Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

МОДУЛЬ 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

5.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  И ВЫВОДЫ

 

Совершенная конкуренция и монополия  представляют собой идеальные рыночные структуры. Их анализ дает основу для  рассмотрения реальных рыночных структур, к которым относится монополистическая конкуренция. С одной стороны, к рассмотрению рынка монополистической конкуренции применима логика совершенно конкурентного рынка, так как на нем действует также много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что продукт дифференцирован: каждая фирма продает свой особый тип или вариант товара и является монопольным производителем своей марки товара а, следовательно, обладает монопольной властью. Поэтому, с другой стороны, при анализе монополистической конкуренции используется логика выбора цены и объема производства фирмой с монопольной властью.

На основе модели монополистической  конкуренции можно объяснять  многие процессы, происходящие в реальной действительности. Модель монополистической конкуренции является инструментом, применяемым при выборе ассортимента производимой продукции. Так как слишком дорого выпускать всевозможные товары, то обществу приходится решать, на каких товарах следует сконцентрироваться производителям. Модель монополистической конкуренции помогает понять, как рыночная система способствует производству "требуемого" ассортимента товаров и услуг.

1. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию,  и имеющих свободный вход и выход с рынка. Монополистическая конкуренция относится к реальным рыночным структурам, она характерна для банковского дела, пищевой промышленности, производства одежды, обуви, книгоиздания, мебельного производства, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. В реальной действительности ни в каких других рыночных структурах не наблюдается такого множества мелких производителей. Именно поэтому государство обычно направляет усилия на сохранение механизма функционирования тех рынков, где сложилась монополистическая конкуренция, проводя антимонопольную политику.

Монополистическая конкуренция содержит в себе черты как совершенно конкурентного (много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено), так и монопольного (каждая фирма продает свой особый тип или вариант товара и является монопольным производителем своей марки товара) рынка.

2. Для того, чтобы построить  модель монополистической конкуренции необходимо сделать ряд предположений: 1) продавцы могут влиять на цену; 2) действия продавцов нельзя назвать стратегическими; 3) вход на рынок свободный; 4) покупатели не влияют на цену. Эти предположения позволяют выявить основные черты поведения фирм на таком рынке. Это: 1) малые размеры и многочисленность фирм; 2) низкие барьеры входа и выхода; 3) несовершенство информации; 4) дифференциация продукта.

3. Наиболее важной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Она представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров- аналогов.

Основными факторами  дифференциации выступают: 1) различия в качестве; 2) различия в сервисе; 3) различия в рекламе.

Дифференциация характеризуется следующими моментами: во-первых, она превращает производителя в своеобразного мини-монополиста и у него появляется возможность влиять на цены, что делает возможным получение экономической прибыли, во-вторых, она может служить барьером для вступления в отрасль, в-третьих, дифференциация продукта, выступает стратегией фирмы.

4. Кривая спроса на продукт монополистического конкурента имеет отрицательный наклон. Причиной этого выступает дифференциация продукта. Объем производства фирма выбирает, исходя из предельных издержек и предельного дохода, а цену находит на кривой спроса. Точно также делает монополия. Однако в данном случае кривые спроса и предельных издержек являются более эластичными, чем у монополии, так как велика возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель.

 В краткосрочном периоде для фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут иметь место ситуации: а) максимизации прибыли, б) минимизации убытков, в) закрытия предприятия.

5. Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как рыночной структуры проявляется в долгосрочном периоде. В состоянии устойчивого долгосрочного равновесия точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам. Фирма функционирует безубыточно. Однако, находясь на кривой АТС, точка долгосрочного равновесия всегда находится выше минимума средних издержек, Несовпадение точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних затрат обусловливает две важных особенности монополистической конкуренции: во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде выше равновесной цены, которая имела бы место при совершенной конкуренции, во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее количество товара, чем при LAТCmin. Разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью.

6. Чем больше фирм в отрасли, тем меньше прибыль каждой из них. На этом основании можно построить кривую зависимости прибыли каждой фирмы от количества фирм в отрасли, и определить равновесное количество фирм.

Если углубить анализ долгосрочного  равновесия в условиях монополистической  конкуренции, то можно сказать, что нулевые экономические прибыли типичны для фирм монополистических конкурентов, только если рассматривать их поведение в статике. Но у этой проблемы есть и динамический аспект. В реальной действительности фирма, проведя удачную дифференциацию продукта, начинает работать над дальнейшим его совершенствованием. Поэтому в динамическом аспекте на рынке монополистической конкуренции существуют предпосылки для получения экономической прибыли в долгосрочном периоде.


7. Анализ эффективности монополистической конкуренции показывает, что с точки зрения эффективности рынки монополистической конкуренции значительно уступают совершенно конкурентным рынкам.

Одной из причин неэффективности рынка  монополистической конкуренции  является то, что цена оказывается  выше предельных издержек, и рынок монополистической конкуренции характеризуется типичной безвозвратной потерей монопольного ценообразования, что ведет к нерациональному использованию ограниченных ресурсов.

Другая причина неэффективности  монополистической конкуренции  с общественной точки зрения – проблема числа фирм на рынке. Эффективное количество фирм означает, что увеличение средних издержек уравновешивается выгодой от разнообразия. На рынке монополистической конкуренции при равновесии в долгосрочном периоде может работать слишком мало или слишком много фирм, в зависимости от издержек и спроса. Разнообразие товара на одних рынках может быть недостаточным, а на других – слишком большим. Но сам по себе механизм рынка монополистической конкуренции не может обеспечить оптимальной разнообразие товаров.

Однако эффективность рынка  монополистической конкуренции  – субстанция весьма тонкая, не поддающаяся  точному измерению, поэтому не существует простых и однозначных методов  экономической политики, направленной на повышение эффективности рынка монополистической конкуренции.

8. Ценовая конкуренция - действия фирм, направленные на привлечение покупателя с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Целью снижения цен является вытеснение конкурента с рынка или увеличение доли фирмы на рынке. Ценовая конкуренция была господствующей формой конкурентной борьбы до второй половины ХХ века.

9. Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительной ценности товара.

Методами, используемыми при неценовой конкуренции, являются улучшение качества товара, его приспособление к нуждам конкретной группы потребителей, создание принципиально нового вида продукта, совершенствование сервиса, реклама.

10. Рассмотрение улучшения качества в условиях монополистической конкуренции, показывает, что оно должно рассматриваться в экономическом, а не в техническом значении. Это значит, субъективные представления, сложившиеся у потребителя о товаре, являются таким же компонентом качества, как и физико-химические характеристики. Качество товара в экономическом смысле означает комплекс свойств данного продукта и представлений потребителя о нем. С этой точки зрения в условиях монополистической конкуренции большое значение имеет образ товара в глазах потребителя. Закрепление определенного образа в сознании потребителя превращает товар, с которым этот образ неразрывно связан, так называемый бренд. Другими словами, бренд – это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя. Если этот образ положительный, то покупатель готов платить больше и фирма получает экономическую прибыль.

11. Огромное значение рекламы в дифференциации продукта делает уместным рассмотрение этого экономического феномена в рамках изучения рынка монополистической конкуренции.

Реклама выполняет две основных функции: информационную – она в  условиях многообразия товаров информирует  потенциального потребителя о качествах  товара, о том, где можно его  купить, и побудительную, поскольку  производителю важно убедить  потребителя в необходимости  приобретения данного товара.

Реклама позволяет фирме продать  большее количество продукции, увеличивая при этом цены. Однако на экономику  в целом это влияние двояко: реклама имеет как положительные, так и отрицательные качества. 

 

5.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Схема 1: Признаки и характеристика  монополистической конкуренции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2: Равновесие монополистического конкурента в краткосрочном периоде.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                     а) максимизация прибыли                                                                                б) минимизация убытков            


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      в) закрытие предприятия

 

Схема 3:Источники получения прибыли  при монополистической конкуренции.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 4: Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 5: Неэффективность  монополистической конкуренции.

 

 

 
Схема 6: Количество фирм в отрасли.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективное количество фирм в отрасли, где p(n) – прибыль фирмы; n´p(n) – прибыль отрасли.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) на рынке слишком мало фирм           б) на рынке слишком много фирм


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     в) общественно оптимальное  количество фирм равно эффективному

Схема 7: Формы конкурентной борьбы при монополистической конкуренции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 8: Влияние рекламы на фирму

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 9: Роль рекламы в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ 

Безубыточность  фирм - состояние устойчивого долгосрочного равновесия, когда точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.

Бренд -  это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя.

Демпинг – продажа товара ниже бухгалтерских издержек.

Дифференциация продукта - представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров- аналогов.

Избыточная  мощность - разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой.

Монополистическая конкуренция  - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию,  и имеющих свободный вход и выход с рынка.

Неценовая конкуренция -  действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительной ценности товара.

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"