Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 18:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 146.46 Кб (Скачать документ)

ВОПРОС 24.

Философия Декарта.

Главная работа Декарта (1596-1650) «Рассуждение о  методе». Метод Декарта имеет  четыре правила: 1) Принимать за истинное то, что воспринимается в очень ясном и отчтливом виде и не дает повода к сомнению. В этом правиле формируется понятие разумного и интуиция  - это то, что интуиктивно и не подлежит сомнению. А интуиктивно то, что самоочевидно. Интуиция - осознание «всплывших» в разуме истин, это особый вид интеллектуального познания. Дек впервые стал различать рациональное (интуиция) содержание и чувственное. Чувственное созерцание это чувственная наглядность. Как действует рац созерцание (интуиция разума) - действие интуиции разума состоит как в обнаружении вражденных идей так и в осознании связей между ними. Интуиция дает возможность дальнейшему познанию, возбуждая состояние сомнения. Мы интуиктивно чувствуем то, что сомнительно и требует проверки. 2) Необходимо делить каждую сложную вещь, ради успеха познания, на простые, которые становятся ясными и самоочевидными. 3) В познании мыслью следует идти от простейших вещей к вещам более сложным и трудным для понимания. Только из самых простых вещей должны выводиться самые сокровенные истины. Этим правилом утверждается рационалистическая дедукция Декарта.  4) Это правило требует проводить полные перечесления, обзоры не упуская всего из внимания. Такое перечесление наз эномирацией. Таое правило дает возможность получить наиболее полное значение. Это правило ориентирует на более полное изучение предмета класса.  Все 4 правила должны действовать вместе и порознь для достижения успеха. *Отношение Дек к чувственному познанию. При решении проблем связанных с чувственным познанием Дек стоит на позиции рационализма. Не следует преувеличивать роль чувственного познания. Сущность вещей мы воспринимаем не посредством ощущений, а спомощью разума. В познавательном процессе учавствуют 3 вида идей.: 1) Врожденные идеи 2) Принесеные из опыта 3) Изобретенные идеи. Идеи чувственного опыта - наглядны и поэтому убедительны. Но эта наглядность может оказаться ложной. (сны, галюцинации и т.д.) Наглядные идеи слабее мыслительной интуиции.

ВОПРОС 27.

Философия Иммануила Канта

Его работа «Критика чистого разума». Основные положения этой работы: 1) всякое знание начинается с опыта но не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный (доопытный характер) 2) Эмпирическое знание единично. А знание полученное априорным путем имеет необходимый всеобщий характер. 3) Доопытны только формы знания(факт, аксиома, гипотеза) Сами доопытные формы не являются вражденными. Смысл Кантовского априоризма: познающий индивид распологает сложившимися до него формами познания . Любое знание в конечном итоге берется из всерасширяющегося опыта человечества. Кант различает 2 вида суждения: 1) аналитические имеют поясняющий характер 2) синтетическое суждение расширяет наши знания. Любое тело протяжено - аналитическое суждение.

Кант  преподавал в Кенигсбергском универе (Критика чистого разума).Всякое знание начинается с опыта, оно не сводится к нему. Часть наших знаний имеет априорный характер. Эмпирическое знание единично, а знание полученное априорно имеет необходимый и всеобщий характер. Дообытны только формы знания (гипотеза, теория, аксиома), сами доопытные формы (априорные) не являются врожденными. Все вместе взятое - Кантовский априоризм. Познающий индивид располагает сложившимися до него формами познания. Любое знание берется из все расширяющегося опыта человечества. Кант различает два вида суждений: аналитические(носят поясняющий характер)  и синтетические суждения (расширяют наши знания). Примеры: аналитическое суждение - любое тело протяженно, синтетическое - вчера шел дождь. Знания полученные опытным путем - синтетические. Как возникают новые знания вне опыта, как возможны априорные знания вне опыта Главный вопрос  -“Критика чистого разума”. Материальные суждения - априорны. Задача Канта  - объяснить смысл суждения. В “Кр. чис. раз. ” этот вопрос распадается на 3 вопроса: естествознание, метафизика (философия), математика - как они возможны. Три части “Кр. чис. раз.” - трансцендентальная эстетика, диалектика, аналитика. Трансцендо ( лат. переходить, переступать). Философия Канта изучает  - переход в систему знаний. “Вещь в себе” - вещь сама по себе. Опытные данные поступающие из вне не дают нам адекватные знания об окружающем нас мире. Вещь как она нам является - феномен. Она принципиально отличается от вещи какой она на самом деле является  -  ноумен.  Сколько бы мы не проникали в глубь явлений наши знания не будут знанием вещей, каковы они на самом деле. Кант - материалист, признает существование материального мира, вне нашего сознания. Наши знания расширяют наши границы знания, но никогда не исчезают, как не исчезает горизонт. Трансцендентальные -  то что имеет дух, трансцендентные - просто предмет. Априорные формы чувствительности. Кант разделяет на две группы органов чувств : 1) осязание, слух, зрение - высшие, возникают благодаря механическому воздействию и ведут к познанию предмета. 2) обоняние и вкус. Интенсивность ощущений зависит от ряда условий. Ощущения могут принимать всеобщий и необходимый характер. Существуют две априорные, доопытные формы чувствительности : пространственные и временные. Пространство систематизирует наши внешние ощущения, время - внутреннее. Пространство и время способны воспринимать наш мир. Тезис - Все в мире состоит из простого. Антитезис - Нет ничего простого.

ВОПРОС 28.

Гегель.

Феноменология духа - философия абсолютного идеализма, сделал попытку охватить  своей системой весь мир (духовный, природный ...) Его система имеет характер объективного идеализма - в основе абсолютная идея - разум. Абс. идея - субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Абс. идея способна к саморазвитию, она существует вечно, она содержит в себе в скрытом, свернутом виде все возможные определения:  в природных, духовных и общественных явлениях. Высший разум - вечен, существует всегда и содержит скрытно в себе все разнообразие мира, способен к саморазвитию. В процессе саморазвития абс. идея проходит различные стадии от абстрактного к  определенной, которая определяется конкретным содержанием. Этапы прохождения абс. идеи к самораскрытию: 1) логика - научно теоретическое осознание абс. идеи. Через логику абс. идея раскрывается в виде системы категорий - бытия, не бытия, качества, количества, противоречие, противоположность. По форме и содержанию - категории - общие понятия не нуждаются в чувственном восприятии материи. Гегель их называет -  ступенчатым развитием идеи. 2) природа - абс. идея опредмечивает (само выражает) себя в природе. Из природы возникает человек и человеческий дух и первая стадия существования человеческого духа - субъективный дух  - рассматривается Гегелем на уровне  антропологии, феноменологии, психологии. Антропология - раскрывает душу как чувственную субстанцию. Феноменология - превращение души в сознание. Психология - показывает способности духа (практические и теоретические).

Вторая  стадия  - объективный дух - охватывает по Гегелю соц. жизнь. Выражает себя в морали, эстетических представлениях, различных формах искусства, в праве, науке и т.д. высшая форма самореализации абс. идеи -  абс. дух - совокупность духовной деятельности человека на протяжении тысячелетий. Это результат духовной деятельности всех человеческих поколений. Дух - есть всегда идея. Идея - чисто духовная субстанция. Дух  - выражение идеи в различных формах интеллектуальной деятельности людей. Движение абс. идеи имеет начало и конец - замыкается в круг. 

ВОПРОС 40

ТРИ закона диалектики :  

1) количественные  изменения в качественные, 2)единство  и борьбы противоположностей, 3)отрицание  отрицаний. Описание механизма  саморазвития: - качество , - количество, - скачок, - мера. Качество выражается в свойствах. Качество - такие свойства предмета, которые выражают его специфику и неповторимость, в отличии от других предметов.  А свойства находят выражение в отношениях между предметами, явлениями. Свойства - появления качества, но в каком-то определенном отношении. Количество - характеризует качество с точки зрения интенсивности (выражается числом). По Гегелю - это внешняя определенность предмета. Мера - единств качественного и количественной определенности предмета - показатель того, что данному качеству соответствуют определенные количественные характеристики и существуют границы меры - количественные границы, в которых существует данное качество. Скачок - переход от одного качественного состояния к другому.

ВОПРОС 29

Людовик Фейербах.

(1804-1872) Крупнейший материалист. Провозглашает и защищает материализм и атеизм в германии в 30-40х годах. Идеолог демократической буржуазии. Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха - антропологический материализм. Он подвергает критике кантовский агностицизм. Ощущений, по Фейербаху не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с ним, оно есть образ объективного мира. Основные работы: «Критика Гегелевской философии», «Сущность христианства», «Основы философии».

ВОПРОС 40.1.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Еще в  древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные изменения того или иного предмета накапливаясь, могут приводить к заметным изменениям. Гегель заметил в таких изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона перехода кол изменений изменений в качественные. Качество - такая определенность предмета (явление процесса) которая характеризует его как данный предмет обладающий совокупностью его свойств и принадлежащий к классу однотипных к нему предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие  его принадлежность уже к другому классу предметов. Категория качества была впервые  проанализирована Аристотелем, основавшим качественный подход к физическому миру. (квалитативизм). Представителей средневековой схоластики занимала проблема «крытых качеств», ссылки на которые объяснялись различием свойства предметов, веществ. Философы материалисты 17-18в касались этой темы в связи с размышлениями о первичных и вторичных качествах. Однако на протяжении веков складывался и иной, количественный подход к миру, при котором стиралось, это качественное многообразие. Большое внимание этому уделили Пифагорейцы, разработавшие учение о числах, как выражение сути бытия. Кол-венная характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности предыдущих им свойств выражаемая  в числах. Обобщая мысли пифагорейцев и других своих предшественников, Аристотель пояснял «Кол-вом наз то, что делимо на составн части, каждая из которых есть множество, если оно считаемо и величина если измеряема». Рассматривая ту или иную «вещь» явление, процесс, можно сосредоточить внимание либо на качестве, либо на кол-ных ее аспектах. Качествен и количест методы анализа изучения широко применяются в различных разделах науки и практики. Кач-во и кол-во выражают противоположные и в то время неразрывные связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается мерой. Мера - диалектическое единство кач-ва и кол-ва, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качествен определенность предмета. В древн. Греч философии данное понятие применял Демокрит, считавший, что мера как бы соеиденяет объективные черты того или иного явления и ценностные отношения к ним (чувство меры) Второй момент еще сильнее был акцентирован  в мысли софиста Протогора : «Человек есть мера всех вещей. Действительно поскольку люди соотносят себя с окружающим миром и с другими людьми, они осмысливают, учитывают св-ва вещей в своих действиях. Ведь философские понятия, проблемы включают в себя человеческий аспект.» Закон перехода кол-ных изменений в кач-ные выражает взаимосвязь кол-ных и кач-ных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом его истолковании. Энгельс выразил так: «...качественные изменения точно определены для каждого отдельного случая. Способом могут происходить лишь путем количественного прибавления либо кол-ного уравнения материи или движения.(так называемой энергии)» Иначе говоря суть закона состоит в том, что постепенные кол-ные изменения постояно совершающиеся в предметах но до поры до времени не меняющихся, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Закон перехода кол в кач изменений ориентирует на понимание мира, как сложного многокачественного включающего в себя элементарные частицы атомы и др. Все они отличаются друг от друга не просто размерами, массой и друггими кол-ными характеристиками, но представляют собой разнокачественные образования. Т.е. з-н раскрывает многокачественность мира  в её неразрывной связи с различными характеристиками вещей. Качественное изменение в отличии от количественного выражается понятием скачка. Скачок - это переход кол изм в кач или переход из одного кач состояния в другое(в результате превышения меры). Напр: можно постепенно кол-во ядерного горючего, но при достижении определенной массы плутония происходит цепная реакция, взрывное высвобождение энергии.  Это пример скачка с резко выраженной границей перехода от одного кач состояния в другое. Динамика кол и кач изменений и её современное осмысление в понятиях системного подхода имеет большое значение  для анализа роцессов развития.

ВОПРОС 41.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Единство  материального мира, многообразных  процессов, происходящих в обществе, предполагает, что внутри процессов, явлений сначала возникает различия. Эти различия перерастают в противоречия, а затем эти противоречия нарастают и превращаются в еще более углубленные противоречия. Противоположности часто скрыты в сущности вещей. Их необходимо рассматривать как стороны, св-ва, тенденции которых с одной стороны предполагают друг друга, а с другой стороны отрицают т.е. находятся в постоянной связи. Поэтому противоречия во всем многообразии мира необходимо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Динамические противоположности неразрывно связаны друг с другом. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и другие парные категории диалектики являются примерами единства и в то же время  борьбу противоположных факторов, явлений. Диалектическим противоположностям и выражающими их понятия присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Различают противоречия: внутренние, внешние, основные и неосновные, антагонистические (непримиримые), не антагонистические. Исходя из первого з-на диалектики, развитие рассматривается как процесс возникновения, функционирования и разрешения противоречий. З-н единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития познания материального мира общества. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают  друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Так, Маркс разграничивал производство и распределение, производства и обмен производство и потребление, выявляя их различия, специфику важнейших функций, характеристик. Однако Поляризация противоположностей сменяется затем в анализе их частичной погруженностью друг в друга (произв обмен, произв потребление и т.д.), а затем теоретическимразвертыванием все более сложного их взаимодействия. З-н единства и борьбы пр-ей - всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть материалестической диалектики. Этот з-н объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. З-н раскрывает конкретное, а не мертвое тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, разделяя на крайности, а осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая весь процесс её развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"