Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 146.46 Кб (Скачать документ)

ВОПРОС 1.

Предмет философии, специф. фил. проблемы

Философия - самая древняя наука. Она включала в себя все знания о мире. Философия(фило-любовь, соф-мудрость) - любомудрие. Как устроен  мир, место человека в мире, происхождение, возможности его в познании, проблема человеческой свободы, зависимость от окружающего общества, человек и общество, возможности познания истины, истина и заблуждения. Структура фил.: 1) Антопология -раздел ф-ии, кот. Изучает мир сам по себе( учение об общих принципах и законов бытия природы 2) Учение о развитии общества - социология 3) Эпистемология - наука о знаниях и познаниях. Изучает закономерности познания человеческого и научного. 4) Логика - наука о мыслении человека. 5) Этика - наука о нравственности, морали 6) Эстетика - наука, изучающая закономерности существования, развития искусства 7) Наука о религии 8) История философии 9) История культуры. Философия - наука, в которой знания имеют наиболее общий характер. Материальное и идеальное противоположны. Распредмечивание - извлечь идею из уже существующих вещей, понять их. Опредмечивание - план в реальности. Духовное, идеальное - не материальное. Например: человек конкретный или человек вообще. Чел. вообще- абстракция, потому что в реальности не существ. Т.к. есть только конкретные вещи.  В абстракции содержатся только общие черты, которые присущи всем предметам данного класса. Абстр., идеи - область идеального, не материального, потому что не имеет  точного матер. Воплощения.

ВОПРОС 2.

Понятие мировозрения.

Мир-ние - это обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических правовых, нравственных, эстетических, религиозных убеждений и идеалов людей. Особенности мир-ния 1) оно отражает действительность в её целостности т.е. не отдельные вещи и явления, а мир в целом. 2) отражает действительность в её значимости для человека и человечества 3) отражает духовный потенциал самого человека и человеческого общества т.е. мир-ние - явление историческое. Главные понятия в мир-нии - мир и человек. Мир в отношении к человеку и человека самоопределяющийся в природном и общественном. мире. Благодаря мир-нию человек осознает себя, оценивает свои потребности и идеалы, интересы и молитвы поведения. Таким образом мир-ние выполняет ф-цию самосознания т.е. оно служит инструментом в практическом сомоопределении человека как в природной сфере так и в общественной. При помощи мир-ния человеку открывается мир, и то каким он открывается в значительной степени зависит от мир-ния. Мир-ние является миропониманием, поскольку это совокупность определенных знаний человека. Мир-ние - средство духовного и практического миропреобразования. Мир-ние - способ духовно-практического освоения мира. Освоение мира- способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности. Освоен. Мира включает: 1) Материально практическое преобразование мира: стремление преобразовать природный и социальный мир в соответствии с своими потребностями(животные берут природу такой, какой она есть в отличии от человека) 2) Духовно-позновательное(теоретическое) освоение мира, сюда входит стремление отразить в системе знаний действительность в том виде как она существует вне человека. 3) духовно практическое освоение мира, это стремление постичь мир в его значимости для человека и человечества т.е. стремление учесть потребности человека, желание, цели и интересы и в соответствии с ними освоить мир. Этот способ включает в себя эмоционально-чувственное переживание человека. Мир-ние можно отнести к духовно-практ. способу освоен. Мира. Мировозрение включает в себя наряду с представлениями о мире личное отношение человека к миру, это его переживания, эмоциональное отношение к явлениеям и оценка явлений мира в соответствии с потребностями, интересами, идеалами и т.д. Сущ различные формы проявления мир-ния. Оно может выражаться как на языке политики, права, искусства, религии ... Но на каком бы языке мир-ние не выражалось оно является проявлением самосознанием человека. Таким образом мир-ние каждого конкретного человека проявляется в различных формах. Мир-ние прежде всего проявляет себя в форме повседневно-обычного сознания, и выражается в виде обыденного языка человека. Исторические типы мировозрения: Мифология, Религия, Философия Существ. 3 типа исторически сложивш. Типа мир-ния : Мифология, Религия, Философия. Мифология - целостная нерасчепленная коллективно выработанная и стихийно функционирующая форма самосознания чел. Эта форма самосознания чел. была господствующей в первобытном обществе. Миф. Мир-ние первобытного человека характерно для человека, который не выделил себя из природы, основу общественного бытия человека составляли кровнородственные отношения, семейнородовые связи следствием этого является: 1) Природные явления в мифах уподобляются человеку, наделяется одушевленностью. А с другой стороны человеку присваивается черты природных явлений. Раличные связи между природными явлениями воспринимается как связи кровнородственных отношений, мир в целом рассматривается как одна большая община. Миф-ия явл-ся зачатком будущих форм сознания: религия, философия, наука, искусство... Какие вопросы ствавились и решались в мифах: 1) Почему и как возник мир? 2) Какие основные отличительные особенности человека в этом мире, его отношение с окружающим миром? 3) В мифах ещё не проводится различие между объективно-существующим миром и миром в переживаниях человека. воображаемое и переживаемое человеком объявляется единственной реальностью. Главная задача мифа - зафиксировать опыт человечества и возможность его использовать, осознать мир и себя в этом мире. Для мифа хар-но отождествление субъективного и объективного, воображаемого и действительного, образа и идеи, вещи и слова. Папример: воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается как подлинная реальность. Миф ориентируется обычно на прошлое (этот опыт прошлого передается в сказках, мифах и т.д., где фантастическое переплетается с реальным). Особенность мифа в том, что он воздействует на чувства человека. В период разложения родового строя и формирование рабовладельческого происходит и распад мифологической формы сознания. Рпоисходит формирование индивидуальных форм сознания и миф трактуется как фантазия человека(его творчество). В родовом строе миф воспринимался как жизнь. При переходе мифологической формы сознания в другие происходит формирование искусства. В этот период формируется религиозное сознание(религия одна из форм культуры человека) Религия - духовно-практическое освоение мира, которое осуществляется удвоение мира на естественный и сверхестественный; и всегда предпологает доминирующую роль свер. сил в мироздании. Религия всегда побуждает сознание человека принять то, что логически невозможно доказать. Благодаря этому можно воображаемое принять за действительное. Некоторые священники(Фома Акв.) пытались доказать существов. бога. В религии существует определенная направленность на св.естест. потустороний мир. Этот мир противоположен земному. Для верующ. Человека характерна вера в чудо(высш. Разум). Для религии характерна определенная ретуальная жизнь. Для христианства хар-на идея спасения. В миф-гии сознание направлено на прошлое, а религ. Сознание больше направлено на будущее. В мире сущ. 3 основные самые развитые формы религии: 1)христианство, 2)буддизм, 3)ислам. В них освещаются общечеловеческие нравственные формы и ценности, утверждается их приоритет ко всему инному. Для христ. Хар-но: 1) Единство чел. рода. 2) Идея равенства всех людей перед богом 3) Идея свободы личности 4) Спасение будущих 5) Ответственность каждого человека в отдельности за судьбу человечества. Еще одним типом мир-ния возникшим на ряду с религией - философия. Она претенует на понятийное, логически обоснованое, систематезированое видение мира и объяснение мира ичеловека. Фил. в отличии от рел. опирается на лог. доказ. Поэтому фил - это есть наука и не только.

ВОПРОС 3.

  Основные филос.  школы. Материализм  и идеализм. Идеализм: субъективный и  объективный.

«Соотношение  истории и сознания» Этот вопрос имеет две стороны: что явл сущностью мира? 1) дух, сознание 2) материя, природа. В завис. от того, как филос. отвечали на этот вопрос они разделились нана две школы: идеалистов и материалистов. Идеалисты сичтали считают, что сознание первично и обладает способностью творения. Две разновидности идеализма: объективный и субъективный: Платон,Гегель. Они считают,что вне человека существует реальный мир. Но им правят разум или всесильные идеи. «Всё разнообразие материального мира первоначально заложено в идеях или во всевышнем Разуме» Субъективный ид. : Беркли, Мах они считали,что внешнего мира, как такового для человека не существует. Солипсизм - позиция: существую я и мое сознание. Суб.ид. считает, что наши попытки выйти за пределы собств. сознания ???????, а поэтому утверждают существование внешнего мира не научно, Человек имеет единственную возможность обратиться к внешнему миру благодаря своим органам чувств. Органы чувтств чел- непрозрачная пленка, отделяющая его от внешн. мира. Матер. считают что природа существует независимо от какого либо разума. В сознании человека происходит отражение внешнего мира. Значит мир материален, следовательно природа первична,материя первична, существует всегда, никем и ничем не создана. Сознание- св-во высокоорганизованной материи. Познаваем ли мир? Агностицизм - учение согласно которому мир не позноваем. Суб.ид. отрицает способность человека познавать внешний мир. Они ссылаются на 1) несовершенство орг. Чувств 2) Специфичность орг.чувств 3) Считают, что данные науки подтверждают непознаваемость мира. Причины идеализма: Достижимо ли истинное знание: есть ли такое знание, что есть истина. Процесс познания мира сложен, противоречив. Он дает как истинное знание так и истинное заблуждение. Материалисты и идеалисты противоречивы в подходе к миру. Материалисты пытаются доказать, что идеал. - искаж взгляд на мир. Объективный идеализм - преувеличивает рациональную сторону познания, отрывает разум человека и объявляет его самостоятельной сущностью. Суб. преувеличивает чувственную сторону в познании и объявляет ощущение и восприятие единственной реальностью, с которой имеет дело человек. Существует мир идей, который не зависит от нас объективно, этот мир оказывает на человека огромное влияние(формирует наше сознание) Этот мир исключительно устойчив по сравнению с миром вещей. Вещь изменчива, она умирает, идея остается. Самостоятельность идей относительна. Материалисты: самостоятельность идей несомнено существует, но они относительны. Идеалисты: главное - ощущение. Дуалисты считают что природа, материя порождала сознание и наоборот. Монисты(материалисты и идеалисты) - всегда был материальный мир и мир идей.

ВОПРОС 4.

Основные  функции философии. Методологическая функция.

Основные  ф-ции:  1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соответствующей определенному уровню развития наки,  культуры  и  исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3)  разработка  общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Непосредственной  целью  науки  является  описание,  объяснение  и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения,  на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Европейская традиция,  восходящая  к античности,  высоко ценившая единство разума и нравственности,  вместе с тем прочно связывала философию с наукой.  Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного,  а порой и просто легковесного мнения.  Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности,  в том числе и для философии.  Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов:  надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований,  прогнозов?  Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?  Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории. Первую попытку обрисовать круг задач философии,  перед лицом  существующих  и только начинающих формироваться конкретных наук,  в свое время предпринял Аристотель.  В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах,  первопринципах, самых общих началах бытия.  Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.  Он  назвал  эту область знания 'госпожой наук',  считая что другие науки,  как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков.  Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'. В Древней Греции философия зародилась  в  качестве  всеобъемлющей науки  - само слово 'философия' означает 'наука'.  Эта наука была направлена на все,  что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания.  Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия,  при дифференцированном состоянии отдельных  наук,  становилась отчасти  органом,  соединяющим  результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально выдвинутые еще в античной философии,  лишь в 17-18 веках превратились в естественно-научный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.  В  это время  возникло  и  приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность,  одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'.  В позитивизме был сформирован вывод о том,  что философия  это  суррогат науки,  имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.  На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.  Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий. Ко всему  прочему отличием философского знания от других является то,  что философия - единственная из наук объясняет что  такое  бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие. Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение  выполняет  познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,  интеграция,  синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей,  взаимодействий основных подсистем бытия,  о которых уже шла речь,  теоретическая масштабность,  логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах,  тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений,  еще не  проработанных специально-научными методами. На основе  общих  принципов  рационального  понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания.  Используя опыт понимания,  накопленный в иных областях познания, практики,  она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или общественных реалий,  подготавливая их  последующую  конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки,  которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием 'белых пятен' познавательной картины мира.  Конечно, в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым,  иной общей системе миропонимания.  Философия же заполняет  их  силой  логического мышления.     Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих,  целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих  закономерностях  и т.д.  Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется  универсальный  мысли тельный  инструментарий(категории,  принципы,  различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов,  средств.  Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются,  отрабатываются  и формируются в сфере философии.Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно  причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.  Философия - отдельная форма познания,  имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания,  когда теоретический потенциал в этих областях либо мал,  либо вообще отсутствует.

ВОПРОС 5.

Древнегреческая философия.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет  культуры  и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о  космосе.  Космос  охватывает  Землю,  человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму  и  в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.  Из чего возникает,  к чему  возвращается  никто не  знает.  Одни  греческие ф-ы (натурф-ы)  считают,  что основой вещей является  чувственно  воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах;  третьи  (элеаты)  усматривали основу  мира  в  едином,  незримом  бытии;  четвертые  считали  такой   основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа  Платона)  -  земной  шар  лишь  тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все  эти  Ф.  направления  были  во  многих  отношениях  наивными  и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,  они  отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то  и  третьестепенное  место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. Может иметь разное значение, но уже в V в. до  н.э.  (esp.  Платон,  Демокрит)  четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми  проходит  через всю дальнейшую историю Ф.

ВОПРОС 6.

Философия милетской школы.

Спецификой  древн.гр. философии явл стремление понять мир. Поэтому первых греческих  философов называли физиками. Одним  из главных вопросов был вопрос о  происхождении мира, из чего и как произошел мир. Первыми греческими философами явл представители милетской школы (6 в.д.н.э.). Фалес считал что всё существующее возникло из воды. Анаксимандр говорил, что первоисточником всех вещей явл неопределенное безпредельное, это то начало от которого все начинается и где все заканчивается. Анаксимен считал, что первоначалом всего в мире явл воздух. По его мнению то сгущается то разряжается. Воздух это дыхание обнимающее весь мир. Некоторые фи-фы считали основой мира единство неокторых веществ. В начале 5в.д.н.э. город Милет утратил свою самостоятельность и здесь философия прекратилась. Вторым очагом развития философии стал город Эдхе (в Азии) - родина Гераклита(530-470 г.д.н.э.) Особое место  в  Ф.  античности  занимает  материалистическое  направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то  одного,  и  притом вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл,  Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал  из к-го сост. все вещи, что  значительно  позднее  назвали  субстанцией.  Согласно Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл  ->  земля  + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие  вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе. Демокрит  считал,  что  атомы  это  твердые, абсолютно   непроницаемые  тельца(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы  сущ. вне нашего сознания  и независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не состоят из более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы объясняются св-ми атомов. Хотя  большинство  этих  положений  было  переосмысленно, значение  древнегреч. атомистических идей  оказалось  исключ.  большим  и  предопределило  дальнейшее развитие в этой области.

ВОПРОС 7.

Философия Гераклита.

Центральным местом в учении Гераклита явл  представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется». Гер считал, что для изменения имеются причины. Он как и все милетские философы также занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Гер говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Гер считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Гер. Считал, что миром правит закон, необходимость - логос, Этот закон природный.

ВОПРОС 8.

Школа Элеатов. Парменид,Зенон.

Центр культурной жизни перемещается в  южную италию. Одним из первых философов - элеатов явл Парменид (конец6-5в.д.н.э.). Фил Парменида направлена против движения Гераклита. Доказывает он это так: весь мир - это существенный шар, где нет пустоты и соответственно места для движения. Парменид считал, что бытие можно познать разумом, а не органами чувств. Кроме того бытие обладает следующими свой-ми: 1) Бытие вечно 2) Неизмено 3) Тождественно себе. Бытие - невидимый нами мир, в нем нет противоречий. Согласно Пармениду бытие это сверхдоступный мир, не доступен нашим чувствам, но мы можем о нем мыслить. Реальный мир- это мир небытия, он изменчив и текуч. В данном случае учение Парменида это пример рационалистической философии. Впервые именно школа элеатов противопоставила истенное бытие чувственномумиру, кроме того знание было противопоставленно мнению. Мнения-это наши повседневные представления. Знания это то, что дает разум. У парменида были последователи - Зенон, который взялся доказать основные положения философии Парменида.

ВОПРОС 9.

Апории  Зенона.

Зенон был последователем Парменида, который  взялся доказать основные положения  философии Парменида. В 4в.д.н.э. Аристотель этот способ доказательства назвал диалектикой (искусство добиваться истины в споре). Зенон взялся доказывать что движения нет своими «апориями»: 1) Дихотомия - деление пополам. Чтобы пройти какое либо расстояние надо сначала пройти его половину. Оставшееся расстояние также делится пополам и т.д. Любой отрезок имеет бесконечное кол-во точек, которые подсчитать за конечный отрезок времени невозможно. 2) Ахилес и черепаха. Эта апория также основана на допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины. Зенон доказывает, что Ахилес никогда не догонит черепаху, т.к. черепаха всеравно движется вперед. 3) Стрела. Летящая стрела на самом деле покоится. Он разделяет время на части и в каждый момент времени стрела покоится. В общем случае Зенон доказывает, что теоретически движение невозможно представить. Апории основаны на том, что любой отрезок делится на бесконечное число точек. Зенон делает вывод - ни множество ни движение не могут быть мыслимы без противоречий. В апориях Зенона впервые обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Элеаты следующим образом понимали бытие: 1) Бытие есть, не бытия нет. 2) Бытие едино, неделимо 3) Бытие познаваемо, небытие непознаваемо. Это первые зачатки рационализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"