Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

философ.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Общая характеристика средневековой  философии.

Средние века  5-13 век нэ. Хар черта: было господство христианской религии и церкви во всех сферах индивидуальной и общественной жизни. Христ- гос рел в Рим имп в 312 г н.э.(Миланском эдикте имп Константина). крушение Зап Рим имп в 476 г, христианство распространяется среди варварских племён Европы. единая и централизованная власть папы Рим создавала условия для культурно-политического единения Зап Европы, основанного на общей, христианской системе ценностей.

Характерные черты философии Средневековья

Теоцентрический характер, то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, "служанкой богословия".

2 глав идеи: творения (создании мира и человека Богом "из ничего) и откровения (явления Иисуса Христа, которое знаменовало возможность спасения человечества от первородного греха).

Спиритуальный характер, интерес преимущественно к духовным вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию.

Эсхатологические  черты (учение о конце света и грядущем втором пришествии Христа и Страшном суде), ориентация на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых.

Традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям.

Апологетика, патристика и схоластика как основные направления средневековой философии.

Апологетика ("апология" в переводе означает "защита") - это фил напр, задача: обоснование истинности и защита христианства от критики античных философов. Западная-основы католической церковной традиции, восточая-основа православной церковной традиции. зап апологет- Квинт Септимий Тертуллиан, смысл фил напр: "Верую, ибо абсурдно". Лишь в акте веры человек может приобщиться к этому знанию, и, тем самым, спастись. Вост апологетика ориентируется на созерцание внутреннего человека. главный принцип: определяя Бога, мы можем сказать только то, чем он не есть. вост апологет- Ориген, Ириней Лионский и Юстин.

Патристика  основы христианского вероучения - догматики - Вселенских церковных соборах(1й в 325 году Никейский собор). Название этого направления пошло от имени Отцов церкви (по латыни "патер") - наиболее авторитетных христианских мыслителей, которым церковь доверяла объяснение фундаментальных догматических положений. В рамках патристики закладываются основные принципы средневековой христианской мысли. зап патрист-Аврелий Августин.в своей книге "О Граде Божьем"изложил христианское понимание истории. история имеет своё начало (момент творения), кульминацию (жизнь, смерть и воскресение Христа) и завершение (второе пришествие и Страшный суд). "Исповедь"-блестящее описание духовных исканий человека и доказал важность обращения души к Богу. вост патрист("каппадокийский кружок"): Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский. медитативная созерцательность и поиск божественной мудрости, которая не сводится к разумному началу. Сильное влияние неоплатонизма.

Схоластика. появлением в 9в монастырских школ и началом преподавания философии как самост учеб дисциплины. "схоластика"="школьная философия".

В рамках схоластики разрабатывается сложная и логически  чёткая система объяснения христианского  вероучения и соответствующего ему  мировоззрения.

Золотым веком  схоластики -13, Фома Аквинский. ("Средневековым Аристотелем"), так как он упорядочил существовавшее в то время знание и привёл его в состояние логически безупречной, строгой системы, в основе которой лежит христианское вероучение. книга "Сумма теологии".формулирует пять доказательств бытия Бога-

Бог как источник движения; Бог как порождающая причина; Бог как необходимость, царящая над миром случайностей; Бог как носитель наивысшей степени совершенства;Бог как конечная цель развития мира.

Кроме того, Фома Аквинский разрабатывает учение о "двойной истине", в соответствии с которым противоречие между истиной теологии (религиозные догматы) и истиной философии (рациональное познание) является допустимым, так как оба эти направления познания ведут к Богу, но разными путями. Философское учение Фомы Аквинского или томизм в настоящее время является официальной философской доктриной католической церкви. 

Нормативная этика христианства 

Моисей:

13-12в до нэ  скрижали Завета полученные на  горе Синай - основы нравственности  для избранного народа (иудей), соблюдение  субботы, национальная религия-  иудаизм; око за око, зуб за зуб 
 

И.Х.:

Сфера действия- для каждого человека в мире , «несть эллина,  несть иудея», мировая  религия, относительность заповедей- не человек для субботы, а суббота  для человека, усиление заповедей, не противление злу. 

Философия эпохи Возрождения

12-13вв. Возрождение – “водораздел” между средними веками и Новым временем.Возрождение интереса к изучению культурного богатства древней античной философии.

Ренессанс явление  итальянское. Потом распространившееся на остальные страны.

Основная  направленность ренессанса – это гуманизм. 14-15 век.

Две характеристики эпохи: гуманизм и антропоцентризм

1.Гуманизм (от лат человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.

рассуждения человека о самом себе, о своей роли, о своем предназначении.

идейное движ, возникшее  в период Ренессанса. Основная цель – изучение и распространение  антич яз, литературы, искусства.

2.Антропоцентризм. с точки зрения христ теологии, чел есть существо греховное, и за грехи наказанное богом (поврежденное), то антропоцентризм утверждает обратное: человек – наиболее близкое к богу существо, ибо создано было по его облику и подобию. Человек – избранник бога. Если теология занимается богом, то философия должна заниматься человеком.

Данте Алигьери (1265-1321) Нельзя противопоставлять Бога и человека. Человек определяется двояким способом: Богом и природой. Вывод: человек сам ответственен за многое. Эта ответственность требует практической реализации потребностей человеческого духа. Человеческий разум активен.

Франческо Петрарка (1304-1374). Считается “первым гуманистом”. Отвергал культ авторитета “глупых” схоластиков и последователей Аристотеля. выражал независимость мышления от религиозной схоластики.

Джованни Боккаччо (1313-1375). “Декамерон”. Высмеивал духовенство и восхвалял разум.

Вместо богоцентризма  – антропоцентризм, вместо монотеизма – гуманизм. 
 

Реформация – социально-политическое движение против папства, против монопольного положения католической церкви.

Начало выступление  доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотребленийкатолической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Мартин  Лютер (1488-1546) – основатель лютеранства (немецкого протестантизма).против папы как наместника Бога на земле, против церкви как посредника между Богом и человеком, против продажи священнослужителями индульгенций. Идея  Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом[10].

Также Лютер  опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истиныСвященному Писанию

Реформатортво в Швейцарии. Женева. Жан Кальвин (1509-1564) – французский теолог. Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, — вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божьюблагодать при его свершении получают лишь избранные 

С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики 

Рационалистическая  философия 17века (Бекон, Декарт)

человеческий рассудок. открытия в области природы и искусства. Чел доверяет самому себе, своему мышлению и своим чувствам, осознает свою волю и силу интеллекта, решил жить самостоятельно (второй раз отпал от Бога). На место Бога как основного объекта познания выступила природа, а вместо веры – разум, интеллект.

Возникает чувственное и  рациональное познание. Сторонники чувственного познания считали единственным способом познания чувственный опыт – эмпиризм. Сторонники разума (рассудка, интеллекта) считали важным в познании отчетливость мышления, ясность предпосылок, логику, логическое доказательство.- рационализм.

Эмпиризм обосновывается Френсисом Бэконом (1561-1626) развивается в Англии (17 век). Томас Гоббс (1642-45, полемика с Декартом) и Дж Локк – основатель сенсуализма (1690, “Опыт о человеческом разумении”).

В дальнейшем эмпиризм доходит до материализма (французское  Просвещение) и развитие сенсуализма  английскими философами Джордж Беркли (Ирландия), Дэвид Юм (Шотландия, “Трактат о чел природе”).

Рационализм обосновывает Рене Декарт (1596-1650) (Франция). Спиноза (1632-1677) (Голландия) и Лейбниц (1646-1716) (Германия).

Рационализм – фил. напр. абсолютизирующее возможности разума, возможности теоретического познания.

Сенсуализм – фил. концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знания.

Эмпиризм – философское направление, абсолютизирующее возможности опытного знания и недооценивающее теоретическое познание, т.е. разум.

Эмпиризм. Бекон Френсис

Ф. Бэкон (1561-1620) считал, что мир познаваем. Он был эмпиристом, источником знаний считал опыт. Основная работа - “Новый органон” (1620). Органон – это орудие, инструмент.

Знание есть лишь результат опытного изучения природы. Наблюдение и эксперимент. Бэкон пытался освободить мышление от средневекового догматизма. Цель познания – получить власть над природой.

“Власть человека над природой основана единственно  на науках и искусствах, потому что  природою можно повелевать, только повинуясь ее законам”. “Истина есть дочь времени, а не авторитета”.

Человек ровно настолько  понимает на сколько  он постиг Природу. Незнание законов природы делало людей беспомощными перед ними.

Бэкон одни эмпирические или опытные данные не дают глубоких знаний. Идеал Бэкона – ученый, как пчела, собирающий нектар и делающий из него мед.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"