Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

45(б) Сегодня отмечают, что производительной силой общества стала наука. Без нее не может быть современного производства. Наука (теории) и практика неразрывно взаимосвязаны.

В процессе функционирования производительных сил осуществляется обмен веществ между обществом  и природой. Формируются социально-экологические  отношения.

 

Б). Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства по поводу вещей: орудий труда, предмета труда, средств труда. То есть они характеризуют способ соединения средств производства с работником (владеет они ими, не владеет…).

Производственные  отношения бывают:

1. отношения собственности  на средства производства (например, на акционерном предприятии у  кого-то 30% акций, у кого-то - 70%), 

2. отношения распределения  (продукция распределится в отношении  30:70), 

3. отношения обмена (произведенная  продукция через рыночные механизмы  будет обменена на другие продукты  и услуги и опять же в  отношении 30:70),

4. потребление (тоже будет  осуществлено в соответствии  с размерами собственности). Таким  образом, отношения собственности  являются определяющими. Правда, социальное, демократическое государство  через налоги и др. механизмы  управления может перераспределять  часть общественного богатства,  обеспечивая необходимую степень  развития разных социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45(г) Второе отрицание происходит как синтез всех лучших форм собственности,  достигнутых на предыдущих стадиях развития. Это переход на новый виток спирали, к общественной собственности на средства производства. У нас общественная собственность была понята как государственная. Однако нельзя отождествлять государство и общество. Понятие общества шире понятия государства. Государство – это лишь управленческое ядро общества. Смысл общественной собственности, видимо в том, что каждый член общества должен  обладать той или иной долей общественного богатства, в производстве которого  он участвует, не должен быть отчужден от собственности. Должны быть и государственная, и индивидуально-частные, и акционерные, и кооперативные и др. формы собственности).

Понятие общественно-экономической формации раскрывается через категории «базис» и «надстройка».

Базис – это экономический строй общества, система производственных отношений (в них главные – отношения собственности). Надстройка – это общественное сознание, идеологические отношения, которые закрепляются в общественных организациях (политических, правовых и др.). Т.е. это явления духовной жизни и связанные с ними учреждения. (Сфера образования и воспитания также относится к надстроечным явлениям). Базис и надстройка неразрывно взаимосвязаны. Например, базис капиталистического общества характеризуется капиталистической частной собственностью и соответствующей надстройкой, т.е. либеральной или консервативной идеологией, которые, хотя и отличаются,  обосновывают необходимость свободных конкурентных рыночных отношений, основанных на частной собственности на средства производства. Следует также иметь в виду, что, хотя базис и надстройка всегда соответствуют друг другу, однако их связь не так уж однозначна: надстройка, связанная с осознанием общественного бытия,  может опережать развитие базиса, предлагать новые пути развития, а может отставать и тормозить развитие общества в целом. (Базис и надстройка не самостоятельные явления, а характеристики общества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.

Социальная  сфера – это сфера деятельности надличных социальных субъектов  – групп, общностей людей.

Отношения между группами основываются на социальном действии (М.Вебер, Парсонс).

Классификация социальных групп: а) количественная (большие, средние, малые); б) качественная (профессиональные, экономические, религиозные, половозрастные, этнические и др., т.е. по специфике деятельности и интересов)

Основы для  формирования социальных общностей:

1. объективные условия:  тип деятельности в системе  общественного разделения труда;  общность экономических интересов;  территория проживания и др.

2. факторы духовного порядка:  язык, традиции, ценностные ориентации, идеологические установки и др.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и  слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и  отношения образуют социальную структуру общества. Она включает в себя два компонента: социальные связи и социальный состав – набор элементов, входящих в социальную структуру. В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

46(б) Сравним нацию с классом. Индивид может не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит, что не влияет на его классовое положение. А вот национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной нации. Н.Бердяев писал: «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание». А советский этнограф Бромлей писал, что нация есть дело культурного выбора.

Сегодня, в условиях глобализации, когда идет становление общепланетарного разделения труда, миграция рабочей  силы и т.д., происходит интенсивное  взаимодействие людей разных национальностей, верований, с разными традициями, системой ценностей, возникает множество  межнациональных браков. Идет формирование человечества как большой социальной группы. Но процесс этот противоречив. Возникают проблемы столкновения национализма и космополитизма. Необходимо развивать  общечеловеческие ценности, толерантность, диалог культур. Вобщем, встает проблема нахождения форм единства общечеловеческого  и национального. Итак, в характеристиках этнических групп все большее значение начинают играть социально-экономические и духовно-политические черты.

По данным переписи населения  в Республике Беларусь проживают  представители 123 национальностей. Социально-классовая структура

Понятие класса возникло еще у французских философов конца 18 века – Тьера, Тьерри, Гизо и др.

В сер.19 в. обострились противоречия между буржуазией и пролетариатом. Маркс делает вывод о ведущей роли в развитии общества классовых противоречий и начинает развивать классовый подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46(а) К основным элементам социальной структуры общества относятся:

  1. классы;
  2. люди города и деревни;
  3. представители физического и умственного труда;
  4. сословия;
  5. социально-демографические группы — молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей;

национальные общности —  нации, этнические группы и др. Социально-этническая структура

Выделяют этнические группы. К ним относятся исторически сменяющие друг друга род, племя, народность, нация.

Этнические группы. Род – группа, основанная на кровных связях. Они вели совместное хозяйство (территория связана с природными условиями – климатом, растительным и животным миром; из этого следует общность хозяйственной деятельности, быта, жилья, пищи и т.д.); говорили на одном языке и т.д. Племя – объединяло родственные роды. Это характерно первобытнообщинному строю с общей собственностью.

С появление рабовладения как классового строя, появляются народности.  Кровнородственные связи заменяются территориальной общностью. Племенные языки заменяются единым языком, при сохранении диалектов.

Нации складываются с переходом к капитализму. Нация – это этническая общность, характеризуемая общностью территории; общностью экономических связей (нации складываются  с переходом к капитализу – возникают сельскохозяйственное и промышленное производство, общий рынок, валюта, транспортные коммуникации, средства связи, налоги и т.д., т.е. единый хозяйственный механизм, ежедневно заставлявший людей взаимодействовать из поколения в поколение); общность литературного языка (это важно для общения; при этом диалекты могли сохраняться); общность психологического склада, духовной культуры, традиций.

 

 

 

 

 

 

 

46(в) Классовый подход в основу деления общества на группы кладет  один критерий – отношения собственности на средства производства.  Так выделяются экономические группы общества – классы.

Итак, классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства (раб, рабовладелец), по их отношению к средствам производства (владеет - не владеет), по их роли в общественной организации труда (управляет - не управляет), по способам получения и размерам доли общественного богатства (прибыль – зарплата – рента).

Появление классов  был связано с разделение труда  и появлением частной собственности. Т.е. классы появились в рабовладельческом  обществе.

 В настоящее время  классовая структура оказалась  размытой (по сравнению со временами  Маркса).  Рабочие могут быть  мелкими владельцами акций предприятий;  выросла сфера услуг; большую  роль стал играть  финансовый  капитал, а не промышленный  капитал. Вместе с тем, традиционное  определение классов сохраняет  свое методологическое значение. Возникает такое явление как  «новые бедные». Более того. В  международном масштабе происходит  противостояние стран «бедного  Юга» и «богатого Севера». И хотя при рассмотрении социальной структуры многие социологи считают, что классы в настоящее время не существуют, такие черты классового общества как социальное неравенство, бедность и безработица еще сохраняются, но проявляются как индивидуальные, поражая не класс, слой, группу, а индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45(а) Общественное производство включает в себя:

  • Сферу производства средств жизни (материальное производство),
  • Сферу производства самого человека (это семья и вся система воспитания и образования),
  • Духовное производство,
  • Функционирование общественных отношений.        

 

От материального  производства зависят:

  • Социальная структура общества,
  • Тип политической организации,
  • образ жизни,
  • тип личности,
  • содержание форм общественного сознания,
  • отношение общества к природе.

 

Материальное производство – это процесс трудовой деятельности. Оно затрагивает преобразование природы с целью создания материальных благ, необходимых для развития человека и общества.

 

Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства,  который раскрывается через понятия «производительные силы» и «производственные отношения». А).  Производительные силы – это система вещественных факторов:

  1. средств производства, включающих орудия и средства труда (имеются в виду техника, технологии, инфраструктура производства…);
  2. человеческий личностный фактор (имеется в виду человек, наделенный навыками и знаниями).

Они соединяются вместе и  воздействуют на  3. предмет труда (имеется в виду природный ресурс, земля…).

 

 

 

 

45(в) Производственные отношения воплощаются в определенных экономических интересах людей (у людей, социальных групп с разной долей, формой  собственности будут разные интересы и т.д.). История – это борьба интересов. Экономические интересы – движущая сила истории.

Производственные  отношения объективны, т.е. зависят  не от сознания, а от производительных сил. Уровень развития производительных сил создает условия для человеческой деятельности. Так, уровень развития производительных сил в первобытном обществе создавал коллективистский характер производственных отношений и соответствующие (коллективистские) распределение, обмен и потребление

 

Именно способом производства определяются исторические типы общества. Маркс назвал их общественно-экономическими формациями.  История насчитывает 5 общественно-экономических формаций:  1.первобытная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4.капиталистическая и 5. коммунистическая – это как прогноз будущего общества (Маркс исходил из законов диалектики: общая первобытная собственность отрицается переходом к противоположной, частной собственности в ее различных вариантах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"