Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Скачать документ)

 

Модель с  одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Равновесие в ситуации дуополии при одновременной игре с некооперативной стратегией установления объемов производства (модель Курно).

 

 

 

 

Модель с  одновременным установлением цен (равновесие Бертрана).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы 1

в модели Бертрана.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы 2

в модели Бертрана.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. Равновесие Бертрана.

Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Получение экономической  прибыли картелем.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. Рыночная цена и предельные издержки фирм-дуополистов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Возможные точки  равновесия в ситуации дуополии при  игре

с кооперативной стратегией установления объемов производства.

 

 

 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Ломаная кривая спроса.

 

 

 

Таблица 6.1

Платежная матрица игры с доминирующей стратегией

 

Фирма 2

Низкая цена

Высокая цена

Фирма 1

Низкая цена

              2

          2

                      1

          3

Высокая цена

                 3

          1

                     2

          2


 

Таблица 6.2

Платежная матрица игры без доминирующей стратегии

 

Фирма 2

Низкая цена

Высокая цена

Фирма 1

Низкая цена

              0

          0

                      -1

          2

Высокая цена

                 -1

          2

                     1

          1


 

Таблица 6.3

Платежная матрица игры с двумя равновесиями по Нэшу.

 

Фирма 2

Низкая цена

Высокая цена

Фирма 1

Низкая цена

              1

          2

                      0

          0

Высокая цена

              1

          2

                      0

          0


 

 

 

 

Таблица 6.4

Платежная матрица игры «дилемма заключенного».

 

Игрок 2

Признаться

Не признаваться

Игрок 1

Признаться

              -3

          -3

                      -6

          0

Не признаваться

                 0

          -6

                     -0,5

          -0,5


 

Игра «угроза  вхождению» и барьеры для входа в отрасль.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. Игра «угроза вхождению».

 

6.3. КЛЮЧЕВЫЕ  ПОНЯТИЯ

Антимонопольное регулирование (antitrust policy) – политика, направленная на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение приобретения ее экономическими субъектами.

Барьеры, ограничения  на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами при попытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (патенты, лицензии).

Ведомый, последователь (follower) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.

Дилемма заключенного (prisoner’s dilemma) – игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.

Дифференцированные  товары (differentiated goods) – продукты и услуги, имеющие специфические качества.

Дуополия, дуопсония (duopoly, duopsony)  – частный случай олигополии (олигопсонии), когда в отрасли взаимодействуют две фирмы.

Изопрофитная  кривая (isoprofit curve) – линия, показывающая все возможные комбинации объемов продаж обеих фирм, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.

Индекс  Херфиндаля–Хиршмана (Herfindahl–Hirschman index) – сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли

Картель (cartel) – письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпускаемую продукцию.

Коэффициент концентрации (concentration coefficient) – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж.

Коэффициент Лернера (Lerner coefficient) – отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции

Лидер (leader) – игрок (фирма), делающий первый ход в игре.

Модель  Эджуорта (Edgeworth model) – предполагается ограничение производственных мощностей олигополистов. Основной характеристикой модели является отсутствие устойчивого равновесия, когда ценовые войны сменяются циклами роста цен.

Олигополия  доминирующей фирмы (dominant-firm oligopoly) – рыночная структура, при которой господствует крупная фирма, цены которой являются ориентирами для прочих продавцов на рынке.

Олигополия, олигопсония (oligopoly, oligopsony) – тип рыночной структуры, когда несколько фирм контролируют основной объем реализации (покупки) продукции в отрасли.

Платежная матрица (payoff matrix) – таблица, в которой отражаются возможные исходы взаимодействия стратегий нескольких игроков.

Равновесие  Бертрана (Bertrand equilibrium) – каждая из фирм выбирает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, которую выберет другая фирма. Равновесной ценой будет цена, близкая к конкурентной.

Равновесие  Курно (Cournot equilibrium) – каждая из фирм выбирает такой объем производства, чтобы максимизировать свою прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм.

Равновесие  Нэша (Nash  equilibrium) – результат игры, при котором выбор фирмы является оптимальным при оптимальном выборе других фирм.

Равновесие  по Нэшу (Nash equilibrium) – такое поведение игроков, когда выбор одной фирмы оптимален для нее при всех оптимальных выборах другой фирмы; это пара таких ожиданий в отношении выбора игроков, что когда выбор каждого становится известным, ни один из игроков не пожелает изменить свое поведение.

Равновесие  Чемберлина (Chamberline equilibrium) – предполагается высокий уровень рациональности фирм, который приводит к выбору стратегии поведения фирм, аналогичной параметрам картеля, даже без формального соглашения.

Рыночная  власть (market power) – это способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах.

Смешанная стратегия (mixed strategy) – линия поведения, когда игроки приписывают каждому возможному выбору противника определенную вероятность, и выбирают свою стратегию в соответствии с вероятным выбором конкурента.

Тайный  сговор (secret collusion) – взаимодействие фирм-олигополистов с целью раздела рынка и установления согласованных цен; в большинстве стран преследуется законодательно и потому осуществляется тайно.

Теория  игр (game theory) – теория поведения субъектов в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных.

Теория  ломаной кривой спроса (kinked demand curve theory) – теория поведения конкурентов-продавцов, каждый из которых сталкивается с наклонной кривой спроса на свой товар и реагирует снижением своей  цены на снижение цены конкурентом, тогда как повышение цены одним из продавцов не приводит к повышению цен другими.

Теория  олигополии Курно (Cournot theory of oligopoly) – теория рыночного поведения конкурирующих субъектов, когда каждый из них реагирует на фиксированную цену своего конкурента. 

Угроза  вхождению (threat of entry) – игра, в которой исход определяется временной последовательностью совершения выбора игроками. Некоторым игрокам выгодно найти способ предварительно связать себя обязательствами придерживаться конкретной стратегии игры.

Функция реакции (reaction function) – зависимость поведения (объем продаж) одной фирмы от поведения (объема продаж) другой фирмы. Изображается графически в виде кривой реакции.

Ценовое лидерство (price leadership) – ситуация на рынке, при которой одна фирма выполняет сигнальную роль для других продавцов в формировании цены.

Ценообразование по принципу «издержки плюс надбавки» (markup pricing) – ценообразование, предполагающее покрытие издержек и установление надбавки к ним, которая в данный момент представляется наиболее рациональной.

Чистая  стратегия (pure strategy) – линия поведения, когда игрок делает выбор и придерживается данного выбора.

 

6.4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ

Верны ли следующие утверждения?

1. Равновесие Бертрана  всегда приводит к установлению  цены совершенно конкурентного рынка.

Да.      Нет.

 

2. Цена в модели Штэкельберга определяется фирмой-лидером.

Да.      Нет.

 

3. Теория игр не  применима к анализу картельных  соглашений

Да.      Нет.

 

4. Антитрестовское законодательство  не способно улучшить экономическую ситуацию в стране.

Да.     Нет.

 

5. На практике контрольные  соглашения трудно создавать  и поддерживать длительное время.

Да.      Нет.

 

6. В равновесии Курно  фирмы всегда делят рынок пополам.

Да.      Нет.

 

7. Монопольная власть  заключается в способности фирмы  регулировать объемы производимой ею продукции.

Да.      Нет.

 

8. На рынке олигополии  поведение фирм характеризуется  тесным взаимодействием.

Да.      Нет.

 

9. Монополистическая  власть на олигополистических  рынках всегда определяется дифференциацией продукта.

Да.      Нет.

 

10. В модели дуополии Курно каждый из участников олигополии производит такой объем продукции, какой он производил бы, будучи единственным монополистом на рынке.

Да.      Нет.

 

11. Рыночное поведение  отраслевого картеля, максимизирующего  прибыль, аналогично поведению чистой монополии.

Да.      Нет.

 

12. Ценовые войны приводят  к снижению прибылей всех участников  олигополии

Да.      Нет.

13. Коэффициент Лернера  используется для измерения монопольной  власти

Да.      Нет.

 

14. В условиях чистой  монополии индекс Герфиндаля равен 1000.

Да.      Нет.

 

15. В модели лидерства  по объемам выпуска Штэкельберга одна из фирм выступает в роли лидера, устанавливающего объем выпуска, а другая – в роли ведомого. Лидер учитывает предполагаемую реакцию ведомого.

Да.      Нет.

 

16. Олигополия всегда  характеризуется выпуском однородной  продукции.

Да.      Нет.

 

17. Если олигополистический  рынок функционирует в соответствии  с моделью Бертрана, то цены  на нем ниже, чем если бы  он функционировал в соответствии с моделью Курно.

Да.     Нет.

 

18. Равновесия Курно,  Бертрана и Штекельберга одновременно  являются и равновесиями Нэша.

Да.      Нет.

 

19. Картель стремится  установить самую низкую из  возможных на рынке цен.

Да.      Нет.

 

20. Модель ломаной кривой  спроса  призвана объяснить стабильность цен на олигополистическом рынке.

Да.      Нет.

6.5. МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

1. Олигополия – это  рыночная структура, где действуют:

а) небольшое количество фирм, имеющих значительную долю в  общем объеме продаж и производящих однородную или дифференцированную продукцию;

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"