(сегодня она не выделяется как особая форма, так как считается, что механические передвижения присуще системам всех уровней организации материи); физическое(носитель-макротела, атомы, частицы).Движение проявляется в виде физических законов; химическое движение( носитель-ионы, радикалы, молекулы. Проявляются в химических реакциях); биологическое движение(носитель-организмы, биоценозы, биосферы. Это обмен веществ, мутации, процесс эволюции); социальное движение( носитель-чеоловек, семья, общество. Это все процессы, происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания.

 

 

 

 

 

 

23.Пространственная  и временная организация бытия.  Основные концепции пространства  и времени. Движущаяся материя не может двигаться иначе чем в пространстве и времени. Однако в античности(Демокрит) полагали, что есть атомы и пустота, в которой они движутся. Пустота и есть пространство. Эта концепция просуществовала вплоть до 20в.Она называется субстанциональной концепцией и наибольшее выражение нашла у Ньютона. Он считал, что пространство и время-самостоятельные субстанции, т.е ни от чего не зависят. Материя, как субстанция, погружена в пространство, как в пустоту и во время, как в некую пустую реку времени. В начале 20в Эйнштейн создает теорию относительности, где показывает, что пространство и время-это не самостоятельные субстанции, а свойства движущийся материи( По Ньютону, если исчезнет материя, то останутся пространство и время. А с точки зрения Эйнштейна, если исчезнет материя, то исчезнут и пространство, и время. Об этом еще в 19в говорил марксизм). Пространство-всеобщее свойство материальных объектов занимать место среди других объектов, граничить с ними, быть протяженными, иметь объем, конфигурацию. Пространство связано с моментом устойчивости. Время-способность материальных процессов изменять друг друга, меняться, иметь ритм, длительность. Оно связано с моментом движения. Таким образом, материя, движение, пространство и время находятся в неразрывном единстве, что говорит о единстве мира. Эта точка зрения диалектического материализма. Она опирается на данные науки. Отсюда следует различать: объективно-реальные пространства и время; перцептуальные пространство и время( т.е. как они нам даны в ощущениях); концептуальные пространство и время( т.е. как они отражены в современных научных теориях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Структура сознания. Сознание и самосознание. Работа сознания обеспечивается действием его элементов.1)В структуру сознания входят чувственное, психическое восприятие и абстрактное мышление(их функция-получение и переработка информации);2)Большую роль в функционировании сознания имеют такие общие психические процессы как эмоции, воля, память, внимание(Так в выборе и оценке информации ведущая роль принадлежит эмоциям. Эмоции выражают внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру и сбе самому и т.д);3)основными формами психики являются ощущения, восприятия, представления;4)главный элемент сознания-знания(Они идеальны, являются продуктом материальной и духовной деятельности людей. Онги получаются на уровне абстрактного мышления. Существуют в виде таких форм, как понятия, суждения, умазаключения. Бывают обыденные и научные знания. выражаются в знаках естественных и искусственных языков. Уровень абстрактного мышления базируется на психике);5)Сознание включает в себя не только осознанные знания, но и бессознательное(Фрейд). Не все психические процессы осознаются. Сознательное бессознательное взаимосвязаны;6) Информация перерабатывается человеком не только на уровне осохнанного, но и на уровне бессознательного. И результаты этой работы всплывают в сознании как бы вдруг. Это называется интуицией;7)Самосознание-это отражение отражения( Сначало было родовое самосознание, позже с общественным разделением труда-индивидуальное самосознание. Развивается рефлексия(мышление о мышлении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Основные идеи  философии 18века(французские материалисты, Вольтер, Руссо, Юм). Идейной формой свободомыслия в Европе 18в становится деизм, который утверждает, что после акта творения бог не вмешивается в природу. Значит, теперь к природе возможен материалистический подход и над «обезбоженной» природой возможен эксперимент(ученые называют себя естествоиспытателями, т.е пытателями природы, Отсюда лозунг: Не ждать милости от природы). Кроме того, господствует метафизический подход: явления рассматриваются вне связи друг с другом, вот и субъект и объект, на которые разделил мир Декарт еще в 17в, не связаны друг с другом, т.е можем делать с природой все, что захотим. Материализм также характеризуется механичностью, т.е считали, что все-и неживая, и живая природа и общество-подчиняются законам механики. Итак, тепрь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой. Всем представителям эпохи Просвещения был характерен материалистический взгляд на природу и идеалистический взгляд на общество(жизнь общества зависить от человеческого сознания, т.е в обществе первично сознание, поэтому, чтобы жить лучше, людей надо просвещать) Во Франции в русле демократического просвещения зарождается идея создания « Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств, ремесел».Основателями выступает Дидро и Д-Аламбер. Французские материалисты создают научную картину мира, где нет места богу. В своих работах они утверждали вечность и несотворимость всего материального мира, свойством материи они рассматривали движение. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации. Руссо считал, что все люди равны от рождения. Неравенсмтва связывал с разделением труда и появлением частной собственности. Он выступал против только крупной частной собственности. Но отстаивал значение мелкой частной собственности. Он выдвинул идею природосообразного воспитания. Естественным состоянием человека является природное состояние, которое было до разделения труда и появления частной собственности.

 

 

 

12Немецкая классичекая  философия(Кант, Гегель, Фейербах). Немецкая классическая философия второй половины 18-перв. половины 19в была  апофеозом рационализма. Классическая-имеется в виду высочайший уровень ее представителей и уровень поставленных задач, которые они решали. Представители: Кант( Его творчество условно делят на2периода: докритический и критический. Сначала он интерисовался вопросами, связанными с естественными науками и параллельно с Лапласом выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы из газово-пылевого облака благодаря законам притяжения и отталкивания(опираясь на механику Ньютона). Здесь можно усмотреть элементы эволюционизма, диалектики и материализма, ибо допускается существование мира независимо от человека. Во втором периоде своего творчества он занялся проблемами познания критически их рассмотрев. Его интересует проблема соотношения и познания «явлений» и «вещей в себе», т.е возможности познания внешних проявлений и познания внутренних закономерностей, т.е сущности предметов и явлений. Кант считал, что мир существует, и мы можем знать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем(сущность, закономерности в принципе не познаваемы)Это –агностицизм. Гегель-объективный идеалист( Мировое развитие-это развитие Духа(Абсолютной идеи). Дух первичен и находится в состоянии развития. Гегель разработал систему идеалистической диалектики, ее законов и категорий. По Гегелю развивается Дух и мышление, а природа, которую отчуждает от себя Дух в процессе своего развития, не развивается.Вывод-его диалектика носила непоследовательный характер. Система Гегеля состоит из 3 частей: в работе «Наука логики» Гегель говорит о том, что Дух-основатель бытия, в работе «Философия природы»-Дух отчуждает материальный мир, природу(природа не развивается во времени, а лишь распространяется в пространстве(учение Гегеля носит натурфилософский х-р); в3 части « Философия духа» рассматривается возвращение Духа из своего творения в человеческом духе, его проявление во всемирной истории и общественном сосзнании, происходит самопознание духа. Вывод Гегеля-все действительное-разумно, разумное-действительно»)

 

 

26.Самосознание способствует  тому, что человек начинает себя  и мир познавать и оценивать,  т.е человека отличает гносеологическое и ценностное(аксиологическое) отношение к миру. В этом проявляется активность, избирательность и возможность тврчества. Творчество связано также с общественной, трудовой природой человека, с языковой, знаковой деятельностью. Познание и оценка делают возможным мировоззрение. Самосознание-аспект любого сознательного акта. Самосознание-способность человека одновременно отражать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.Впервые проблему самосознания выдвинул Сократ(познай самого себя), в средние века самосознание развивалось в связи с практикой исповеди(Августин), в философии Нового времени самосознание понималось как возможность знать о своих собственных способностях.Экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. Современная философия сосредоточилась на проблеме принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных. Самосознание-это и знания и переживания по поводу своей субъективной реальности. Самосознание-это любое самоотображение, равноценное отображению внешнего мира. Мы сознаем мышление, эмоции, волевые процессы.. Основа самосознания-чувство «Я»(Я-сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром. В сознательной сфере действует принцип реальности).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"