Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Категории диалектики. Категории-всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом(Закон-это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений). Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д. Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п. Категории: единичное(отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…) и общее(отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…), особенность-это единство единичного и общего в самом предмете. Ведущим в развитии является общее(например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или иной предмет, науку, изучаем общее);сущность(отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством и природой)и явления(выражает, что лежит на поверхности, внешние связи. Выражают сущность предметов, но зависят также и от внешних условий, несут их черты),категория видимости-это явление противоположное сущности, которая как бы скрывает счущность, но в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяет лучше понять сущность(например, характер человека можно рассматривать как сущность. каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как говорит человек. но по одному поступку нельзя судить о человеке, т.к. явления зависят не только от сущности(характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет о характере. То, чем один поступок отличается от другого, во многом зависит от внешних условий; форма((способ существования содержания. Бывает внешняя(способ внешнего проявления предмета, процесса( его конфигурация, цвет, запах..) и внутренняя(структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания).Форма отвечает на вопрос:как содержится?)

 

 

 

31Наука всегда ищет  причины. не найдя их, можно  повлиять на получении нужного  нам следствия(температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов). Повод-это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину. Трудности поиска причины связаны еще с тем, что чаще всего действует несколько причин(противоречий внутри системы взаимодействия). Причины можно классифицировать на главные и неглавные… Детерминизм-признание того, что ничто не происходит без причин(т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью. Метафизическое понимание детерминизма: причина-это тело(а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В резудьтате, весь мир представляется предопределенным(судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственности за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы. А вот диалектический материализм считает, что причина-взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-либо другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит для выбора свободы. Индетерминизм-отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо; необходимость(то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определнных условий произойдет обязательно, неизбежно) и случайность((то, что вытекает из внутренних

31 юг, потому что мы считаем, что так будет лучше. При этом игнорировалось то, что у природы есть свои закономерности и их игнорирование может привестьи к непредвиденным последствиям. Еще чаще мы проявляем валюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью;возможность(категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в предметах, явлениях существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью) и действительностьь((объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности). Понятие «вероятность» отражает большую или меньшую степень превращения возможности в действительность. Преувеличить роль возможностей в нашей жизни-это значит жить иллюзиями, принять желаемое, возможное за действительность. Сами по себе, т.е. без работы по преобразованию действительности, которая реально существует, возможности в ней заложенные, не превратяться в действительность. Преувеличить действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность. Опираться нужно на реальные возможности, для этого надо создавать условия, влияя на саму действительность. Абстрактные возможности можно сделать реальными, а реальные превратить в действительность. Разнообразие возможностей в природе и обществе-основа для выбора, для свободы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Проблема познаваемости  мира.Сам вопрос о познаваемости мира развивается по мере развития человека, его самосознания. С общественным разделением труда развивается личность самосознания. Осознание себя как личности, как «Я», способствует соотнесению «Я» и «не-Я», их сравнению, познанию мира и себя. Теория познания( или гносеология) включает вопросы о степени адекватности(соответствия) результатов познания, т.е. знаний, миру. Это вопрос об истине и ее критериях. Гносеология вкдючает и вопросы об уровнях и формах познания, механизмах и закономерностях познания, его целях и ценностях. Познание-это сложный процесс и потому существует несколько определений познания: 1)это взаимодействие субъекта и объекта(социальное опосредованное, исторически развивающееся отражение субъектом объективного мира); 2) это активнгая творческая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта с целью раскрытия его сущности;3) это диалектически противоречивый процесс, в результате которого мысль человека об объекте все более приближается к нему; это обогащение человека новыми знаниями;4) это деятельность сознания. Познавательная деятельность всегда связана с практической и оценочной деятельностью, влияет на них и сама от них зависит. Когда мы говорим, что познали некий предмет, явление, то что это значит? В каком случае можно говорить о том, что мы «их» знаем? Очевидно в том случае, когда мои знания соответствуют объекту, т.е. имеет место совпадение знаний, как результат познания, и объект. Гегель характеризовал вопрос о познаваемости мира как вопрос о тождестве мышления и бытия. Вопрос: может ли тождество быть 100%.видимо нет. Почему?1)Мир развивается;2)практика человека конкретно-исторически ограничена, хотя и развивается; человек смотрит на мир сквозь призму конкретной культуры, к которой принадлежит;3)мышление и бытие хоть и связаны, но разнокачественны и полностью не совпадают;4)не совпадают такие стороны предметов как сущность и явление, внешнее и внутреннее и др. Вопрос: может ли быть так, что вообще нет тождества между мышлением и бытием, т.е совпадение равно 0%Нет! Ведь все в мире взаимосвязано, все явления несут в той или иной мере информацию друг о друге и о мире, т.е в них есть нечто общее, в том числе между мышлением и бытием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 Отсюда следует, что мир познаваем. Проблема состоит в степени познания в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе. Итак, всякий, кто утверждает, что мир познаваем, исходит из того, что признает наличие связи и общего между субъектом и объектом. Однако природу этих связей и общего материалисты и объективные идеалисты объясняют по-разному. По ответу на этот вопрос все философы разделились на: гносеологических оптимистов(тех, кто признает познаваемость мира), при этом материалисты считают, что сознание-это свойство материи отражать мир(т.е. сознание и материя связаны, а значит мир познаваем); объективные идеалисты считают, что сознание(Идея, Бог, Дух и т.п.) творит материальный мир и сознание человека связывает их, т.к. Дух присутствует в природе, и в сознании. Значит познание возможно.Познание-это всегда взаимоджействие субъекта и объекта. Агносицизм( не признали познаваемость мира): выделяют 2 линии агносицизма: Линия Юма(я знаю свои ощущения, есть ли что-либо за ними, я не знаю, т.е. сомневается в том, что есть объекты вне нашего сознания, поэтому и познавать нечего); Линия Канта(Мир существует и мы можем знать его внешние проявления, но внутренние, глубинные их свойства, т.е. сущность вещей остается для нас неопознаваемой. Сущность предметов, вещей Кант пазывает «вещью-в-себе». С его т очки зрения, сущность никогда не будет нами познана, не станет «вещью для нас». Агнгостики не видят связи субъекта и объекта.). Материалисты считают, что агностицизм опровергается практикой. Практика-это источник наших знаний, практика-это цель нашего познания и практика-это критерий(проверка) истинности наших знаний. В своем похзнании мы идем от неполных и неточных знаний ко все более полным и более точным. наше познание включает и момент абсолютности, правильности знаний, их соответствия объекктивным чертам предметов, явлений, и момент относительности знаний, их неполноты, момент незнания каких-либо черт предметов и явлений. Т.е.наше знание диалектически противоречиво, является единством абсолютного и относительного, знание развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 Отрицание-это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию. За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются(расширяющаяся спираль, а не круговорот). Черты развития: 1) поступательность;2) наличие относительных круговоротов;3) спиралевидный характер;4) необратимость;5) движение от низшего к высшему. Метафизики( альтернатива диалектике) рассматривают развитие как движение по замкнуому кругу, т.е по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 и содержание(совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос: что содержится?). ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно(материалистическая диалектика исходит из того, что материи присуще саморазвитие), поэтому оно и более изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное соответствие формы и содержания сменяются ростом их противоположности, достигает стадии конфликта и происходит сбрасывание старой формы и одновременное переделывания содержания. Новый предмет-это новая форма и содержание, соответствующие друг другу, т.е. форма может тормозить развитие содержания, если перестает ему соответствовать. Отношения между формой и содержанием не однозначны. Одно содержание может проявляться в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют61)содержанию,2)условиям. Одна форма может заключать разное содержание(так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений); причина-категория, которая отражает то, что непосредственно и порождает нечто иное, что называется следствием . Причина возникновения и развития материальных явлений и предметов-взаимодействие элеменотов(причина существования молекул воды-взаимодействие кислорода и водорода, причина существования государства-появление и противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов). Причина всегда предшествует следствию. Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причиной(необратимость причинно-следственных отношений-необратимость времени). Действие причины(взаимоджействие элеменотов системы) зависит от внешних условий, поэтому результат содерджит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление(причину) от других явлений, выступающих как условия.

 

 

 

 

31 закономерностей данного  процесса, что обусловлено внешними  явлениями, то, чего могло и  не быть. Случайность возникает  при пересечении необходимостей(например, град-необходимость по отношению к атмосферным процессам; также и развитие растений необходимо, внутренне генетически предопределено; но то, что град выпал в данном месте и побил растения-случайное, внешнее явление для растений). Необходимость, как закономерность, прокладывает себе путь через множество случайностей( следует не забывать, что диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом). Ученые изучают поведение человека, которое порой кажется случайным(отчасти так и есть, ибо поведение зависить от внешних условий). В итоге сопоставлений, сравнений они выделяют общее, существенное, необходимое в содержании поступков, т.е выявляют закономерности. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости( с точки зрения синергетиков,верно и обратное утверждение для периодов скачков..)Пример: случайные мутации организмов при изменении условий могут закрепляться, передаваться по наследству и стать необходимым признаком нового вида. И наоборот, то, что было необходимым, может стать редким, случайно встречающимся и вообще исчезнуть. Фатализм-данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, т.е действует некий рок, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и чтобы он не делал, он не может ничего изменить. Валюнтаризм-данный взгляд связан с отрицанием нгеобходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем-либо считаться, т.к. нет никаких закономерностей. Валюнтаризмом, например, была отмечена попытка повернуть северные реки на

27 (Прогресс-это появление  нового, ведущего к гармонизации  отношений между элементами внутри  системы и,тем самым, к росту ее устойчивости во внешней среде, гибкости ее ответов на внешние воздействия. Регресс-это изменения, ведущие к деградации системы, снижению уровня ее организации, внутренней нестабильности, неустойчивости во внешней среде). Развитие-единство процессов прогресса и регресса, с преобладанием прогрессивных изменений, пожднимающих систему в целом на новый уровень развития. Диалектика как учение о развитии включает в свою систему эти 2принципа, 3 основных закона(з-н единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; з-н отрицания отрицания) и систему категшорий( единичное и общее; форма и содержание; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; система, элемент, структура; целое и часть). Категория-это наиболее важные понятия любой науки. Категория диалектики-это всеобщие понятия, которыми пользуются люди в обыденной жизни, и ученые разных наук. Пояснением, уточнением этих понятий занимается философия. Их нужно знать и правильно применять для описания и объяснения действительности и процессов нашей психики и мышления. Как уже было сказано выше, альтернатива диалектики-метафизика, которая не замечает связей и взаимосвязей разных сторон предмета, преувеличивает какую-либо одну сторону, одну из связей и недооценивает другие в их целостном единстве-единстве противоположностей. Им не присуща всесторонность в рассмотрении предметов и явлений. Они считают, что движение и развитие не присуще материальным системам самим по себе, а привносятся из вне. Если и есть движение и развитие, то происходит по кругу, затрагивает количественные изменения, но по сути, качество предмета остается прежним, а значит нет развития.Разновидности метафизического мышления: догматизм(возведение неполных знаний в абсолют, нежелание прислушаться к мнению других), релятивизм(преувеличение относительности наших знаний вплоть до утверждения, что мы вообще ничего достоверно знать не можем, произвольность суждений); эклектика(неумение выделить из бесконечности связей главных); софистика(сознательное использование в доказательствах неправильные выводы).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"