Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Скачать документ)

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

1. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

 

Предмет микроэкономики

Микроэкономика  для  студентов,  интересующихся  тем,   как  ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий  и наиболее  интересный  предмет. Ясное   понимание   того,   что   такое   микроэкономика,   необходимо   для управленческих решений, разработки социальной  политики,  а  в  более  общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики.  Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.   

Существует несколько равнозначных определений микроэкономики.

Микроэкономика (״микро״ – малый) – составная часть экономической науки, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика – это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Иногда в экономической литературе экономический субъект обозначается термином ״экономический агент. При этом отмечается, что экономический агент действует в условиях рыночной экономики, в соответствии со своими целями и интересами, обладает свободой и суверенитетом.

Непосредственным предметом  микроэкономики являются:

· экономические отношения, связанные с ограниченным использованием ресурсов;

· принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях выбора.

В формирование основ  микроэкономики внесли свой вклад представители австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк), английские экономисты (А.Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс),    американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето и др.

Объектом исследования микроэкономики являются такие обособленные экономические единицы (хозяйствующие субъекты) как фирмы (предприятия, объединения, компании и т.п.), домохозяйства, а также отдельные рынки, конкретные цены, товары и услуги. Она также исследует взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур на отдельных рынках. Изучая, деятельность  отдельных фирм  и  потребителей,  микроэкономика  вскрывает,   как   функционируют   и развиваются отдельные отрасли  и   рынки,   каким   образом   на   их деятельность влияют политика правительства и  экономические  условия  других стран.

Приставка ״micro״ с греческого переводится как ״маленький״. Но на самом деле изучаемая в микроэкономике рыночная единица, например фирма по своей величине может быть как небольшой мастерской, где занято несколько человек, так и такой огромной компанией как General Motors, где трудятся многие тысячи людей и стоимость ежегодного продукта которой превосходит ВВП многих отдельных стран.

Особенность предмета микроэкономики заключается в том, что она  изучает не только внеличностные  объективные факторы, но и субъективные решения, субъективную мотивацию экономического поведения индивидов. Отдельная  личность в качестве хозяйствующего субъекта является ключевой фигурой в микроэкономическом анализе, поскольку она одновременно выступает в различных ипостасях: собственника ресурсов, потребителя, производителя, избирателя. Люди постоянно принимают решения, выбирая себе род занятий, тот или другой набор потребляемых товаров или услуг, структуру применяемых производственных ресурсов, количество капитала направляемого на текущее потребление и на сбережение, количество труда, предлагаемое рынку.

Способы достижения целей зависят от того, в каких условиях экономическим субъектам приходится принимать решения. В связи с этим различают следующие решения: в условиях определенности, неопределенности и стратегические. 

Ситуация считается  определенной, если экономические субъекты полностью информированы о всех обстоятельствах, влияющих на результат принятия решения. В реальной экономике такие ситуации встречаются редко. Тем не менее, в учебных курсах изучению методов решения в условиях определенности придается большое значение. Это объясняется не только тем, что они наиболее просты, но и тем, что для раскрытия сущности многих экономических явлений условия неопределенности можно не учитывать. 

Чаще всего экономическим  субъектам приходиться принимать  решения в условиях, когда их результат определяется не только предвидимыми, но и непредвидимыми обстоятельствами. Например, ожидаемые урожай и доход фермера являются вероятностными величинами, поскольку зависят не только от проведения контролируемых им агротехнических работ, но и от непредсказуемых изменений погоды. В условиях неопределенности приходится учитывать и оценивать риск, что требует специфических методов при принятии решений. 

В ситуациях, требующих  принятия стратегических решений, тоже существует неопределенность, но она порождена не недостатком информации об окружающей среде, а является следствием взаимозависимости решений одного и другого субъектов. Кроме прочего доход фермера А зависит от решения фермера В относительно объема своего производства, а фермер В при принятии этого решения пытается предвидеть планируемый объем производства фермера А. Эту взаимозависимость фермер А должен учитывать, принимая решение относительно объема своего производства.

 В условиях определенности  задача экономического субъекта  сводится к нахождению условного экстремума, т.е. максимума или минимума функции при ограничениях на ее переменные. При наличии неопределенности, порожденной недостатком информации о внешней среде, задача принципиально не меняется, но в числе ограничений или аргументов целевой функции учитывается риск.

Состояние, при котором  в заданных условиях планы совокупности хозяйствующих субъектов оказываются совместимыми, называется экономическим равновесием. Достижение равновесия не означает, что каждый участник рыночных сделок полностью удовлетворен достигнутыми результатами. Однако в состоянии равновесия никто не может повысить свое благосостояние за счет изменения объема и структуры покупок или продаж при сложившихся ценах. 

Экономическое равновесие – это категория, характеризующая ожидаемое развитие экономической конъюнктуры. В прошедшем периоде объем продаж тождественно равен объему покупок, но если в этом периоде покупатели желали купить, а продавцы продать иное количество товаров, то равновесия не существовало. 

Кроме того, индивиды участвуют в политической жизни в качестве рядовых избирателей или политиков. Они осуществляют свой выбор по тем или другим вопросам прямо и непосредственно, как, например, на референдумах, или косвенно – на выборах депутатов. Таким образом, здесь тоже осуществляется проблема выбора.

Микроэкономика изучает рациональное поведение хозяйствующего субъекта. Рациональность означает, что субъект постоянно сравнивает и ранжирует альтернативы, ставя такие цели и принимая такие решения, чтобы максимизировать полезность как потребитель (или максимизировать прибыль как производитель), при этом результаты должны превышать затраты.

Особое внимание макроэкономика уделяет ценам, за что ее иногда называют теорией цен. Последние выполняют очень важные функции в рыночной экономике. Первая функция – сигнальная. Для покупателей цена дает сигнал от чего нужно отказаться, чтобы приобрести каждую единицу желаемого блага. Производителям цена показывает, что они получают за каждую единицу произведенной продукции в качестве компенсации за потраченные ресурсы.

Вторая функция – стимулирующая, побудительных мотивов поведения  участников рынка. В сфере спроса высокие цены побуждают покупателей  обращаться к альтернативным товарам и услугам, а низкие – отказываться от них. В сфере предложения высокие цены стимулируют производство, а низкие ведут к его сокращению и переходу на альтернативные виды.

 

Микроэкономика, изучая отдельных  субъектов, учитывает их взаимодействие с другими субъектами – окружающей средой -  отраслями, рынками, конкуренцией, различными факторами и пр. и тот суммарный результат, который дает взаимодействие субъектов. Таким образом, микроэкономика выходит на проблемы макроэкономики и поэтому граница между этими двумя частями экономической науки является весьма условной.

 

 

1.1. 2. Методы микроэкономического анализа.

Метод, как известно, представляет собой совокупность научных инструментов (способов, приемов, принципов), с помощью которых исследуются объекты микроэкономики. Методология – это логика исследования объекта и его научные инструменты (״что״ исследуется и при помощи ״чего״).

Чтобы дать логически  непротиворечивое и эмпирически  подтверждаемое объяснение экономическим событиям, ученые используют ряд универсальных научных приемов: вводят понятия для обозначения наблюдаемых явлений, выдвигают гипотезы о формах взаимозависимости между объектами наблюдения, создают концепции (модели), описывающие механизм протекания экономических процессов. Схематически процесс создания экономической теории представлен на рис. 1.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Рис. 1.1. Логическая схема создания  научной теории

 

 В микроэкономике  используются следующие основные  методы:

1) Анализ

2) Моделирование

3) Структурно-логические  схемы.

Анализ – это метод  познания, состоящий в расчленении целого на составные части и изучение их в отдельности. В микроэкономике используются следующие виды анализа.

Графический анализ широко применяется из-за своей наглядности и простоты. Он заключается в экономическом моделировании посредством графиков, схем, других форм графического представления.

Функциональный анализ заключается в изучении зависимостей одних экономических явлений (величин) от других. Он осуществляется в следующей последовательности: вначале выявляются свойства явления, затем определяются факторы, влияющие на это свойство, наконец, устанавливается связь между ними – функция. Как правило, функциональная зависимость задается математически:  y = f (x), где y – функция, а х – аргумент функции.

Факторный анализ. Под факторным анализом понимается исследование причин (факторов) вызывающих количественные изменения данного явления. При этом осуществляется классификация факторов по следующим признакам, например по степени воздействия на изучаемый объект (основные и второстепенные), по времени воздействия (краткосрочные и долгосрочные), по содержанию (природные, технические, экономические) и т.п.

Предельный анализ изучает экономические явления не в статике, а в динамике: прирост, сокращение, изменение экономических показателей. Сущность его – в изучении меняющейся дополнительной величины, выяснению ее характеристик и таким образом в уточнении тенденций развития всего совокупного целого. Так, если предельная величина (предельная полезность, предельный доход и др.) будет отрицательной, то общая совокупность уменьшается, т.е. ухудшает свои характеристики. Если же предельная величина будет иметь положительное значение, то общая полезность, доход вырастут.

Анализ частного равновесия. Анализ отношений внутри отдельного рынка, основанный на допущении, что события, происходящие внутри данного сектора экономики, оказывают столь незначительное влияние на другие секторы, что ими можно пренебречь.

В микроэкономике используется метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, ее или улучшают, или отвергают и создают новую.

Результаты взаимодействия экономических субъектов зависят  от промежутка времени, в котором они рассматриваются. В связи с этим различают методы статического анализа, сравнительной статики и динамического анализа.

При статическом анализе  рассматривают ситуацию на определенный момент времени, например, как при существующих спросе и предложении формируется цена.

Метод сравнительной статики сводится к сопоставлению результатов статического анализа в различные моменты времени, например, на сколько и почему цена данного блага различается в периоды t и (t - 1).

Для выявления характера  динамики экономического показателя между  двумя моментами времени и обнаружения факторов, ее определяющих, служит динамический анализ. Если посредством метода сравнительной статики можно установить, что цена зерна через месяц будет в 1,5 раза больше нынешней, то выяснить, как она будет повышаться - монотонно или колебательно, позволяет лишь динамический анализ, при котором все факторы, формирующие цену зерна, представляются функциями времени. В динамических моделях иной смысл приобретает понятие экономического равновесия. Вместо статического равновесия, выражающего совпадение планов экономических субъектов на определенный момент, используется понятие стационарное состояние (steady state), представляющее сохраняющееся во времени равновесие при неизменных факторах формирования спроса и предложения. 

 

Широко используются в микроэкономике модели. Моделирование – метод исследования объекта, который основан на создании и последующем анализе упрощенного объекта, имеющего определенное сходство с реальным объектом.

Модель в экономической  теории обозначает упрощенное описание экономических явлений, фактов и зависимостей между ними. Например, вместо реального человека, поведение которого примерно в равной степени определяется и разумом и чувством, в экономической теории рассматривается человек (homo economicus), всегда принимающий решения на основе скрупулезного сопоставления ожидаемых выгод и потерь от совершаемых поступков. Такое упрощение объекта исследования позволяет выявить присущие ему глубинные процессы и устойчивые зависимости, называемые закономерностями. Например, в случае снижения цены некоторого блага с большой вероятностью можно предсказать, что и скупец, и расточитель, и бухгалтер, и художник увеличат объем его покупок, отражая тем самым, действие закона спроса.

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"