Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

13(б) Можно назвать председателя итальянской компартии А.Грамши (1891-1937), Дьёрдя Лукача (венгр) (1885-1971) и др. которые подчеркивали роль культурных факторов, наряду с экономическими, в развитии общества. Большую роль в анализе и критике существующей на Западе действительности сыграла Франкфуртская школа (Ин-т социальных исследований Франкфурта-на-Майне). Макс Хоркхаймер (1895-1973); Теодор Адорно (1903-1969); Герберт Маркузе (1898-1979); Эрих Фромм (1900-1980).Они перешли к более широкой проблеме, чем марксистский анализ эксплуатации (экономическая сфера), - к проблеме господства и власти, пытаясь выявить их глубинные истоки.Адорно подчеркивал роль в современной культуре глобализирующегося мира таких понятий как ненасилие, толерантность, диалог.Г.Маркузе ввел понятие «одномерного человека», являющегося продуктом общества потребления с пониженной критичностью к власти. Одномерный человек – продукт массовой культуры (понятие массового человека ввел в 30-е гг. ХХ в. Испанский ученый Х.Ортега-и-Гассет). Э.Фромм отмечал характерное для такого человека стремление как «бегство от свободы», т.е. от самостоятельного выбора своей позиции, ибо за свой выбор надо нести ответственность.


И сегодня исследования в  марксистском ключе продолжаются при  исследовании таких проблем как  объективность, закономерность развития действительности и роль сознательной деятельности людей в истории; роль практики и т.п. (Касториадис и  др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13(а) Главная часть философии марксизма – это исторический материализм, в его основе лежит идея материалистического понимания истории. В обществе первичны материально-экономические отношения. Материальное производство определяет образ жизни, сущность людей и идей той или другой эпохи и их отношение к природе. История – это естественно-исторический процесс, проходящий стадии развития – общественно-экономические формации. Их пять: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и, как прогноз, - коммунизм. Нельзя перескакивать через формации. Подлинная история начнется с эпохи коммунизма. Она будет характеризоваться отсутствием антагонистических противоречий между людьми и по отношению к природе.  Характерным для перехода к коммунизму будет тенденция к обобществлению собственности, снятие отчуждения, вызванного частной собственностью на средства производства. Главным богатством будет свободное время, необходимое для всестороннего развития человека. Энгельс Фридрих (1820-1895) разработал материалистическую диалектику природы, опираясь на данные науки того времени (закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, клеточную теорию).В работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» обобщил данные антропологии о социоантропогенезе. Был сторонником трудовой теории происхождения человека и его сознания. Неомарксизм.    В 20-ом веке   марксизм продолжал свое развитие в СССР и на Западе. В СССР оно шло более ортодоксальным путем в форме марксизма-ленинизма. Возникавшие черты постиндустриального, глобализирующегося общества требовали новых объяснений. Западные неомарксисты пытались найти «третий путь», т.е. развитие свободное, как от «буржуазного отчуждения» (от собственности), так и от «тоталитарной манипуляции сознанием» (при социализме).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Но вера ценится выше, чем разум.Осн.черты:авторитаризм(явлен. объясн.со ссылк.на авторитет священописания(библия, коран и т.д)или отцов церкви.Догматизм(незыблем.положения,котор.не долж.меняться);догм.как черта мышления-негибкое, косное мышление,некритическое принятие каких-либо взглядов.Символизм(приписыв.предмет.свойств,которые им самим по себе не характерны(высших и человеческих смыслов-предмет станов. символом).Философский тип:черты-опирается на разум,критичен,опис.мир не в символ-аллегорической форме, а в понятийно-теорет.форм,ищет причины явлений,а не по аналогии объясн.мир.Филос-я близка к науке, но обобщения фил-ии шире и глубже.Она ищет предельно-общие основания(причины )происходящего(то что древнегр.филос.Фалес назвал субстанцией).Для этого филос-я вырабат.свой язык-систему понятий-категорий:материя,сознание,качество,количество,форма,содержание и т.п.Филос-я обобщ.данные наук,вписывает их в целост.мировоззренч.картину;выполн.методологич.функцию по отнош.к друг.наукам:мировоозренческая,методологическая,социокультурная(дает анализ смысла жизни),обобщающую,критическую,познавательную,оценочную и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12(а) Далее, когда мы стремимся проникнуть в сущность явлений,  то есть в «вещь-в-себе», то приходим к противоречиям (антиномиям), например, можно доказать, что «человек добр» и что «человек зол», - и что выбрать? Значит, делает вывод Кант, «вещь-в-себе», то есть глубинная сущность предметов и явлений,  непознаваема. (Знаем внешние проявления, но сущность вещей в принципе непознаваема – это агностицизм).

Но, отмечает Кант, у человека есть еще разум, это способность к умозаключениям. Разум и высшие этические запросы связаны не с объективными вещами (и ситуациями), а со сверхестественным миром (Богом) и миром вещей не обусловлены. Поэтому человек должен (и может) руководствоваться главным этическим законом – категорическим императивом,  а не только ситуацией. Категорический императив: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого  как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». (Есть и другие его формулировки, самая распространенная – не делай другому того, чего не пожелаешь себе). Иначе говоря, это – золотое правило этики.

Из выше изложенной концепции  вытекает и вывод Канта о человеке как двойственном существе: 1) человек несвободен как существо в мире явлений, вещей и 2) человек свободен как субъект сверхъестественного (трансцендентного) мира (то есть он может не «идти за ситуацией», а быть «выше её», руководствуясь не принципом «стимул – реакция», а категорическим императивом).

Социальные  взгляды Канта. Разрабатывал учение о необходимости вечного мира. Путь к нему – торговля и общение ко взаимной выгоде для государств.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным  удивлением и благоговением. Чем  чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12(в) 2. В работе «Философия природы» Гегель говорит о том, что развиваясь Дух отчуждает материальный мир, природу. При этом природа не развивается во времени, а лишь распространяется в пространстве. Это говорит о том, что учение Гегеля носит натурфилософский характер, пытается охватить все – и духовное и материальное.

3. В «Философии духа» Гегель рассматривает возвращение духа из своего творения к самому себе в человеческом духе. Эта часть охватывает проявления духа во всемирной истории, в индивидуальном и общественном сознании. Благодаря этому, происходит самопознание Духа.

Итак, мировое  развитие имеет высшую цель – осознать самое себя.

На пути к абсолютному  самопознанию дух проходит  ступени: 1.созерцания – это искусство, 2.представления  – это религия, 3.понятий –  это философия как высшая ступень  бытия духа. Дух достигает состояния  Абсолютной Идеи в философии самого Гегеля! А высшая форма развития общества – это Прусская монархия, во времена которой жил Гегель!..

Общий вывод Гегеля состоит  в признании разумности мира. Неразумное должно быть преодолено разумом: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно». Разумно само развитие, включая свой результат.

 

 

 

 

 

 

38(а) 2. сочетание исторического (описание развития по порядку) и логического (выведение закономерностей исторического развития) методов;3. гипотетико-дедуктивный метод (выдвигаем общую гипотезу и смотрим, что она может объяснить, т.е. от общего идем к частному);4. аксиоматический метод;5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики…

Никакое научное познание невозможно также без использования общелогических методов (приемов) познания:- анализ (разделение целого на части на практике или мысленно) и синтез   (соединение);- абстрагирование и обобщение;- индукция и дедукция;- аналогия и моделирование   и др. На теоретическом уровне познания знания оформляются в такие формы как: проблема, идея, понятие, гипотеза, концепция, научный закон, теория.Теоретический уровень нацелен на познание сущности явлений, общих закономерностей для данного класса явлений. Он предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, а также их предсказания. 3. Метатеоретические основания наукиПриставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто. Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания.

На этом уровне формируются:-- научная картина мира (НКМ);-- идеалы и нормы исследования;-- философские принципы и др.

НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.

В целом в науке как  общенаучная доминировала механистическая картина мира.В химии во времена Лавуазье химическая картина мира была иной. Фундаментальными объектами полагались лишь некоторые из ныне известных элементов и к ним добавлялись сложные соединения, например, известь, а также теплород, флогистон. После работ Лавуазье  флогистон был исключен [теплород – невесомая материя, присутствующая во всех телах и являющаяся причиной тепловых явлений; флогистон – начало «горючести», которое тела теряют при горении].

А современной НКМ характерен такой принцип как принцип  глобального эволюционизма, она  включает принцип самоорганизации  и др. В последнее время НКМ  начинает включать в себя принципы, разработанные в синергетике, антропный  принцип, представления о ноосфере и др.

 

 

 

38(в) Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки.

 Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования.

…большую роль играют традиции и новации в науке…

 

Новая теория не является простым  обобщением фактов. Эйнштейн писал: «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории». Большую  роль играет взаимодействие науки и  культуры в целом.

Так, идея борьбы за существование  была выдвинута Т.Мальтусом  (18 -н.19 вв.) для описания процессов в  обществе. А затем ее использовал  Дарвин для объяснения процессов  эволюции природы. Сегодня категория  естественного отбора стала общей  схемой мышления и фигурирует в трудах по кибернетике и теории познания.

 

Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных  революций.

Примеры научных  революций:  гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Предметом-наиболее общие законы развит.природы,обществ и челов.мышления,глубинные,скрытые,существенные связи,причины существующего.Филос-я играет особ.роль в культуре:синтезир. не только науч.знания, но и весь чел.опыт,выраженный в искусстве,религ,морали.полит.Характ-ки филос-ии:критичность и рефлексия(обращение мышления на самого себя(как я мыслю,почему я так мыслю).Социокультурн.функц.филос-и-учреждение принцип.уникальност.челов.личности,критич.мышление,что созд.предпосыл.для челов.свободы,формул.культуру.Осн.разд.филос-и:онтология(н-ка о бытие),гносеология(теория познан),философская антропология,социальн.филос-я.Развитие предм.филос:1)античная филос(натурфилос),предм.котор.все знание о мире;средн.века(филос.была служ.богословия,предм-рассужд.об отнош.челов.и бога);2)новое время(17-нач19вв)-нач.разв.капитализм(производств.и наука),знание разрос. и от филос.начин.отпочков.частн.науки.Возн.мнен,что филос.не нужна,а наука-сама себе филос;3)марксизм:филос-это учение о наиб.общ.закон.разв.природ,обществ и чел.мышлен;4)сегодня есть раз.направ,но представ.о том,что филос.-предел.обобщенный взгляд на мир, поиск причин бытия сохран.Подчерк.мировоззренч.функц.филос.

 

 

 

 

 

 

14. Рационализм  и иррационализм. Иррационализм 19в(Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше). Классика и неклассика: рационализм и иррационализм. Классику можно понимать в широком смысле: начиная с Платона и имея в виду всех, кто ориентировался на разум как основание миропорядка и инструмент познания. Т.е. классике характерен рационализм вера в возможности разума, в его гуманность. Классической философии характерна уверенность в том, что мир устроен закономерно, логично, поэтому и  вера в силу человеческого разума, в то, что можно преобразовать мир на разумных началах. (А свобода человека – это познанная необходимость). Далее следует неклассический период. Им характерно критическое отношение к идеалам классики. Они считают, что действительность абсурдна и иррациональна. Отсюда, они критикуют идею прогресса, отрицают возможность объективно истинного знания. Иррационализм – это отрицание разума («ир» - не, «рацио» - разум). Развитию иррационализма способствовали восстания рабочих (как результат сильного расслоения общества на бедных и богатых), революции, войны, экономические кризисы. Все это показало, что развитие науки и искусства, разум – не сделали жизнь гуманнее. Почему философы данного направления обращали внимание на то, что разум многого не может. Он фиксирует лишь общее, но не единичное, он аналитичен, все членит, омертвляет живое, не схватывает его в целостности. Отсюда наука – это средство господства,  подавления, власти над природой, над жизнью.  Наука интересуется человеком «вообще», а как живется конкретному человеку? Они исходят их того, что живое в его уникальной целостности может быть схвачено лишь интуицией, переживанием, настроением, через художественную метафору (литература, музыка, живопись). Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.) Шопенгауэра относят к такому течению как «философия жизни» (также как и Ницше, Бергсона, Дильтея, Шпенглера и др.). Первична жизнь и только потом она распадается на материю и сознание.  Наиболее известное произведение «Мир как воля и представление» 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14(б) Он описывает разбитое, бессмысленное бытие мира. Ответ на него – страх и отчаяние. Поэтому индивид должен отдаться на волю Бога (т.е. он – религиозный философ). Бог – не предмет мысли, а предмет переживания. Достойное христианина существование характеризуется фанатичной набожностью, страхом и трепетом перед Богом, чувством вины перед ним, страданием, чувством одиночества, ужасом перед смертью и робкой надеждой на царство божие. Такова экзистенция (существование) человека. Уникальность Я и может сформироваться только в ситуациях неопределенности, напряженности. Истинная экзистенция – всегда риск. Но тут мы должны положиться на Бога: «если Бог где-то и присутствует, то именно здесь, в средоточии боли и персональности».  «Истина заключается в том, что Бог никогда и не присутствует в состояниях с меньшей интенсивностью». Он говорит, что Бог познается не по чудесам и знамениям, а по священному трепету. Он ссылается на Августина, писавшего в своей «Исповеди»: «О, Господи! Ты всегда будешь исцелять мои раны, но никогда не перестанешь наносить их»… С.Кьеркегор был протестантом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"