Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Скачать документ)

В моделях экономическая  действительность может отражаться при помощи логических схем, уравнений и графиков. В микроэкономике широко используются модели спроса и предложения, отдельных рынков, производственной функции, издержек и доходов.

Модель изучаемого объекта  содержит две группы элементов: известные и неизвестные к моменту построения модели параметры и зависимости. Первая группа элементов (экзогенные переменные) формируется в результате наблюдения за объектом и выдвижения определенных гипотез о его свойствах. Вторая группа (эндогенные переменные) определяется путем анализа (решения) модели.

Модели можно классифицировать по следующим признакам:

1) по характеру взаимосвязи  элементов –  на линейные  и нелинейные;

2) по степени структуруализации  – на малоразмерные и многоразмерные;

3) времени и характеру действия – статистические и динамические. Динамические модели описывают развитие экономических процессов, происходящих в течение определенного времени. Они подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные ( пять лет) и долгосрочные (15-20 лет);

4) сфере охвата –  марко- и микроэкономические;

5) в зависимости от  цели – прогностические, имитационные (позволяющие, например, оценить последствия какого-либо действия) и оптимизационные модели (с целью поиска наилучших комбинаций для достижения цели);

6) по форме представления  – вербальные (словесно-описательные), математические и графические.

В микроэкономике используются информационные модели – вербальное, графическое или знаковое (символьное) описание сложной системы.

Экономико-математическая модель – формализованное описание исследуемых экономических процессов или объектов. Устанавливаются количественные и логические зависимости между переменными, выявляются определенные ограничения, необходимые для достижения условий, поставленных целевой функцией.

Оптимизационные модели обычно используются при изучении поведения отдельных хозяйствующих субъектов. С их помощью можно найти оптимальные варианты поведения, точки рыночного равновесия, параметры оптимального выбора потребителя и производителя. Основными рабочими категориями здесь являются такие предельные величины как предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты и др.

Равновесные модели применяются  при изучении взаимодействия экономических агентов. Посредством таких моделей изучаются как равновесное, так и неравновесное положение экономической системы.

При построении моделей  используют экономические переменные - натуральные величины, которые могут принимать различное значение (цены, издержки и др.).

Экономический анализ и  моделирование могут быть позитивным или нормативным. Позитивный анализ направлен на научное объяснение наблюдаемых экономических явлений: с его помощью анализируются причинно-следственные связи и фактическое положение дел. Он фиксирует установившиеся положения, вытекающие из наблюдаемых фактов. Позитивный анализ призван отвечать на вопросы: что есть и что будет в экономике? Например, утверждение типа ״если правительство увеличит налог на производителей, то это приведет к росту цен и сокращению предложения״ является позитивным, так как может быть подтверждено или опровергнуто фактами. Позитивный анализ является основным методом, применяемым в микроэкономике. Примерно 90 % всех экономических исследований относятся к позитивному анализу (т.е. к тому, что сделано) и лишь 10 % к нормативному методу (к тому, как должно быть).

Нормативный анализ, как  отмечено выше, имеет дело с утверждениями, ״что должно быть״. Верность этого утверждения не может быть подтверждена реальными наблюдениями. Таким образом, нормативный анализ имеет дело с утверждениями, содержащими оценочные суждения.

В микроэкономике широко используются экономические показатели - численные характеристики свойств экономических объектов или экономических процессов, по которым можно судить об их развитии. Микроэкономические показатели характеризуют единичные экономические объекты и результаты их деятельности: домашние хозяйства, фирмы, корпорации. В наиболее общем виде показатель включает наименование, числовое значение и единицу измерения. Например, если среднемесячный уровень заработной платы в г. Минске в сентябре 2005 г. составил 278 долларов, то наименование данного показателя будет – ״среднемесячный уровень заработной платы״, числовое значение – 278, единица измерения – доллар.

По экономическому содержанию показатели можно разделить на:

- абсолютные или количественные, характеризующие, например, количество товаров, денег. Они выражаются в натуральных или денежных единицах, таких как штуки, килограммы, рубли.

  • относительные или качественные, представляют отношения двух показателей разной или одинаковой размерности. С их помощью могут оцениваться темп изменения какой-то величины, эффективность использования ресурсов и др.

В соответствии с характером динамики относительные показатели, в свою очередь, можно подразделить на:

  • показатели скорости роста, которые определяются путем сопоставления количества, данного в отчетном периоде, к его количеству в предыдущем (базовом) периоде. Часто такие показатели бывают представлены как индексы, характеризующие значение показателя в нужный для нас момент в сравнении  с периодом, принятом за базисный;
  • показатели прироста, показывающие насколько увеличились, или уменьшились исходные величины анализируемого объекта. Если исходная величина привязывается к последней, крайней единице фактора, то такой показатель называют предельным или маргинальным.

В зависимости от характера  зависимостей изменения могут быть:

  • натуральными, измеряемыми в физических (натуральных) величинах: штуках, единицах веса, объема, длины и пр.;
  • стоимостными, измеряемыми в денежных единицах (в рублях, долларах, евро). Более достоверными являются натуральные показатели, так как их можно измерить с помощью приборов, аппаратуры, инструментов. Величину стоимостных показателей существенно искажает уровень цен

В микроэкономике широко используются средние показатели, которые зачастую не являются совершенно средним арифметическим из группы однородных показателей.

Более представительным является средневзвешенный показатель. Например, если ״к״ человек получает годовой доход А, а ״m״ человек – доход B, и ״p״ человек – доход С, то для определения среднего дохода D используем формулу:

D =

В микроэкономике очень  часто применяются структурно-логические схемы. Их главным преимуществом является наглядность показа структуры изучаемого объекта, существующих взаимосвязей и др.

Учебный курс «Микроэкономика» не охватывает все микроэкономические проблемы. Их изучение продолжается в курсах «Организация отраслевых рынков», «Менеджмент», «Теория корпоративных финансов».  

Структура микроэкономики:

Теория потребителя

Теория монополии и  конкуренции

Проблемы взаимодействия государства и частного сектора

Анализ рынков факторов производства

Теория внешних эффектов

Исследование рынков с асимметричной информацией

Особенности спроса и  производства общественных благ

Теория общественного  выбора.

 

1.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ  СХЕМЫ И ГРАФИКИ

 

 




 

 




 

 




 

 




 

 




 

 




 

 




 

 




 

 

1.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Анализ – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых cocтoит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Дедукция – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Индукция – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.     

Институционализм – экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ. 

Кейнсианство — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса.

Классическая политэкономия: наука о богатстве общества ("богатстве народов").

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, — проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование и т. д.

Маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов.

Марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях — отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества;

Математическая  логика — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).

Меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами).

Метод (от греч. methodos – «путь к чему-либо» – учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Модель  экономическая — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Монетаризм — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной сдеяеме определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры.

Новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах..

Новая, политическая экономия (теория общественного вы 
бора) – наука, изучающая различные способы и методы, по 
средством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах. 

Нормативная экономическая наука {normative economics) – выяснение условий достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

Позитивная  экономическая наука (positive economies) — познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.   

Политическая экономия (political economy) – фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии.

Понятие – мысль о предмете.

Синтез – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Сравнение – метод определения сходств й различий явлений и процессов.

Суждение – метод соединения^ понятий, в результате которого формулируется утверждение, отрицающее или подтверждающее что-либо.

Умозаключение – метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Формальная  логика — наука, изучающая.мыс ль со стороны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания.

Экономикс, экономика (economics) — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Экономические эксперименты — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с, целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

Экономия (economy) –  первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемента воспитания достойных граждан, считалась полезной для общества в отличие от хрематистики –  искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой которой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

 

 

 

 

 

 

1.4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ

 

Верны ли следующие  утверждения?

 

1. Абсолютные показатели выражаются в процентах, а относительные – в килограммах и рублях.

               Да    Нет

 

2. Анализ относится  к формам умозаключения.

              Да   Нет

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"