Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

философ.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

1.2.Рассудок

Вторая познавательная способность – это рассудок (первая чувственность).

Посредством чувственности  предмет нам дается, но мыслиться  он посредством рассудка.

Рассудок есть способность мыслить то, что ему  предоставляют чувства.

Чувственность обладает содержанием без понятий, а рассудок имеет пустые понятия  без содержания. Поэтому только их соединение дает знание.

Тк.об, познание возможно в результате синтеза чувственного содержания и понятий.

Рассудок упорядочивает  чувственное содержание при помощи категорий.

Категории – предельно общие понятия, которые не могут быть выведены из опыта. Категории присущи рассудку изначально, априорно. Поэтому категории характеризуют не предмет познания, а самого познающего субъекта, его познавательные способности, его структуру мышления.

Категории, по Канту, это то, что обеспечивает синтез чувственных данных.

У Канта категории  делятся на следующие разряды (категориальная таблица Канта):

качество (реальность, отрицание, ограничение),

количество (единство, множество, цельность),

отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие),

модальность (возможность  и невозможность, действительность и недействительность, необходимость  и случайность).

И, след., рассудок не открывает законы природы, а диктует  природе их. Знания, основанные на опыте, ограничены.

Рассудок формулирует всеобщие суждения, которые не могут быть выведены из опыта.

Такие суждения называются априорными синтетическими суждениями. Напр., все вещи протяженны. Эти суждения расширяют наше познание привнося в него то, что в опыте  не дано.

Например, идеи математики (аксиомы и др.). Например, сам язык, речь, слова.

Эти знания возникли на основе априорных синтетических  суждений, которые в опыте не даны и из опыта невыводимы, но с которыми должен согласовываться любой опыт, как предыдущий, так и последующий.

В противоположность априорным синтетическим суждениям аналитические суждения выводятся из опыта и этот опыт объясняют.

Например, Сократ смертен.

Рассудок расширяет  наши познавательные способности, но познать  вещь в себе он не может.

«Вещь в себе»  философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» – в нашем познании. Познаваем ли мир? То насколько он познаваем – вещь для нас, а то, что непознаваемо вещь в себе.

Вещь для нас  – область феноменов, того что ощущается. Вещь в себе – область мышления, того, что не ощущается, а только может мыслиться. То, что может только мыслиться – это трансцендентное.

Апперцепция –  воздействие всего предыдущего  опыта человека на восприятие предметов  и явлений.

Трансцендентальное  – изначально присущее рассудку и  чувственному познанию. Трансцендентальное – всеобщее и необходимое.

Трансцендентальное  единство апперцепции – способность  сознания объединять представления  в единое целое. Изначальное единство сознания познающего субъекта, обеспечивающее единство опыта

1.3.Теоретический  разум.

Сила рассудка в его синтетической способности. Рассудок всегда ограничен пределами  опыта (так как рассудок анализирует  то, что ему дает опыт). Как материального, внешнего, так интеллектуального, внутреннего. Рассудок не знает, что его опыт ограничен. Рассудок не знает своих собственных границ (и не хочет знать) и всегда пытается выйти за эти границы.

Рассудок пытается из мира явлений, т.е. вещей для нас  проникнуть в мир вещей в себе. Рассудок пытается покинуть границы опыта и перейти в область ноуменального.

Но изучение ноуменального – это прерогатива  разума, а не рассудка.

Феноменальное (феномен) – то, что познается  с помощью чувств (то что нам  является, мир явлений)), а ноуменальное – то, что познается с помощью разума.

Разум – это  высшая ступень познавательного  процесса.

Разум рассматривает  вопросы мировоззренческого уровня. Разум, покинув твердую почву  опыта, впадает в противоречие, которое  называется антиномия.

Антиномия –  противоречивое положение, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Четыре антиномии:

1.Мир конечен  или бесконечен в пространстве  и во времени?

2.Бессмертна  или смертна душа человека?

3.Существует  ли в мире свобода или в  мире нет никакой свободы?

4.Есть ли сущность  мира или в мире нет никакой  сущности?

2.Этика – практический разум

Теоретический разум ограничен. Теоретический  или чистый разум запутывается в  противоречиях – антиномиях. Поэтому  Кант исследует возможности практического  разума.

Практический разум в отличие от теоретического имеет дело с реальными вещами.

Практический  разум Кант сводит к моральной  философии.

Практический  разум – понятие, означающее способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов.

Практический разум даёт человеку «законы свободы», т. е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму человек выступает как свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования.

Практический  разум руководствуется нравственными  законами.

“Звездное небо надо мной и моральный закон во мне”. Звездное небо – упорядоченность  космоса. Ньютон, Кеплер.

Звездное небо – безграничность чувственного мира вне нас и бесконечность духовного существа в нас самих.

Моральный закон  – практическое значение философии  и всей человеческой деятельности.

Есть несколько  формулировок нравственного закона. Кант его называет категорический императив.

Категорический  императив:

1)Поступай так,  чтобы правило твоего поведения  могло стать правилом для всех.

2)Все поступки  д.б. ориентированы на всеобщее  благо.

3)Человек –  это высшая ценность, его нельзя  рассматривать как средство.

Этическая норма  первична. Осознание истинности этической нормы является условием ее выполнения. Кант говорит: “Если ты должен, следовательно, можешь!”

Сила для выполнения поступка берется из силы человеческого  духа, из силы воли.

У поступка нет  нравственной ценности, если он совершается  только потому, что нам это нравится; ценен лишь тот поступок, который вытекает из чистого послушания нравственному закону.

Если интерес  теоретического разума сводится к вопросу, «что я могу знать?», то интерес практического разума заключается в вопросе: «что я должен делать?».

В конечном счёте, по Канту, высший долг человека – относиться к любому человеку (и человечеству в его лице) как к цели и никогда – только как к средству.

3.Эстетика

В чем основная проблема прекрасного с точки  зрения философии?

Прекрасное нам  нравиться, хотя оно не имеет никакой практической пользы.

Красота, прекрасное не имеет определенной цели.

Приятное (в отличие  от чувственного наслаждения) получаемое нами возникает, когда эстетический предмет соразмерен нашим познавательным силам.

Эстетический предмет мы оцениваем. Оценка как сравнивание себя (своих способностей) и эстетического предмета.

Свое учение Кант называет трансцендентальным идеализмом.

Трансцендентальное  – априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное – то, что находится за пределами  сознания и познания. Вещь в себе, например.

Недостатки философии  Канта: априорность (игнорируется практика познания), агностицизм (вещь в себе).

Современное развитие философии связано со стремлением  преодолеть кантовскую априорность и кантовский агностицизм – вещь-в-себе. 

Диалектика  Гегеля как мировоззрение  и метод. Система и метод Гегеля. Немецкая идеалистическая классическая философия. 
диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”.

Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.  
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. 

“Феноменология  духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия  философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.

По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы  познания и деятельности человека.

В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда  не поймет и «Капитал» Маркса».

Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.

Законы  диалектики (развития):

1.Закон единства  и борьбы противоположностей. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. 

2.Закон перехода  количественных изменений в качественные

3.Закон отрицания  отрицания. Возвращение к первому  состоянию с учетом второго.

Эти законы преодолевают кантовский антиномизм. Объясняет общую  форму процесса познания: Тезис -----> Антитезис ------> Синтез

Из антиномий  нужно уметь сделать синтез! В  результате синтеза мышление снимает  противоречие между тезисом и  антитезисом. Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.Нужно уметь преодолевать противоречия.

3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).

Кант устанавливает  правила познания до и независимо от познавательного процесса. Кант напоминает схоласта, который не хотел  входить в воду, пока его не научат плавать.

Гегель: «Философия есть дочь своего времени». Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем  развитии. Субъективность снимается  самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в  эмпирическом изучении природы, а самопознании.

Структура философии Гегеля:

1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.

Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия  и предметы он принимает за неизменные.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"