Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Скачать документ)

Модель ломаной кривой спроса объясняет негибкость цен при олигополии. Если при исходной равновесной цене P0 прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни для одной из них нет смысла изменять эту цену, даже при определенном увеличении издержек. В противном случае или произойдет перераспределение рынка в пользу тех фирм, которые воздержались от повышения цен, или в отрасли начнется ценовая конкуренция и все фирмы уменьшат свои прибыли. Таким образом, положение фирмы, которая изменила цену, только ухудшается.

Ценообразование по принципу «издержки плюс». Иногда разработка эффективной стратегии, учитывающей реакцию всех конкурентов в отрасли, затруднена. Вероятность правильной оценки перспектив поведения конкурентов в таких условиях невелика. Рациональной стратегией для фирм будет ориентировка на уровень собственных издержек. Ценообразование осуществляется по принципу «издержки  плюс» (плюс наценка,  плюс нормальная прибыль).

При расчете такой  цены к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка. Наценка должна обеспечивать получение некоторой средней прибыли, например, сложившейся в отрасли за длительный период времени. Стандартная цена может корректироваться фирмами с учетом изменения конъюнктуры рынка, тенденций научно-технического прогресса, а также долгосрочных целей самих фирм.

Моделирование стратегического  взаимодействия фирм в условиях олигополии  осуществляется с использованием теории игр.

Теория игр занимается общим анализом стратегического взаимодействия субъектов, она используется как для анализа действий отдельных людей, так и действий фирм.

Равновесие  по Нэшу  – такое поведение игроков, когда выбор одной фирмы оптимален для нее при всех оптимальных выборах другой фирмы; это пара таких ожиданий в отношении выбора игроков, что когда выбор каждого становится известным, ни один из игроков не пожелает изменить свое поведение. Другими словами, рынок находится в состоянии равновесия, если каждая фирма осуществляет стратегию, которая является лучшим ответом на стратегии других фирм. Равновесие по Нэшу при смешанных стратегиях – каждая фирма выбирает оптимальную частоту разыгрывания своих стратегий при заданной частоте разыгрывания стратегий другой фирмой.

При чистых стратегиях равновесие по Нэшу не всегда может существовать. При смешанных стратегиях равновесие практически всегда существует. Однако игра может иметь более одного равновесия по Нэшу. В такой ситуации устойчивое равновесие может существовать как при низких ценах для обеих фирм, так и при высоких ценах, и ни одна из фирм не пожелает предпринимать альтернативных действий, когда узнает выбор конкурента.

Еще один возможный вариант –  когда равновесие будет существовать, но оно будет «неэффективным», т.е. не будет нравиться ни одному из игроков, однако самостоятельно они не смогут ничего изменить, не сговариваясь друг с другом – так называемая «дилемма заключенного». Название произошло от примера, которым обычно иллюстрируют данную дилемму. Допустим, пойманы два преступника, которые посажены в разные камеры и не могут общаться между собой. Если оба они признаются в совершении преступления, то получат по три года тюрьмы. Если один из них станет отпираться, а второй будет сотрудничать со следствием, то первый получит шесть лет тюрьмы, а второй выйдет на свободу. Если они оба не признаются, то у следствия не хватит доказательств их вины, и через полгода оба выйдут на свободу.

 Очевидно, что для каждого  из заключенных доминирующая  стратегия – признание, так  как он не уверен в выборе  своего партнера и боится, что  тот признается первым. Равновесие установится в ситуации, когда признаются оба, и получат по три года тюрьмы по сравнению с возможными шестью годами. Однако это равновесие неэффективно для данных субъектов, так как для них обоих было бы выгодным не признаваться. Но если заключенные не могут сговориться, то «эффективное» равновесие для них недостижимо.

Олигополия и эффективность. При исследовании эффективности рыночных структур имеют в виду прежде всего максимизацию общественного благосостояния, а не прибыльность функционирования самой фирмы. Очевидно, что, имея значительную степень рыночной власти, фирмы-монополисты могут достигать высокой прибыльности, и с точки зрения самих фирм это эффективно. Однако для общества монополизм связан с высоким уровнем цен, низкими объемами производства продукции и зачастую с плохим ее качеством. Получение фирмой рыночной власти ведет, с одной стороны, к увеличению излишка производителя, но с другой стороны, к снижению излишка потребителя.

Идеалом эффективности для общества считается ситуация совершенной конкуренции, когда цены реализации товара фирмами совпадают с уровнем их предельных издержек, а в долгосрочном периоде производство осуществляется с самыми низкими (из возможных) средними издержками.

Самая низкая эффективность олигополии будет при кооперативной игре, т.е. сговоре фирм, когда они будут действовать практически как единая монополия. Самая высокая эффективность будет при поведении олигополистов как в модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновременным установлением цен.

Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Рыночная власть – это способность экономического субъекта воздействовать на параметры рыночного равновесия (цены и объемы продаж) в собственных интересах. Понятие рыночной власти отождествляется с понятием монополизма. Главными признаками использования фирмами монопольной власти являются завышение цен и снижение объемов продаж, в результате чего общество получает меньшее количество товара по более высокой цене, чем это возможно при конкуренции продавцов.

Основные показатели степени монопольной власти фирм.

Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции:

,       

где L – значение коэффициента Лернера;

Р – цена продукции;

МС – предельные издержки выпуска  продукции.

Коэффициент Лернера может принимать  значения от нуля до единицы. Чем больше его значение, т.е. чем больше разница  между ценой продукции и величиной предельных издержек, тем выше степень монопольной власти фирмы на рынке. Для совершенной конкуренции, при которой цена товара равна предельным издержкам его производства, данный коэффициент равен нулю. Для крупной фирмы на рынке кривая спроса перестает быть абсолютно эластичной, и цена расходится с предельными издержками.  Значение коэффициента Лернера также некоторым образом связано с величиной экономической прибыли фирмы, которая представляет собой разницу между ценой и средними издержками.

Коэффициент концентрации – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж. Коэффициент концентрации достаточно прост в расчетах, но имеет своим недостатком то, что он характеризует не всю совокупность фирм в отрасли, а только несколько крупнейших фирм. 

Индекс Херфиндаля–Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли:

  ,        

где HHI – значение индекса Херфиндаля–Хиршмана;

S – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли, %;

n – количество фирм в отрасли.

Максимальное значение индекса будет наблюдаться при  полной монополизации рынка одним продавцом: HHI=1002=10000. Минимальное значение индекса будет стремиться к нулю (если число субъектов будет стремиться к бесконечности, а их рыночные доли – к нулю). Если при расчете индекса рыночные доли фирм измерять не в процентах, а в долях от единицы, то максимальное значение данного показателя будет равно единице.

На значение индекса  Херфиндаля–Хиршмана влияют два  параметра: многочисленность фирм в  отрасли и их размеры. Чем больше фирм осуществляют производство и продажи рассматриваемого товара, тем меньше значение индекса. Чем более крупные фирмы существуют в отрасли, занимая большую долю в объеме продаж, тем выше значение индекса.

Антимонопольное законодательство – это законодательство, регулирующее проведение антимонопольной политики, направленной на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение приобретения ее экономическими субъектами.

Важнейшие выводы.

1. Олигополия, как тип  рыночной структуры, имеет следующие  черты: а) несколько крупных  фирм производят основную массу продукции в отрасли; б) контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью и наличием стратегического поведения фирм; в) существование высоких барьеров для вступления в отрасль; г) преимущественное использование методов неценовой конкуренции.

2. Наличие всеобщей взаимозависимости  не позволяет построить стандартную модель олигополии, характеризующую поведение олигополистических фирм в отношении цен и объемов выпуска продукции. Процесс принятия решений на олигополистическом рынке анализируется с помощью частных моделей, каждая из которых описывает конкретный случай олигополистической взаимосвязи между фирмами.

3. В модели лидерства по объему  продаж (модель Штекельберга) одна  из фирм (лидер) устанавливает объем производства, а другая фирма (ведомый) реагирует на действия лидера, который, в свою очередь, должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.

4. В модели лидерства в ценообразовании  фирма-лидер устанавливает цену, а ведомый – выбирает объем  продаж, выгодный при данной цене.

5. В модели одновременного принятия  решений об объемах продаж  (модель Курно) каждая из фирм выбирает такой объем производства, чтобы максимизировать свою прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм.

6. В модели одновременного установления цен (модель Бертрана) каждая из фирм выбирает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, которую выберет другая фирма. Равновесной ценой будет цена, близкая к конкурентной.

7. Картель состоит из нескольких фирм, вступивших в сговор с целью ограничения продаж и максимизации прибыли отрасли в целом.

8. Ценообразование по принципу «издержки плюс» – к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки производственных мощностей, добавляется определенная наценка, которая обеспечивает получение заданной прибыли, обычно в размере средней нормы прибыли, сложившейся в отрасли за длительный период времени.

9. Модель ломаной кривой спроса исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Тем самым график спроса олигополиста получает ломаный вид, неэластичный в сторону снижения цены и эластичный в сторону повышения цены.

10. Важным видом конкуренции, во многом определяющим рыночную долю каждой олигополистической фирмы, является неценовая конкуренция.

11. Большинство олигополистических отраслей обеспечивает быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. В ряде капиталоемких отраслей наблюдается тенденция к торможению НТП.

12. Равновесие по Нэшу наблюдается, когда выбор фирмы является оптимальным при оптимальном выборе других фирм. Равновесие по Нэшу при смешанных стратегиях – каждая фирма выбирает оптимальную частоту разыгрывания своих стратегий при заданной частоте разыгрывания стратегий другой фирмой.

13. Монополизм приносит ущерб для общественного благосостояния. Государство проводит антимонопольное регулирование с целью ослабления рыночной власти, ее ограничения или предотвращения приобретения ее экономическими субъектами. Задачами антимонопольной политики обычно являются понижение цен и увеличение объемов продаж товара на рынке.

 

6.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.1. Стратегии взаимодействия фирм-олигополистов. 




 

 



 

 

 




 

 




 

 




 

 



 

 




 

 



 

 




 

 




 

 




 

 




 

 




 

 



 

 




 

 




 

 



 

 



 

 




 

 




 

 




 

 

 




 

 




 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель Штекельберга.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы 2 (ведомого).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. Изопрофитные кривые и функция реакции фирмы 1 (лидера).


 

 

 

 

 

 

 

Рис. Равновесие дуополии при последовательной игре с некооперативной  стратегией установления объемов продаж (модель Штекельберга).

 

Модель лидерства  по ценам


 

 

 

 

 

 

 

Рис. Равновесие в ситуации дуополии при последовательной игре с некооперативной стратегией установления цен (лидерство в ценообразовании).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"