Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:36, шпаргалка

Описание

Шпаргалка по "Философия"

Работа состоит из  1 файл

Шпора по финансам предприятий.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Факторы роста выручки

Факторы, влияющие на величину выручки: А. Зависящие от деятельности предприятия: 1. В сфере производства: объем продаж, структура производства, ассортимент выпускаемой продукции, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и т.д. 2. В сфере обращения: уровень цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчета. Б. Независящие от деятельности предприятия: 1. Нарушение договорных обязательств контрагентами, 2. Перебои в работе транспорта, 3. Несвоевременная оплата продукции.

 

1. Предприятие как хозяйствующий субъект

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

3. Основные группы фин. Отношений.

Финансовые  отношения, возникающие в процессе образования и использования финансовых ресурсов организации, формируются в процессе кругооборота ее средств, что опосредуется денежными потоками по различным видам деятельности организации — ее  денежным оборотом.

Выделяются следующие группы финансовых отношений:

 

- между отраслью непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У отраслей, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета, эти отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль имеет доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, они приобретают двусто-ронний характер: появляются финансовые отношения, связанные уплатой в бюджет обязательных платежей; между распорядителями бюджетных кредитов по поводу распределения бюджетных ресурсов. Эти отношения многоступенчатые и определяются системой управления финансами отрасли;

 

- между вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;

 

- между организациями, учреждениями отрасли и их структурными подразделениями по поводу формирования финансовых ресурсов, их распределения и ис-пользования;

 

- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального призводства по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;

 

- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы по поводу оплаты оказываемых услуг;

 

- между организацией, учреждением непроизводственной сферы и коллективом работников по поводу выплаты заработной платы, премии, поощрений;

 

- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и потребителями услуг: населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;

 

- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами по поводу оказания финансовой помощи и добровольных взносов и пожертвований;

 

- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами по поводу перечисления средств из этих фондов;

 

- между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды в соответствующих случаях.

4 Сущность и основные черты финансовых отношений предприятий.

 

Финансы предприятий как составная часть финансовой системы занимают определяющее место в структуре финансовых отношений общества. Они функционируют в сфере общественного производства, где создается валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход - основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, финансовая устойчивость страны.

Финансам предприятий, как и финансам в целом, присущи определенные общие и специфические признаки. Надо учитывать также и особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах экономики. Общим признаком финансов предприятий является то, что они выражают совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с распределением стоимости валового внутреннего продукта. Специфические признаки финансов предприятий выражают денежные отношения, которые зависят от первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта, формирования и использования денежных доходов и децентрализованных фондов. Особенности финансов предприятий, обусловленные их функционированием в разных отраслях экономики, рассмотрим далее.

Финансы предприятий непосредственно связанные с движением денежных средств. Именно поэтому довольно часто понятие "финансы предприятий" отождествляется с денежными средствами, имеющимися финансовыми ресурсами. Однако сами средства или финансовые ресурсы не раскрывают понятие "финансы", если не выяснить сути экономической природы последних. Такими существенными / общими свойствами, которые лежат в основе финансов, закономерности воспроизводства и денежные отношения, возникающие между участниками общественного производства на всех стадиях процесса воспроизводства, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Однако не все денежные отношения относятся к финансовым. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда движение денежных средств становится относительно самостоятельным. Такое происходит в процессе формирования, распределения, использования денежных доходов и фондов в соответствии с целевым назначением в форме финансовых ресурсов. К финансам относятся такие группы финансовых отношений:

* Связанные с формированием уставного фонда субъектов хозяйствования;

* Связанные с образованием и распределением денежных доходов: выручки, валового и чистого дохода, прибыли, денежных фондов предприятий;

* Возникающие у предприятий с государством по поводу налоговых и других платежей в бюджет и целевые фонды, бюджетного финансирования, получения субсидий;

* Возникающие между субъектами хозяйствования в связи с инвестированием в ценные бумаги и получением на них доходов осуществлением паевых взносов и участием в распределении прибыли от совместной деятельности, получением и оплатой штрафных санкций;

* Которые формируются у предприятий с банками, страховыми компаниями в связи с получением и погашением кредитов, уплатой процентов за кредит и другие виды услуг, получением процентов за размещение и хранение денежных средств, а также в связи со страховыми платежами и возмещениями по разным видам страхования;

* Формирующиеся у предприятий в связи с распределением доходов.

Итак, объектом финансов предприятий являются экономические отношения, связанные с движением средств, формированием и использованием денежных фондов. Субъектами таких отношений могут быть предприятия и организации, банковские учреждения и страховые компании, внебюджетные фонды, инвестиционные фонды, аудиторские организации, другие субъекты хозяйствования, которые являются юридическими лицами.

В процессе воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта по целевому назначению, а также распределение его между государством и субъектами хозяйствования, каждый из которых получает свою долю произведенного продукта в денежной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Принципы организации финансов предприятий

1. Самостоятельность  в  области  финансовой  деятельности: предприятие  самостоятельно  решает, куда  вкладывать  свои  финансовые  ресурсы:  

 

-  на  собственное  развитие

 

-         в  ценные  бумаги

 

-         в  уставный  капитал   другого  предприятия

 

-         на  банковские  счета  и  т.д.

 

Однако  самостоятельность  возникает  только  после  выполнения  обязательств  перед  обществом  и  государством

 

2. Самофинансирование:  это  полная  окупаемость  затрат  по  производству  продукции  и  расширению  производственно-технической  базы. Каждое  предприятие  покрывает  свои  текущие  и  капитальные  затраты  за  счет  собственных  источников. При  этом  возможно  использование  заемных  средств  на  условиях  возвратности, срочности  и  платности.

 

3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной  деятельности:  предприятие  должно  быть  заинтересовано  в  результатах  своей  деятельности. Для  этого  экономическая  среда  должна  быть такой, чтобы  было  выгодно  производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль.

 

4. Материальная  ответственность:  предприятие  отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги.

 

5. Контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия.  Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной  деятельности предприятия  заинтересованы  различные  стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные  партнеры.  Контроль  включает  анализ  финансовых  показателей  и  применение  различных  мер  воздействия.

6. Финансовые ресурсы предприятий

Финансовые ресурсы — это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

 

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет целого ряда источников. На основе права собственности различают две крупные группы источников: собственные и заемные денежные средства. Возможна более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства; ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения.

 

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (акционерный или складочный капитал). Уставный капитал — это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей. Действующим законодательством установлены минимальные размеры уставного капитала:

 

- для предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ открытого типа, государственных и муниципальных предприятий — 1000-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц;

 

- для предприятий других организационно-правовых форм, в том числе акционерных обществ закрытого типа, — 100-кратный размер минимальной оплаты труда в месяц.

 

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а также выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относятся уставный, резервный и другие капиталы; долгосрочные займы; постоянно находящаяся в обороте предприятия кредиторская задолженность (по зарплате из-за разницы в сроках начисления и выплаты, по отчислениям во внебюджетные фонды, в бюджет, по расчетам с покупателями и поставщиками и др.).

 

Значительные  финансовые ресурсы, особенно во вновь создаваемых  и реконструируемых предприятиях, могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, доходов от финансовых операций, кредитов.

 

Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят; от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления в виде бюджетных субсидий; от страховых организаций.

 

В составе этой группы финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, все большую роль играют выплаты страховых возмещении, и все меньшую — бюджетные и отраслевые финансовые источники, которые предназначены на строго ограниченный перечень затрат.

Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

 

- текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

 

- инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

 

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

 

- платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

 

- образование различных денежных фондов и резервов (на развитие; поощрительного и социального характера);

 

- благотворительные цели, спонсорство и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Денежные фонды предприятий.

 

Важной стороной финансовой деятельности фирмы является формирование и использование различных денежных фондов в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. С их помощью осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономичес­кое, стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

финансы предприятий выражают отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов. Источником образования последних являются финансовые ресурсы.

 

Денежный фонд — это обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование.

 

Через формирование денежных доходов и фондов предприятия осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности предприятий необходимыми денежными средствами, а также обеспечение расширенного воспроизводства, финансирование научно-технического прогресса, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование. Помимо всего прочего, фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

 

• увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями предприятия (организации);

 

• сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития предприятия;

 

• увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.

 

Денежные фонды предприятий можно условно разбить на 5 групп.

 

1. Фонды собственных средств. Представлены такими источниками денежных средств, имеющих характер фондов, как уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, прочие источники. Эта группа средств играет решающую роль в деятельности предприятий. Требования по объему этих средств и их организации достаточно однозначны.

 

2. Фонды заемных средств. Представлены такими источниками денежных средств, как кредиты банков, займы юридических и физических лиц, коммерческий кредит, факторинг, лизинг и прочие источники. В условиях рынка ни одно предприятие не может обойтись без заемных средств, которые в условиях правильного подхода к формированию заемных источников и структуры капитала в целом только способствуют повышению эффективности производства без дополнительных вложений собственного капитала.

 

3. Фонды привлеченных средств. Представлены фондами потребления, фондом по выплате доходов участникам (учредителям), доходами будущих периодов, резервами предстоящих расходов. Эти фонды носят двойственный характер, поскольку, с одной стороны, они отражаются в составе краткосрочных обязательств, с другой стороны — вовлечены в оборот предприятия, а порядок и источники их формирования позволяют отнести их к собственным источникам финансирования. Однако в отличие от собственных средств они не постоянны, а расходуются предприятием в течение года.

 

4. Фонды смешанных источников. Представлены денежными фондами, образованными из источников смешанного характера. Это инвестиционный, валютный фонды, фонд оборотных средств и др. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. Он формируется из амортизационных отчислений (фонда), фонда накопления, заемных и привлеченных источников. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для осуществления импортных операций. Самостоятельного целевого значения, в отличие от инвестиционного фонда, он не имеет.

 

5. Оперативные денежные фонды. Представлены денежными фондами предприятия, создающимися им периодически: фондом для выплаты заработной платы; фондом для выплаты дивидендов; фондом для платежей в бюджет и внебюджетные фонды; фондами погашения кредитов и займов и т. п.

8. Состав и классификация затрат предприятия.

Существует несколько признаков классификации затрат:

В зависимости от времени возникновения затрат они подразделяются на:

 

- текущие;

 

- единовременные.

В зависимости от способов включения затрат они подразделяются:

 

- прямые;

 

- косвенные (накладные).

В зависимости от влияния на объемы работ затраты делятся:

 

- постоянные;

 

- переменные.

Материальные затраты определяются исходя из потребности в материалах на основе физических объемов работ, норм и нормативов.

 

Затраты на оплату труда определяются исходя из фондов заработной платы работников за вычетом заработной платы работников, занятых в подсобных и вспомогательных производствах, а также за минусом заработной платы не относимой на себестоимость (премии).

 

Отчисления на социальные нужды определяются из обязательных отчислений по установленным законом нормам.

 

Амортизация определяется исходя из среднегодовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация и средние нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.

 

Прочие затраты складываются:

 

- платежи по кредитам;

 

- платежи по обязательному государственному страхованию имущества предприятия;

 

- затраты на командировки;

 

- услуги связи;

 

- аренда;

 

- реклама и т.д.

 

13. Прибыль предприятия: сущность и роль

 

Прибылью (рентабельно-стью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный ис-точник финансирования экономического и социального развития; прибыль-ность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и про-грамм оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Дей-ствительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономиче-ские рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затра-ты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях.

Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимо-связанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предпри-ятия разнонаправлено: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не по-зволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потреби-телей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспо-собного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения тор-говой выручки.

Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Рознич-ные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной це-не товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, ком-мунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увели-чивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая при-быль.

Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная полити-ка государства, развитие деятельности общественных организаций потреби-телей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, полити-ческая стабильность в государстве.

Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внут-ренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предпри-ятия.

Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи по-зволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных то-варных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарообо-рота позволит достичь нормального уровня прибыли.

Другим существенным фактором является применяемый порядок це-нообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерче-скую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации това-ров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только об-щая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и за-емными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает из-держки торгового предприятия.

Следующим значительным фактором, тесно связанным с ценообразо-ванием, является уровень издержек обращения. Известно, что при неизмен-ной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить суму получаемой прибыли. Осуществление режима эконо-мии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относи-тельное снижение издержек обращения.

Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соот-ношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компе-тенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К приме-ру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенци-альные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безуслов-ное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.

В народнохозяйственной

практике и экономической литературе денежными накоплениями называют чистый

доход общества, реализуемый в денежной форме на предприятиях сферы

материального производства. Чистый доход – это категория производства,

связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный.   Прибавочный

продукт -   это продукт, созданный трудом людей на предприятии,

который выступает как   чистый доход

общества.

 

      В любом общественном производстве труд

всегда делится на две части – необходимый и прибавочный труд, продукт которого

всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей.

 

      Прибавочный продукт всегда выступает в

двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительской

стоимости) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость

прибавочного продукта (чистый доход общества) реализуется в денежной форме и

обособляется в самостоятельную категорию - 

денежные накопления.

 

       Денежные накопления реализуются в виде

прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное и

медицинское страхование и пр. Большая часть денежных накоплений реализуется в

форме прибыли. По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение

части стоимости прибавочного продукта. Как финансовая категория прибыль

выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную.

 

       Воспроизводственная функция   - 

один из источников финансирования расширенного воспроизводства.

 

       Стимулирующая   -   источник образования

поощрительных фондов и социального 

развития коллектива.

 

       Контрольная   -   один из основных

показателей результативности хозяйственной деятельности предприятия.

 

       Прибыль   - важнейшая финансовая категория, призванная отражать

финансовый

результат хозяйственной деятельности предприятия.

14. Функции прибыли.

Оценочная функция — заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всего предприятия.

Стимулирующая функция — заключается в том, что стимулирующее влияние на рост эффективности работы организации.

Фискальная функция — заключает в том, что прибыль – это источник отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды.

 

Основная роль прибыли – показать конечный финансовый результат, который характеризует эффективность производства, а также качество и востребованность производимой продукции. Она отражает уровень дохода предприятия. Каждый предприниматель следит за тем, чтобы уровень прибыли его фирмы не сокращался. Однако на уровень прибыли и ее изменение влияет очень много факторов, которые не всегда непосредственно зависят от самой фирмы.

 

Так, например, общая конъюнктура рынка и цены на сырье и топливно-энергетические ресурсы сильно влияют на уровень прибыли, но предприятие никак на данные факторы не может.

 

Стимулирующая функция заключается в том, что прибыль является основным источником собственных денежных средств предприятия. Это значит, что за счет полученной прибыли происходит обеспечение самофинансирования. Из чистой прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты  всех налогов и сборов, происходит финансирование необходимых мероприятий, направленных на расширение производства, увеличение научно-технического и социального развития организации, а также материальное поощрение сотрудников. Грамотный предприниматель должен понимать, что часть полученной прибыли надо направлять на развитие своего бизнеса, только так можно обеспечить развитие производства и, как следствие, рост доходов.

 

Отметим, что в условиях экономической нестабильности очень часто монопольное положение некоторых товаропроизводителей искажают роль прибыли как показателя эффективности деятельности и приводят к стремлению предпринимателей к получению доходов, главным образом, за счет повышения цен на свою продукцию. А это негативно отражается на экономике страны в целом.

 

Фискальная функция характеризуется тем, что прибыль — это одни из основных источников отчислений в государственные и региональные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. В данном случае средства в бюджеты поступают в виде налогов и используется в дальнейшем государством в качестве источника финансирования для выполнения государством своих основных функций, также деньги направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных производственных, инвестиционных, социальных и научно-технических программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Планирование прибыли.

Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Управление процессом формирования прибыли предприятия направлено на:

максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;

обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;

выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;

получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;

обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса;

стимулирование персонала и решение других задач.

Методы планирования прибыли

 

Важной функцией управления прибылью является расчет плановой прибыли. Величина плановой прибыли должна быть экономически обоснованной, достаточной для своевременного выполнения в полном объеме всех обязательств предприятия, а также обеспечивать его постоянное развитие.

Планирование прибыли предполагает разработку прогнозов по величине прибыли и направлениям ее использования, текущее и оперативное планирование, формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Процесс прогнозирования прибыли заключается в разработке политики управления прибылью предприятия на ряд предстоящих лет, которая определяет систему долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии со стратегией развития предприятия.

 

Текущее планирование предполагает разработку конкретных планов, основанных на целевых показателях предприятия, планируемых объемах производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, разработанной системе норм и нормативов затрат отдельных видов ресурсов, действующих налоговых ставках, результатах анализа прибыли за предшествующий период. Основным видом текущего плана прибыли является план доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование формирования и использования прибыли заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступления средств в процессе осуществления конкретных направлений хозяйственной деятельности.

 

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

 

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия. При использовании данного метода необходимо учитывать прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

 

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

 

Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

 

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:

 

Минимальный оборот = 1 — (% постоянных расходов / 100)

 

или

 

Минимальный оборот = 1 — (Переменные расходы / Плановый оборот капитала)

 

Важное значение имеет разрыв, существующий между минимальным оборотом, необходимым для покрытия расходов, и запланированным оборотом. Именно эта разность характеризует степень свободы предприятия в планировании оборота капитала.

 

Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:

 

Оборотные средства + Капитальные вложения = вложенный капитал;

 

Коэффициент оборачиваемости капитала = Оборотные средства / Вложенный капитал

 

Коэффициент прибыли = Оборот капитала / Себестоимость

 

Коэффициент рентабельности капитала = Прибыль / Оборот капитала

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия

Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:

собственный капитал;

активы предприятия;

единицу реализуемой продукции;

инвестируемый капитал.

 

Сложность данного метода заключается в разработке соответствующих нормативов, их обосновании и количественном исчислении. Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.

 

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

 

Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль». Определяется точка безубыточности реализации продукции в плановом периоде:

 

 

ОРтб - объем реализованной продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности в плановом периоде;

ПостР — планируемая величина постоянных расходов, %;

ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

ПУпр — планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

 

Затем определяется плановая величина прибыли:

 

 

ПП - плановая сумма прибыли от продаж;

ОРп — плановый объем реализации;

ОРт6- объем реализации в точке безубыточности;

ПУчд - планируемый уровень прибыли в общем доходе от реализации продукции, %;

ПУпр - планируемый уровень переменных затрат в общем объеме реализации продукции, %.

 

Плановая сумма маржинальной прибыли равна:

 

или

где МП - маржинальная прибыль.

Чистая прибыль определяется:

ЧП - чистая прибыль;

Снп- средняя ставка налоговых платежей за счет прибыли.

 

Данный метод позволяет провести многовариантные расчеты прибыли в зависимости от изменений в объеме реализации продукции в натуральном выражении, планируемых ценах, в затратах. В результате можно рассмотреть разные варианты деятельности предприятия — от крайне пессимистического до крайне оптимистического. Данный метод позволяет использовать возможности имитационного моделирования.

 

Целевой метод формирования прибыли позволяет провести увязку плановых показателей со стратегическими целями управления прибылью в предстоящем периоде. Основой метода является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли. Расчет ведется по каждому элементу потребности. Суммарная потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли, представляет собой целевую ее сумму. На основе целевой суммы чистой прибыли определяется целевая величина прибыли от продаж и маржинальная прибыль:

 

 

 

Полученные показатели рассматриваются как важнейшие целевые ориентиры развития деятельности предприятия, служат базовыми элементами для расчета других плановых показателей.

 

Прогнозирование денежного потока основывается на плане поступлений и расходования денежных средств в процессе осуществления деятельности предприятия. Он отражает процесс формирования прибыли как собственных ресурсов предприятия с учетом схем, сроков и величины предстоящих платежей, уровня дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции на складе и других факторов, влияющих на процесс поступления денежных средств на расчетный счет предприятия и их выбытия с расчетного счета.

15. Виды прибыли.

 

Прибыль – это важная экономическая категория, определяющая качество функционирования организации и перспективы ее дальнейшего развития. Классификация прибыли подразумевает следующие ее виды.

 

1. Прибыль, полученная в результате реализации готовой продукции, а также полуфабрикатов и выполнения коммерческих заказов. Иными словами, это разница между полной себестоимостью товарной продукции и стоимостью реально проданных товаров и услуг.

 

П = Рр – себестоимость, где Рр – цена продаж

 

2. Балансовая прибыль представляет собой общую прибыль, которую организация получает от всей своей производственно-хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль равна сумме (или разнице) прибыли, полученной от сбыта и продажи товарной продукции или убытка, полученные от реализации прочей продукции.

 

К ней, соответственно, относят продукцию хозяйств, которые находятся на балансе предприятия и в его собственности. Например, это подсобные сельские хозяйства, лесозаготовительные предприятий, транспортные организации, которые осуществляют доставку всех необходимых ресурсов в каждое из имеющихся на предприятии производственное подразделение. Сюда же входит выручка от реализации тары, сверхнормативных запасов топлива, сырья, материалов и прочих производственных фондов.

 

П в вышеназванной формуле, соответственно, составляет прибыль или убыток от операций, которые, по сути, никак не связаны с производством и реализацией.

 

3. Чистая прибыль рассчитывается на основе данных балансовой прибыли и нормы налогообложения (налог на прибыль, единый социальный налог, налог на землю, на имущество и пр).

 

4. Консолидированная прибыль – это прибыль, полученная от деятельности и финансовых результатов материнских и дочерних (филиалы) предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединенную отчетность двух или более субъектов хозяйствования.

 

Очень часто для исчисления прибыли применяется аналитический метод. Исходя из него прибыль в текущем году определяется посредством суммирования всей возможной прибыли и с учетом уровня рентабельности производства.

 

Важными факторами здесь являются и планируемый объем реализации продукции, и различные мероприятия по снижению затрат на производство и сбыт, а также рост качества товаров и услуг и структурные изменения в ассортименте.

 

Прибыль, подсчитанная таким путем, определяется суммой прибыли от реализации и прибыли, полученной вследствие роста качества продукции за вычетом первоначальных убытков в результате нововведений и внедрения новых технологий на производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Сущность и задачи фин.планирования на предприятии.

Сущность:

Управлять – значит предвидеть, т. е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим  элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

 

  Планирование  – это процесс экономического обоснования рационального поведения  субъекта хозяйствования для достижения своих целей.

 

  Финансовый  план – документ, в соответствии с которым организуется жизнедеятельность предприятия.

 

  Финансовое  планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для  обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезке времени.

 

  Финансовое  планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или  иной проект, новое направление деятельности. Также оно является инструментом получения инвестиций.

 

  Финансовое  планирование обеспечивает предварительный  контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Оно невозможно без планирования хозяйственной деятельности.

 

  Основой любого финансового плана является баланс доходов и расходов предприятия (Приложение 2). Работа по его разработке включает в себя несколько этапов:

 

– оценка исполнения баланса доходов и расходов в периоде, предшествующем планируемому;

 

– рассмотрение проектируемых производственных показателей  на основе осуществления маркетингового исследования, делается вывод о возможном  объеме производства в планируемом  периоде;

 

– непосредственная разработка финансового плана на предстоящий период.

 

  Процесс финансового планирования включает несколько этапов:

 

  На  первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого  используют основные финансовые документы  предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

 

  Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

 

  Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчёта о  прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

 

  На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

 

  На  четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

 

  Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением.

 

  Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

 

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

 

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

 

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств:

 

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

 

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

 

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

 

Актуальность проблемы гибкости и надежности финансового планирования возрастает с увеличением объема производства, расширением его структуры и номенклатуры, условиями сложившимися на рынке реализации товаров и услуг. Рыночная экономика создает необходимость изменения отраслевой структуры, состава и основных направлений вложения финансовых средств, ускорения в нужном направлении изменения ценовой политики как способа реагирования на потребности рынка.

 

Практика показывает, что большая часть банкротств связана с ошибками в финансовом планировании. Поэтому основное внимание необходимо обратить на разработку сбалансированного плана. Для этого необходимо решить две задачи: первая - определить оптимальное значение прибыли на вложенный капитал по принципу «вложенные деньги должны вернуться с приращением»; вторая - оптимизировать фактор эффективно -сти производства и фактор эффективности маркетинга, чтобы обеспечить желаемую величину чистого дохода, достаточную платежеспособность предприятия.

16. Факторы роста прибыли

1) разработка и внедрение нового товара или товара более высокого качества. При этом масса прибыли и рост уровня рентабельности обеспечивается за счет увеличения выпуска продукции с более высокой рентабельностью, а также за счет роста отпускных цен при повышении качества продукции;

2) освоение новых рынков. При этом возможен рост объема продаж;

 

3) внедрение новых прогрессивных методов производства, освоение новых видов сырья и материалов. Этот фактор тесно связан со снижением себестоимости продукции;

 

4) внедрение мероприятий по совершенствованию организации производства и управлению. Этот фактор относится к факторам роста производительности труда управленческого персонала;

 

5) применение рискованных мероприятий. Прибыль рассматривается как вознаграждение за риск;

 

6) привлечение заемных средств. До тех пор пока процентная ставка по банковским кредитам остается ниже нормы прибыли на вложенный капитал прибыль от привлеченных заемных средств растет и повышается рентабельность собственного капитала.

 

7) внешние факторы (независящие от предприятия): рост или снижение цен на сырье и материалы и др.;

 

влияние структуры рынка: рыночный спрос, динамика прироста населения, уровень доходов, размер цен и др.

 

9) факторы воздействия информации;

 

10) колебания конъюнктуры рынка;

 

11) признание деятельности предприятия особо полезной для общества.

 

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

 

· увеличение выпуска продукции;

 

· улучшение качества продукции;

 

· продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

 

· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей рабочей силы и рабочего времени;

 

· диверсификация производства;

 

· расширение рынка продаж и др.;

 

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Цели и методы финансового анализа.

Цели:

Из различных трактовок понятия финансового состояния вытекают различные цели его оценки. С точки зрения бизнес - диагностики, результатом анализа финансового состояния является определение оптимальной величины резервов предприятия, которая должна быть достаточной для обеспечения нормальной платежеспособности предприятия и сводить к минимуму издержки финансового риска, и, в то же время, не отвлекать избыточные оборотные ресурсы из текущей хозяйственной деятельности.

 

Каузальный подход основной целью финансового анализа ставит – выявление существенных связей и характеристик финансового состояния предприятия для выработки оптимального управленческого решения в управлении капиталом.

 

Существует также ориентация анализа на поиск и устранение внутрифирменных проблем:

 

Главной целью анализа финансового состояния является оценка и идентификация внутренних проблем компании для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).

 

Поставленные цели обусловили необходимость решения ряда аналитических задач. В отечественной литературе выделяют следующие основные группы задач внутреннего анализа финансового состояния предприятия:

 

1. Идентификация финансового положения.

 

2. Выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе.

 

3. Выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии.

 

4. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

 

5. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

 

6. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Методы:

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

чтение бухгалтерской отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

сравнительный (пространственный) анализ;

факторный анализ;

метод финансовых коэффициентов.

 

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

 

Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

 

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;

анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

 

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

 

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

 

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

 

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

 

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

 

Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

 

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

 

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

 

Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

менеМетод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:

эффективность применяемых методов планирования;

достоверность бухгалтерской отчетности;

использование различных методов учета (учетной политики);

уровень диверсификации деятельности других предприятий;

статичность применяемых коэффициентов.

 

В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, ROIC.

 

Прибыль, приходящаяся на общую сумму активов:

 

(ROA) = {[Чистая прибыль+ Проценты * (1 - Ставка налога) ] / Всего активов }* 100 %.

 

Данный показатель выражает, сколько компания заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA высшее руководство компании постоянно использует для оценки деятельности структурных подразделений (дочерних и зависимых обществ). Руководитель подразделения имеет существенное влияние на активы, но не может контролировать их финансирование, поскольку филиал компании не берет банковских кредитов, не эмитирует акции и облигации и во многих случаях не оплачивает свои собственные счета за материальные ценности и услуги.

 

Прибыль на собственный капитал (ROE) = (Чистая прибыль / Акционерный капитал) * 100%

 

Этот коэффициент показывает, сколько было заработано на средствах, вложенных владельцами акций (либо прямо, либо при помощи нераспределенной прибыли). Коэффициент ROE представляет интерес для существующих или потенциальных инвесторов, а также для руководства компании, призванного наилучшим образом учитывать интересы акционеров. Однако для руководителей филиалов этот коэффициент не представляет особого интереса, т. к. они обязаны эффективно управлять активами независимо от роли акционеров и кредиторов в финансировании данных активов.

 

Инвестированный капитал, называемый также постоянным капиталом, представляет собой сумму долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и акционерного капитала. Поэтому он выражает денежные ресурсы, находящиеся в обороте предприятия длительное время. Предполагается, что краткосрочные обязательства имеют тенденцию к колебаниям, автоматически связанным с изменениями по текущим активам.

 

Прибыль на инвестированный капитал (ROIC) = {[Чистая прибыль + Проценты * (1 - Ставка налога)] [Долгосрочные обязательства + Акционерный капитал]} * 100 %.

 

Инвестированный капитал равен также оборотному (работающему) капиталу плюс основной капитал. Данный факт указывает на то, что акционеры и кредиторы должны финансировать имущество и оборудование компании, иные долгосрочные активы и ту часть текущих активов, которая не возмещена за счет краткосрочных обязательств.

 

Отдельные фирмы часто используют показатель ROIC для оценки деятельности своих филиалов, часто называя его прибылью на задействованный капитал (ROCE) или «чистые активы» (активы минус текущие обязательства). Данный параметр применим только в тех случаях, когда руководство филиала оказывает важное влияние на принятие решений о приобретении активов, о кредитной политике (счета к получению), о распоряжении денежной наличностью и уровне его краткосрочных обязательств.

 

Прибыль на инвестированный капитал равна чистой прибыли, деленной на инвестиции. Коэффициент ROI можно рассматривать как совокупный результат двух факторов: рентабельности продаж и использования инвестиций.

 

[Чистая прибыль] / [Инвестиции (ROI)] = (Чистая прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж / Инвестиции)

 

Каждый из двух терминов с правой стороны уравнения имеет свой экономический смысл. Чистая прибыль, деленная на объем продаж, выражает экономическую рентабельность проданных товаров (ROS). Второй показатель — объем продаж, деленный на инвестиции, — характеризует оборачиваемость последних.

 

Данные отношения показывают два основных пути улучшения данного показателя (ROI). Во-первых, этого можно добиться повышением нормы прибыли. Во-вторых, параметр (ROI) может быть улучшен за счет увеличения оборачиваемости инвестиций. В свою очередь, оборачиваемость последних можно повысить, либо увеличив объем продаж, сохранив неизменной сумму инвестиций, либо снизив объем инвестиций, необходимых для поддержания заданной величины объема продаж.

 

В дополнение к желанию иметь удовлетворительную норму прибыли инвесторы хотели бы, чтобы их капитал был защищен от финансового риска. Прибыль на акционерный капитал (ROE) могла бы быть повышена, если бы дополнительное инвестирование в новые проекты достигалось исключительно за счет долговых обязательств. Конечно, при условии, что прибыль на эти дополнительные инвестиции должна превышать расходы по выплате процентов по данным обязательствам.

 

Однако подобная инвестиционная политика повысила бы риск утраты акционерами своих вложений, т. к. выплаты по процентам и основной суммы долга фиксированы и их неуплата неизбежно приведет компанию к банкротству. Степень риска в каждом случае может быть измерена относительными размерами сумм обязательств и акционерного капитала и средств, выделенных на погашение обязательств. Подобный анализ также требует использования финансовых коэффициентов.е эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

 

56. Анализ финансовых результатов организации.

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

 

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли.

 

Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. 

 

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

 

Задачами анализа прибыли организации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

 

Под "качеством" прибыли понимается обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.

 

Качество прибыли это структура источников прибыли. Высокое качество означает рост объема продаж и снижение затрат, а низкое качество - рост цен без увеличения продаж в натуральных показателях.

 

Главный фактор качества прибыли - снижение себестоимости продукции.

 

На качество прибыли влияют и другие факторы:

 

• процентная ставка по кредитам (чем она ниже, тем выше качество прибыли);

 

• состояние расчетов с кредиторами (чем меньше отношение просроченной кредиторской задолженности к общей величине этой задолженности, тем выше качество прибыли);

 

• уровень рентабельности продаж (отношения чистой прибыли к объему реализации) - повышение рентабельности продаж свидетельствует о высоком качестве прибыли;

 

• коэффициент достаточности прибыли - если организация имеет рентабельность выше отраслевой, то качество прибыли высокое;

 

• структура рентабельности по видам продукции - повышение доли высокорентабельных изделий свидетельствует о высоком качестве прибыли.

 

Дивидендная политика предприятия оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.

 

Одним из показателей, характеризующих дивидендную политику, является уровень дивидендного выхода, т.е. удельный вес прибыли, направляемой на выплату дивидендов по обыкновенным акциям.

 

Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Второй подход вытекает из принципа минимизации а, когда акционеры предпочитают невысокие дивиденды в текущий момент высоким в перспективе.

 

Источником выплаты дивидендов могут быть чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых лет и специальные резервные фонды, созданные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай, если предприятие получит недостаточную сумму прибыли или окажется в убытке. Поэтому могут быть случаи, когда дивидендные выплаты превышают сумму полученной прибыли.

 

Принятие решения о размере дивидендов - непростая задача. С одной стороны, в условиях рынка всегда имеются возможности для участия в новых инвестиционных проектах с целью получения дополнительной прибыли, а с другой - низкие дивиденды приводят к снижению курсовой стоимости акций, которая определяется как отношение суммы дивиденда на одну акцию к рыночной норме дохода (ставке банковского процента по депозитам), что нежелательно для предприятия.

 

В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат по обыкновенным акциям:

 

постоянного процентного распределения прибыли;

 

фиксированных дивидендных выплат, независимо от дохода;

 

выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов;

 

выплаты дивидендов акциями.

 

Первый вариант предполагает неизменность коэффициента дивидендного выхода, но уровень дивиденда может резко колебаться в зависимости от размера получаемой прибыли.

 

Политика фиксированных дивидендных выплат предусматривает регулярную выплату неизменного размера дивиденда на одну акцию.

 

Третий вариант гарантирует регулярные фиксированные дивиденды, а в случае успешной деятельности предприятия -экстра-дивиденды.

 

По четвертому варианту акционеры вместо дивидендов получают дополнительный пакет акций, при этом общая валюта баланса не изменяется, а на одну акцию падает. В итоге акционеры практически не получают ничего, кроме возможности продать полученные акции за наличные.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Философия"