Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Ребенка надо воспитывать  на природе, в сельской местности,  чтобы заложились правильные  нравственные убеждения. Только  потом можно выпускать в общество. Общество портит человека, незакаленного нравственно. Вольтер рассматривал частную собственность как необходимое условие свободы гражданина, выступал с критикой религиозной, национальной и сословной нетерпимости. Вместе с Кондорсом выдвигает понятие прогресс, источником которого считал разум, движущей силой-развитие наук и технические изобретения. Юм подверг сомнению возможности науки в плане познания природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 Главный интерес Фейербаха-критика  религии, а значит и идеализма.  По Фейербаху, не бог создал  человека, а человек создал бога  по своему образу и подобию,  наделив его чертами, которые  бы мы хотели видеть в людях.  Человек-есть родовое( природное) существо. Он един в своей телесной и духовной сущности. В нем нет ничего сверхприродного. Даже социальное-это более высокая ступень развития природы, а не новый уровень организации материи. Ну, а раз нет движения от низшего уровня к высшему, то это метафизический подход, а не диалектический к происхождению человека, общества и сознания( мышления). Итак, в человеке представлено и духовное и телесное(материальное), поэтому предметом философии должен стать человек, а философия должна стать антропологией. Отсюда, философию Фейербаха характеризуют как антропологический материализм( Люди у него связаны лишь природными связями(любовь). Классовая, национальная и др. социальные характеристики человека значения не имеют. Подчеркивая любовь как основу отношений в обществе, он остается на позициях идеализма по отношению к обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Категория материи.  Эволюция представлений о материи  в философском и научном познании. Первоначально под материей понималось некое первое вещество(у Фалеса-вода, у Гераклита-огонь, у Анаксимена-воздух, у Эмпедокла-огонь, вода, земля и воздух). Демокрит в качестве материальной субстанции предложил атомы. Однако в 20в были открыты электрические, магнитные поля, гравитационное поле. А в 1900г произвели расщепление атомов. В итоге некоторые ученые сделали вывод, что материя исчезла. Ленин анализирует кризис физики и делает вывод, что исчезла не материя, а тот предел, до которого мы ее знаем; наше познание пошло глубже. Отсюда он делает вывод, что надо дать новое определение материи, которая бы включала и представления о веществе, и представление о полях. Материя-объективная реальность данная нам в ощущениях, но существующая независимо от нас. Свойства материи: объективность, чувственная данность, неисчерпаемость, активность и т.д. Но главные свойства: движение, пространство, время и отражение. Следовательно научное представление о материи: Материя-не хаос, она системно организована. Выделяют 3основных уровня организации материи: живая(клетки, организм, биоценоз, биосфера);неживая(микромир, макромир, мегамир); общество(человек, семья, государство, человечество). Выделяют 2вида материи:вещество и поле. Сегодня считают, что есть и темная материя( в космосе). Считается, что всему миру присуща эволюция. Отсюда был сформулирован принцип глобального эволюционизма, антропный принцип

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.Специфика ее в том,  что на этом уровне материальная  система существует в единстве  с сознанием. Благодаря сознанию, человек может сознательно управлять  своей деятельностью, развитием.  Высшие формы движения материи  базируются на низших, включают их в себя в преобразованном виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения нельзя сводить к низшим, т.к. кажая форма движения обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические закономерности. Поставим вопрос так: чтобы познать работу живого организма, надо ли знать законы физики, химии?-да! Но достаточно ли их, чтобы сказать, что мы познали живое?-Нет!, т.к живой организм подчиняется своим, биологическим закономерностям. Сведение высшего к низшему-редукционизм. Это метафизический подход, т.к. не учитывает качественных изменений, ставит разноуровневые процессы на один уровень и тем самым пренебрегает развитием, как переходом от низшего к высшему. Знание высших форм движения, их закономерностей, позволяет лучше понять и низшие. Следует отметить, что науке не известны объекты, обладающие одной фолрмой движения. Все возникшие формы движения материи существуют взаимосвязано. Так, экологические проблемы подчеркивают связь природы и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь. В эпоху Возрождения центром философских изысканий становится человек(антрос)-наступает время антропоцентризма. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия и ее проблемы. Эстетическое,(что в переводе с греческого означает относящееся к чувству), доминирует в философии Возрождения. Мыслителей больше интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцентризма Возрождения лежит в изменении экономических отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства, знаменовало переход от феодализма к раннему капитализму. В философии эпохи Возрождения выделяют следующие направления: гуманистическое(14-15вв.решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви(Петрарка, Валли);неоплатоническое(15-16вв. С позиции идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона(Кузанский, Марандола, Парацельс); натурфилософское(16-17вв. опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об  устройстве Вселенной, Космосе и основ мироздания(Коперник, Бруно, Галилей); реформационное(16-17вв. попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью(Роттердамский, Лютер, Мюнцер); политическое(15-16вв. связано с проблемами управления государством(Макиавелли); утопическое-социалистическое(15-17вв.поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутсвия частной собственности(Мор, Компанелла).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванности теории от проблем общества и истории. В отличии от эмпиризма, рационализм главным источником знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума(иррационализм считает мир непознаваемым, неразумным). Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению могуществом разума. Основоположник рационализма, великий философ и математик Декарт считал врожденными основные идеи и свойства человеческого ума. Критерий истины он усматривал в ясности и отчетливости нашего мышления. Для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно, для лучшего преодоления. сложное объясняйте простым-учил Декарт. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнения по Декарту-это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел, понятие переменной величины, открыл рефлекс. Активно развивал идеи Декарта Лейбниц-изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению значимость опыта-т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать знания всеобщего. В отношении общества философам 17-18вв был характерен идеализм. Они верили в силу разума, считали, что именно разум-основа жизни общества и прогресса. Гоббс считал, что все люди от рождения равны и свободны. Чтобы свобода не привела к войне всех против всех, необходимо договориться и отдать часть своих прав на свободу в пользу государства. В итоге, государство создается в результате общественного договора( в процессе выборов). Есть государство и есть гражданское общество. Сторонниками идеи происхождения государства в результате общественного договора были также Руссо, Локк и др

 

 

 

 

 

25.Основные характеристики  сознания. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания. Характеристики:1)идеальность(в отличии от материи, не дано в ощущениях: у нас нет ощущений от наших ощущений или от наших мыслей);2)высшая форма отражения, которой присущ избирательный, активно-творческий характер(сознание перерабатывает информацию и создает новую информацию);3)субъективный образ объективного мира;4)предметность(т.е оно всегда направлено на предмет);5)общественный характер(общественно-индивидуальный);6)сознание всегда со-знание(для материалистов это значит, что оно имеет общественный характер, для идеалистов, что человеческое сознание причастно к высшему сознанию);7)имеет определенную структуру;8)связано с трудом, языком, общением;9)функция мозга и т.д. Функции сознания:1)отражение мира(от мира к нам);2)переработка отраженного мира;3)регулирование человеческой деятельностью;4)предвидение на основе переработанной информации;5)целеполагание и др.функции.Вопрос о происхождении человека и общества неразрывно связан с вопросом о происхождении сознания. Существует3основ. концепции:креационистская(человек создан по образу Бога, а сознание-искра божья); эволюционно-натуралистическая(или труловая)-большую роль в возникновении общества человека и его сознания отводится труду, сложной орудийной и коллективной деятельности; культурологическая(большую роль сыграл язык общения, поскольку он сплачивал коллектив, характеризовал человека как существо, для которого важно и то, что не было связано с непосредственной жизненной потребностью в еде и т.п.

 

 

 

 

 

27.Диалектика как  концепция развития, ее основные  принципы. Альтернативы диалектики. Кроме основного вопроса философии(как устроен мир, что он собой представляет и познаваем ли) возникает и другой вопрос:что происходит с миром-остается ли неизменным или изменяется и развивается? От этого вопроса зависит наш подход (метод) к миру. Метод-это путь, способ познания и преобразования мира. В философии сложились 2 основных метода-диалектика и метафизика(альтернативный вариант диалектике). Диалектика-это учение о развитии, движении и взаимосвязи в мире. Этапы развития: эпохе античности характерна наивная, стихийная диалектика(Гераклит-Все течет, все изменяется); Со 2половины 15в до 18в господствует метафизика(начинает развиваться капитализм, производство, основанное на достижениях наиболее тогда развитой науки механики, совершаются географические открытия, накапливается много фактов. Шла, по сути, «инвентаризация»мира. Факты рассматривались сами по себе, не замечались связи между ними, не замечалось развитие мира; Идеалистическая диалектика Гегеля. Он разработал систему законов и категорий диалектики, однако полагал, что развивается только сверхъестественный дух и мышление человека, а природа не развивается. Общество развивается, но есть окончательный пункт развития –Прусская монархия; Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса. Благодаря открытиям, сделанным в естествознании(эволюционное учение Дарвина, закон сохранения и превращения энергии и др), Энгельсу удалось показать, что законы диалектики действуют и в развитии человеческого мышления, и в развитии общества, и в развитии природы. Был сделан вывод о всеобщности принципов взаимосвязи развития. Принципы диалектики: принцип всеобщей связи и взаимодействия(нет ничего самого по себе, вне связей друг с другом. Связи бывают единичные, всеобщие; прямые и обратные; физические, химические, биологические, социальные и др. Можно говорить о многообразии связей. Там, где есть связь, всегда есть взаимосвязь и, значит, изменение, движение и развитие);Принцип движения и развития(все находится в постоянном изменении, движении, развитии. Движение-это изменение вообще. Развитие-это движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Развитие характеризуется направленностью, необратимостью. Развитие-это единство таких противоречивых процессов, как прогресс и регресс.

 

 

 

28. Закон единства  и борьбы противоположностей. Этот закон-ядро диалектики, т.к отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «Почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е развитие-это всегда саморазвитие. Противоположностей в мире очень много и можно говорить о принципе разнообразия в мира. Закон раскрывается через понятия: тождество(на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, хотя и не абсолютно); различие(по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково); противоположности(различие сторон усиливается до противоположности); противоречия( отношения между противоположностями); конфликт( если противоречие вовремя не разрешить, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком)Этапы развития противоречия: 1)возникновение и развитие противоречий(начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон);2)разрешение противоречий(в форме частных, постепенных скачков, или, общих «взрывныз» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета). Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования. Виды противоречий: основные(определяют развитие предмета от его зарождения до гибели(в неживой природе-между притяжением и отталкиванием; в живой-между жизнью и смертью; в обществе-между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением); внутренние(противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии) и внешние(противоречия между системами, они являются условиями для развития); главные( которые выходят на передний план в данный момент времени) и неглавные(все остальные); антагонистические (противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы) и неантагонистические(противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные нет. Они имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними.

 

 

29. Закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений. Один из 3 законов диалектики как учения о развитии, который отражает механизм развития, отвечает на вопрос «Как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры. Закон раскрывается через категории: качество(определенность предмета, совокупность его свойств); количество(степень выраженности качества); мера(это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям); скачок(это переход от одного качества к другому(количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно). Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета( Например, я-человек, белорус, учитель, покупатель и т.д. Главное качество-человек. )Любое качество проявляется через свойства. Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству(скачок)-это изменение связей между элементами системы( т.е. структуры). Это ведет к изменению. и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Формы скачков: общие (или взрывные)-когда ломается вся структура, все связи системы; частные(или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры. Форма скачка зависит от: внутренней природы предмета; от внешних условий.  Метафизики (альтернатива диалектики) преувеличивают роль в развитии чего-либо одного-количества или качества, не видят их диалектической взаимосвязи(*Например, считают, что меняется только количество (больше, меньше), но все остается одним и тем же( «ничто неново под луной»), нет развития, нет связи количества и качества (изменения количества не ведут к изменениям качества, развитие идет в одной плоскости, по кругу.

 

30. Закон отрицания  отрицания. Один из 3 законов диалектики, сущность которого состоит в том, что он отражает направленность и форму развития(от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?» Этот закон раскрывается через понятия: отрицание, относительные(незамкнутые)круговороты, спиралевидность. Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступенях, т.е. второе отрицание-это, по сути дела, синтез, который завершает развитие. поэтому закон формулируется как двойное отрицание. Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности. Отрицание-это:1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего(чтобы была преемственность в развитии);3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и разхвития не будет(зерно размололи, получилось новое качество-мука, из муки зерно развиваться уже не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут препятствывать ему.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"