Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)




МОДУЛЬ 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ"

 

12.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  И ВЫВОДЫ.

Жизненная важность информации для  субъектов рынка бесспорна и  едва ли нуждается в доказательстве. Информированность о каком-либо благе позволяет им нормально  взаимодействовать и находить более эффективное применение ограниченным ресурсам. Напротив, отсутствие необходимых данных, неосведомленность затрудняет обмен, парализует деловую активность и ведет к нерациональному применению всех ресурсов.

В предыдущих темах изучались идеализированные модели рынков, возможность неполной информации субъектов рассматривалась лишь по конкретным поводам. Это помогало понять устройство рыночного механизма в чистом виде, но одновременно серьезно отдаляло от реальности. В данной теме мы отходим от допущения абсолютной осведомленности субъектов рынка и рассмотрим информацию как ограниченный и дорогостоящий ресурс, проблему выбора в условиях неопределенности и риски, возникающие из-за неполноты информации.

1. Ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дает основания причислить ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится.

 

2. Информация как ресурс имеет важные особенности, которые принципиально отличают ее от других факторов производства. Они заключаются в следующем:

1) основная часть информации, которой  располагает человечество, общедоступна  и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. экономическим ресурсом является лишь та часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности;

2) использование информации одним  субъектом, как правило, не  исключает возможности ее одновременного  использования другими (свойство неконкурентности);

3) потребление информации не  только не уничтожает исходную  информацию, но прибавляет к ней  новую, т.е. информация приумножается  в процессе ее использования;

4) информация является легко  тиражируемым благом, ее копирование требует минимальных затрат.

 

3. Полная информированность экономических субъектов, ситуация, когда каждый из них в полной мере владеет ценовой информацией, информацией о качестве продукта, технологиях, структуре спроса, товарах-субститутах, уровне процентных ставок, перспективах роста экономики, является условием оптимального функционирования рынка. Однако экономический мир устроен так, что полнотой необходимой информации располагает только "рынок в целом", но ни один из его субъектов в отдельности. Каждый владеет лишь частью информации, она устаревает и возникает потребность постоянного ее обновления. Таким образом, в реальности субъекты действуют в условиях постоянного дефицита информации.

 

4. С точки зрения субъекта рынка можно выделить два направления проявления неполноты информации:

1) подбор полной информации возможен, но невыгоден. Поиск данных, необходимых  для оптимизации поведения субъектов,  связан с растущими издержками. Например, из-за изменчивости цен  и покупатели, и продавцы ведут поиск лучших цен, что требует затрат. Издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по оптимальной цене: она будет отклоняться от равновесного уровня, который сложился бы при наличии полной информации. Кроме того, существуют производители, выигрывающие от неопределенности.

2) устранение неполноты информации  принципиально невозможно и субъекты  приспосабливаются к возникающей  неопределенности.

 

5. Независимо от того, почему субъекты не обладают полной информацией, они вынуждены делать свой выбор в условиях неопределенности. Это значит, что люди должны предпринимать действия, о которых заранее известно, что они могут привести как к положительному, так и отрицательному результату. В жизни такая ситуация является скорее правилом, чем исключением: большинство управленческих решений базируется не на твердом знании, а на оценках, прогнозах и ожиданиях, а в силу уникальности многих событий часто очень сложно убедиться в правильности выбора даже по его результатам. Таким образом, неопределенность – одно из ключевых явлений для понимания экономической реальности.

 

6. Впервые проблема неопределенности была систематически исследована Фрэнком Найтом в 20-е годы ХХ века. Одно из главных нововведений, предложенным этим американским экономистом, - разграничение понятий "неопределенность" и "риск". О риске говорят как о ситуации, когда известны все возможные исходы событий и вероятности их наступления.

Под неопределенностью понимается принципиально иной случай, когда количество исходов бесконечно или вероятность наступления события установить невозможно. Например, при прогнозировании динамики валютного курса на валютной бирже на год вперед полный список исходов неизвестен, и невозможно точно определить вероятность наступления того или иного из них. Для таких прогнозов не придумано научного метода подсчета вероятностей.

 

7. В экономике неопределенности и риска ключевое значение имеет вероятность, под которой принять понимать выраженную в количественной форме возможность определенного исхода. В зависимости от прогнозируемого события экономисты различают несколько видов вероятности:

априорная – подсчитанная на основе научного закона или определенного  логического принципа;

статистическая – подсчитанная на основе эмпирического метода или  статистических наблюдений;

ожидаемая – для ее определения  не существует никакого рационального  алгоритма. Это один из самых распространенных и одновременно наиболее сложных  случаев. Для количественной оценки риска экономисты используют целый  ряд показателей и методов. Подробно данная тема изучается в рамках курса статистики.

 

8. При прочих равных условиях более высокий доход обычно связан с дополнительным риском (наиболее наглядно данная закономерность прослеживается на финансовых рынках). Поэтому важным является выбор оптимального сочетания доходности и риска. Поведение абсолютного большинства физических лиц и предприятий в условиях неопределенности и риска подчиняется закону убывающей предельной полезности дохода, который заключается в том, что каждая следующая единица дохода обладает меньшей полезностью, чем предыдущая. В силу отрицательной предельной полезности дохода абсолютное большинство людей становятся противниками риска. Это представляет собой неприятие риска.

Наряду с противниками риска  существует другая немногочисленная группа лиц, для которых сегодняшний доход является прежде всего инструментом для создания нового богатства. Ожидаемая полезность будущего дохода для таких людей выше, чем отрицательный эффект, связанный с возможными потерями. То же касается и фирм. Это называют предпочтением риска.

В теории рассматривается и третий вариант стратегии поведения  человека в условиях неопределенности – нейтральность к риску. В этом случае потребитель строит свой выбор исключительно на математических расчетах, не проявляя ни осторожности, ни азарта.

Существуют способы смягчения  последствий риска. Один из них – объединение риска. Это метод, при котором риск от вероятных потерь ущерба делится между многими людьми, так что эффект ущерба для каждого участника невелик.

 

 9. Разновидность неполноты информации представляет собой асимметричность информации. Данное понятие было введено в научный оборот в середине 60-х годов американским экономистом Кеннетом Эрроу. В 2001 г. за исследование этого феномена другой американский экономист – Джорж Акерлоф – был удостоен Нобелевской премии.

Асимметричность информации – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.

Различают два типа информационной асимметрии. Первый, и самый распространенный – ситуация, когда один из участников сделки более информирован о ее особенностях, чем другой (классический пример рынок "лимонов"). Другой представляет собой ситуацию, когда две стороны одинаково информированы относительно совершенной сделки, но эту информацию сложно получить третьим лицам (эта проблема проявляется на внутрифирменном уровне: когда некое нерасчленимое по своей сути задание поручается коллективу исполнителей, практически неизбежны последующие трудности с определением трудового участия каждого из них).

 

10. Существуют различные графические интерпретации механизма функционирования рынка с асимметричной информацией. Однако все они приходят к выводу, что последствием информационной асимметрии является фиаско рынка, заключающееся в том, что сначала с рынка вытесняются более качественные товары, а затем рынок исчезает, так на нем не может установиться равновесие.

 

11. Ситуация, когда на рынке товары низкого качества вытесняют товары высокого качества, называется отрицательным отбором. Такие ситуации возникают, например, на рынках подержанных автомобилей, труда, страховых услуг.

 

12. У неинформированной стороны рынка могут существовать дополнительные возможности выяснения того, что происходит на самом деле. Это сигналы – видимые признаки скрытого качества. Основным свойством сигнала является то, что субъекты с различными характеристиками подают сигналы с различными значениями. Процесс, в ходе которого неинформированная сторона рынка производит классификацию информированной стороны, называется сортированием.

 

13. Практика рыночного хозяйствования выработала эффективные способы самозащиты субъектов рынка от информационной асимметрии. Наиболее важные из них:

    1. гарантии;
    2. бренды;
    3. дипломы, сертификаты;
    4. судебная защита;
    5. контрактная система.

 

14. На рынках возникают ситуации не только с недостаточной информацией о качестве, но и ситуации со скрытыми действиями (проблема "принципал – агент"). Для них характерны следующие три особенности:

- одна сторона  предпринимает действия. которые  затрагивают интересы другой стороны;

- одна сторона  не может контролировать действия, предпринимаемые другой стороной;

    • обе стороны по-разному смотрят на то, как следует действовать противоположной стороне.

Таким образом, в ситуациях со скрытыми действиями существует проблема стимулов. Неинформированная сторона хочет  быть уверенной, что у информированной  стороны есть необходимые стимулы  для осуществления действий.

 

15. Поскольку информированная сторона может предпринять "неправильные" действия (то есть сделать недостаточно для того, чтобы выполнить условия договора), ситуации со скрытыми действиями получили название ситуаций морального риска. Особое значение моральный риск приобретает на рынках труда в отношениях между нанимателем и работником, а также на рынках страховых услуг.

 

16. Асимметричная информация может корректироваться путем информационной политики, совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между субъектами рынка.

 

 

12.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ:

 

Схема 1: Роль информации в функционировании рынка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2: Природа  асимметрии информации.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3: Особенности  благ и асимметрия информации.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 4: Механизм функционирования рынка с асимметричной  информацией


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 5: Проблема отрицательного отбора.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 6: Преодоление  проблемы отрицательного отбора.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

 

Асимметричность информации – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.

Моральный риск – возможность сознательного осуществления информированной стороной рынка действий, недостаточных для того, чтобы выполнить условия договора.

 Нейтральность к риску – субъект рынка строит свой выбор исключительно на математических расчетах, не проявляя ни осторожности, ни азарта.

Неопределенность – ситуация, когда количество исходов бесконечно или вероятность наступления события установить невозможно.

Неприятие риска – каждая следующая единица дохода обладает для субъекта рынка меньшей полезностью, чем предыдущая.

Объединение риска - метод, при котором риск от вероятных потерь ущерба делится между многими людьми, так что эффект ущерба для каждого участника невелик.

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"