Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

МОДУЛЬ 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

 

13.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И ВЫВОДЫ

В предыдущей теме мы рассматривали  внешние эффекты, когда третьи лица, не являющиеся продавцами или покупателями какого-либо товара, получали определенную долю его полезности или несли часть издержек по его производству. В случае с внешними  эффектами возникают сбои в функционировании рыночного механизма.

 В данной теме  рассматриваются   случаи, когда рыночная система  не в состоянии производить некоторые виды благ, внешние эффекты которых характерны для значительной части населения. В ней выявляются особенности и виды общественных благ, рассмотрена специфика спроса  на общественные блага, а также   проблемы их предоставления.

1. Чисто общественное благо –  это благо, потребляемое коллективно  всеми людьми, независимо от того, платят они за него, или нет. Потребление общественного блага, если оно становятся полезными хотя бы для одного человека, приводит к положительным внешним эффектам для всех людей.

2. Неизбирательность (неконкурентность)  общественных благ означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает  доступности потребления этого же блага для других людей. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями. Предельные издержки получения общественного блага для дополнительного потребителя равны нулю. Потребление частных благ связано с конкуренцией потребителей. Покупка частных благ приносит пользу только лицу, купившему такое благо, и не имеет внешних эффектов для третьих лиц.

3.Никого нельзя исключить из  потребления общественного блага,  даже если он отказывается платить за него. Чисто общественное благо нельзя выпускать порциями и продавать поштучно, они неделимы и потребляются сообща. Их невозможно продать отдельным потребителям на основе рыночных отношений. Обладание же чистым частным благом исключает его доступность для других лиц. 

4.  Свойства неизбирательности  и неисключаемости  в разной  степени проявляются у разных  общественных благ. В этой связи наряду с чисто общественными различают блага совместного потребления, характеризующиеся высокой избирательностью и низкой исключаемостью  (ограничение доступа к благу связано с высокими издержками) и исключаемые (коллективные) блага, с низкой степенью избирательности и высокой степенью исключаемости. У этих благ низки издержки исключения потребителей.

           Признаки  общественных благ могут наблюдаться   в различных комбинациях у разных общественных благ. Для таких благ  характерна ограниченная неизбирательность и ограниченная неисключаемость. С этих позиций выделяют перегружаемые общественные блага, доступность и извлекаемая полезность которых снижаются по мере увеличения потребителей и клубные блага, доступность к которым ограничивается членством в определенных организациях.

           5. Спрос  на чистое общественное благо  определяется принципом убывающей предельной полезности. Кривая спроса имеет отрицательный наклон и отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Предельная общественная полезность  чисто общественного блага представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене. Это предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса на общественное благо. Взаимосвязь между ценой на него и его потреблением отсутствует.

6. Общество заинтересовано в  обеспечении общественным благом  всех потенциальных потребителей, поскольку его потребление сопровождается положительными внешними эффектами для всех. Эффективный выпуск общественного блага – это его объем, при котором его предельные общественные выгоды от потребления  равны предельным общественным издержкам его производства. Предложение общественного блага эффективно  при условии, если  валовые издержки его производства не превышают сумму  затрат, которую общество готово заплатить  за благо. Вместе с тем, предельные издержки производства чисто общественного блага несопоставимы с денежной суммой, которую готов заплатить за него каждый субъект. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации производителей.

         7. Если  размер группы, получающей общественное  благо, мал, то обеспечение чистыми общественными благами осуществляется на основе коллективного договора о кооперации. Потребители общественного блага  договариваются об объеме блага и о распределении издержек между собой. В равновесии каждый потребитель соглашается уплатить за каждую единицу блага сумму, равную предельной полезности, которую он может получить при конкретном  объеме предложения.

          8. Свойство  неисключаемости общественных благ  создает потенциальную возможность  для потребителя получить эти  блага бесплатно.  Склонность  к занижению уровня предельной полезности от потребления блага и стремление к минимизации затрат снижает объем производства общественного блага по сравнению с оптимальным.

         9. Предоставление  общественных благ, возможно на  основе использования рыночных механизмов в следующих направлениях: а)  исключение доступа к ним «зайцев» путем введения платы за доступ к исключаемым общественным благам, введение платы за перегружаемые общественные блага, заключение контрактов при потреблении коллективных благ, создание организаций по совместному использованию блага; б) внедрение взаимообусловленного финансирования в виде связанной продажи общественного и частного блага, продажи побочных продуктов от предоставления общественных благ; г) субсидирование производства общественных благ на основе добровольных пожертвований организаций и частных лиц.

           10. Государство  выступает поставщиком общественных  благ случаях невозможности интернализации внешних эффектов от потребления блага, при большом положительном эффекте от его потребления или значительных издержках ограничения доступа к потреблению блага. Финансирование производства таких общественных благ осуществляется государством за счет взимаемых в принудительном порядке налогов, а благо в этом случае предоставляется на принципе бесплатности.

     11. Обеспечение общественными благами посредством государства осуществляется на основе принятия политических решений об объеме и способах финансирования их производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ  СХЕМЫ И ГРАФИКИ

Схема 1.



 



 


 

 

 

Схема 2.


 





 


 


 


 

 

 

 

Схема 3.

 

 




 





 


 


 





 

 

 

 

 

 

 

Схема 4. Особенности спроса на чистое общественное благо


 


 


 

 

 


 





 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 5. Способы предоставления общественных благ посредством рынка

 


 




 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 6. Способы предоставления общественных благ посредством государства


 


 



 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 





 

 






 

 


 

Рис.2.Определение эффективного объема предоставления общественного блага.

 

 

13.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Блага совместного потребления – блага, обладающие высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости.

Избирательность в потреблении – получение выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта.

Исключаемое (коллективное) общественное благо – благо, обладающее высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности.

Исключаемость в потреблении – обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других.

Клубное благо – благо, доступность к потреблению которого ограничена членством в особых организациях.

Неизбирательность в потреблении – получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других.

Неисключаемость в потреблении – невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага.

Перегружаемое благо – благо, неконкурентность которого в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей.

Проблема «безбилетника» - склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ.

Чистое общественное благо – благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща.

 

13.4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ.

1. Исключаемость в потреблении  означает, что обладание благом  одним субъектом исключает доступность этого блага для других.      Да.

2. Неисключаемость в потреблении  означает невозможность воспрепятствовать  кому-либо участвовать в потреблении блага.       (Да).

3. Избирательность в потреблении  означает, что получение выгод  от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других.                          (Нет).

4. Чистое частное благо обладает признаками неизбирательности и исключаемости.                                       (Нет).

5. Чистое общественное благо  потребляется сообща.   (Да).

6. Включение в потребление чистого  общественного блага других потребителей  уменьшает выгоды, извлекаемых из потребления этого блага существующими потребителями.                         (Нет).

7. Проблема чистых общественных  благ состоит в обеспечении  оптимального объема их производства.                 (Да).

8. Интернет – исключаемое общественное благо.       (Да).

9. Вероятность появления «безбилетников»  не зависит от числа людей,  пользующихся общественным благом.                               (Нет).

10. Места для парковок    на общественной стоянке для  автомобилей относятся к благам  совместного потребления (коммунальным).                 (Да).

11. Кабельное телевидение относят  к перегружаемым общественным  благам.   (Нет).

12. Общественные блага должны  производиться государством.     (Нет).

13.Кривую спроса на общественное  благо можно построить методом суммирования по горизонтали кривых индивидуального спроса на эти блага.    (Нет).

14. Общественные блага обычно  часто продаются на частных  рынках.    (Нет).

15. Система цен не может быть  использована для установления  оптимального объема производства и распределения общественных благ.     (Да).

16. Кривая рыночного спроса на  общественное благо показывает  общую стоимость, которую все индивидуумы платят за каждую единицу блага.    (Да).

17. Спрос на чистое общественное  благо можно измерить таким же непосредственным образом, как и на частное благо.        (Нет).

18. Блага, доступность к потреблению  которых ограничена членством  в особых организациях, называются  клубными.         (Да).

19. Все пользователи потребляют  одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага.    (Да).

20. Общество не заинтересовано  в обеспечении общественными  благами всех потенциальных потребителей, поскольку это повышает издержки  производства общественного блага.   (Нет).

21. Государство выступает поставщиком  общественных благ в тех случаях,  когда можно интернализировать  возникающие при их потреблении  положительные внешние эффекты.   (Нет).

22. Фундаментальные научные исследования  являются чистыми общественными  благами.   (Да).

23. Покупатели чистого частного  блага определяют ценность товара  с помощью цены, которую они  согласны заплатить за него.  (Да).

24. Когда экономисты оценивают  необходимость предоставления правительством общественного блага, они также  имеют возможности пользоваться ценовыми сигналами.        (Нет).

25. Общественные блага не  исключительны  и не являются результатом  соперничества.                       (Да).

 

 13.5. МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

1.Что из перечисленного относится к чистым общественным благам?

а) общественный транспорт;

б) городские парки;

в) музеи;

г) судебная медицина.         (г)

2.Эффективным является такой объем производства чистого общественного блага, при котором:

а) ни один потребитель не ограничен  в его потреблении;

б) общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам его потребления;

в) частные предельные издержки производства равны общественным предельным выгодам его потребления.          (б)

3. Ограниченные возможности рынка в предоставлении общественных благ обусловлены:

а) неспособностью частных производителей выявит  такие блага;

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"