Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

МОДУЛЬ 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

 

14.1. ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ

1.Данная тема является  завершающей в курсе микроэкономики  в целом. Теория общественного выбора – одна из современных неоинституциональных экономических теорий, сформировавшаяся в 50-60-х гг. XX в. Изучение темы «Теория общественного выбора» даст возможность понять: какую роль экономическая теория отводит правительству; какова роль личных интересов в теории общественного выбора; чем отличается представительная демократия от прямой, в чем заключаются их достоинства и недостатки.

Эта теория проливает свет на очень  важные вопросы, волнующие не только экономистов: почему правительство  иногда принимает неэффективные, непоследовательные, порой противоречащие здравому смыслу решения, идущие вразрез с рецептами экономической науки? В чем причины фиаско (провалов) государственного регулирования? Как минимизировать отрицательные результаты политических решений и увеличить их положительный эффект? Какими могут быть рамки вмешательства государства в экономическую жизнь общества?

2. Теория общественного выбора  – одна из современных неоинституциональных экономических теорий, сформировалась в середине ХХ века. Она является одним из направлений экономического империализма, представляющего применение экономического инструментария для анализа неэкономических явлений, изучаемых другими общественными науками: политологии, социологии, психологии, право и др. Основоположником данной теории является американский экономист, Нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен.

3. Теория общественного выбора изучает экономическими методами процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе.

Теория общественного выбора может  быть определена как экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической теории в политологии.

4. Предметом теории  общественного выбора является  политический процесс, связанный  с избранием руководящих институтов  общества и выработкой решений по производству, распределению, обмену и потреблению общественных благ. Основными направлениями исследований в теории общественного выбора являются модель политической конкуренции, общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория фиаско государства.

5. Методологическими  предпосылками исследования являются  методологический индивидуализм, рациональное поведение ״экономического человека״, подход к политике как к взаимовыгодному обмену.

6. Наиболее актуальными  для настоящего времени являются выборы в условиях прямой и представительной демократии. Наилучшие условия для общественного выбора создает прямая демократия, когда все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Однако существенным недостатком прямой демократии являются значительные затраты на голосование. Этого недостатка лишена представительная демократия.

7. В условиях представительной  демократии голосование осуществляется периодически, выбор ограничен узким составом политиков со своими наборами предвыборных программ. Одним из основных недостатков является зависимость голосования от процедуры этого процесса, в результате чего появляется парадокс голосования, когда оно не выявляет действительных предпочтений общества. В итоге возникает зацикливание голосования, то есть возможность продолжения его до бесконечности.

8. Одним из недостатков  представительной демократии является так же возможность принятия отдельных решений, выгодных для отдельных групп, преследующих свои узкие интересы. Она реализуется в лоббизме и логлорринге.

9. Одним из субъектов  политического рынка являются  чиновники (бюрократия), обслуживающие интересы законодательной и исполнительной власти. Однако бюрократия имеет свои интересы, направленные на улучшение собственного благосостояния и поэтому стремится к расширению собственного бюрократического аппарата и увеличению средств на его содержание.

10. Целью участия в  политической деятельности может быть получение преимуществ в виде рентных доходов (поиск политической ренты). Наиболее характерными случаями является борьба за получение льгот, квот, тарифов, монопольных прав; ограничение конкуренции на рынке, установление выгодной для продавца фиксированной цены.

11. Практика показывает, что  принятие политических решений влияет на экономический цикл. Так, правящая партия накануне выборов старается стимулировать экономический рост, а после выборов его темпы, как правило, снижаются. На экономический цикл может влиять также ориентация партий, находящихся у власти, поскольку правые партии больше внимания уделяют борьбе с инфляцией, а левые партии – борьбе с безработицей.

         12. Существуют  не только ״провалы״ рынка,  но и ״провалы״ государственного вмешательства в экономику, когда государство не способно обеспечить эффективное и справедливое распределение и использование общественных благ. Этому способствуют: несовершенство политического процесса; ограниченность информации, необходимой для принятия решений; неспособность государства полностью контролировать последствия своих решений; ограниченность контроля над бюрократией; отсутствие мотивации для принятия эффективных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ГРАФИКИ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ТЕОРИИ

ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

 



 


 

 



 



 



 







 


 





 

 

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО  ВЫБОРА


 



 





 

 


 

 

 




 



 

 

 

 

 

 

 







 

 


 



 

 


 


 



 

 

 


 

 

П О Л И  Т И Ч Е С К А Я    Р Е Н Т А

 


 

 

 



 


 



 

 



 

 

 

 

 

Способы получения политической ренты


 

ЛОББИРОВАНИЕ

ВЗЯТКИ

ПОДКУП

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КОМПАНИИ


 

 

 

 

 

ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) ГОСУДАРСТВА

 


 


 


 

 

 

 

 

 

                                                                  


                                                УГРОЗА ЛЕВИАФАНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

“Бочонок с  салом” –  классическая форма логроллинга, закон, включающий набор небольших локальных проектов.

 

Государство благосостояния – общепринятое название государства, в котором правительство своей политикой способствует общественному благосостоянию. В своем более узком значении это понятие относится к бесплатному или субсидируемому образованию, здравоохранению и жилищному строительству, социальному обеспечению пожилых, инвалидов и детей-сирот, а также к материальной помощи некоторым категориям населения, например, больным и безработным.

Избиратель-центрист   -  избиратель, предпочтения которого находятся близко к середине шкалы предпочтений всех избирателей.

Лоббизм – влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для этой группы решения.

Логлорринг – практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами.

Парадокс голосования  – ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества

Поиск политической ренты – политическая деятельность, направленная на получение рентных доходов.

Полтитко-экономический (политический деловой) цикл – ускорение темпов экономического роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов  после выборов.

          Правило большинства - коллективный выбор в ситуации, при которой большинство голосов принадлежит какой-либо одной группе. В этом случае принятые решения отличается неравенством и неэффективностью.

Правило единогласия  – правило голосования, когда решение принимается только в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. В этом случае учитываются предпочтения и мнения всех членов общества.

Представительная  демократия – такая  политическая система, когда население выбирает только политических руководителей государства, которые осуществляют управление страной в интересах избирателей.

Провалы (фиаско) государства – случаи, когда государство не способно обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости.

Прямая  демократия – такое политическое устройство общества, когда все решения принимаются путем голосования всех членов общества.

Теория общественного  выбора – раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом осуществляется этот выбор под давлением демократической системы.

Экономический империализм – применение методологии экономической теории для изучения неэкономических процессов и явлений.

Парадокс голосования – ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.

Политико-экономический (политический деловой) цикл – ускорение темпов экономического роста перед выборами, сменяющееся снижением его темпов  после выборов.

Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не способно обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости.

 

13.4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ

 

Верны ли следующие утверждения

1. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных целях.

                                                        +Да    Нет

2. Стремление индивидов к достижению своих частных целей посредством коллективных действий противоречит основным предпосылкам теории общественного выбора.

                                                       Да   +Нет

3. Если предположить, что избиратель действует исключительно исходя из собственного интереса, то можно ожидать, что он вообще откажется от участия в выборах.

                                                  +  Да    Нет

4. "Провалы" государства —  это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов.

                                        Да   + Нет

 

5. Согласно теории  общественного выбора, чем многочисленнее  население какой-либо страны, тем  менее демократичен ее политический режим.

                                            +    Да    Нет

 

   6. Чем больше  количество обсуждаемых вариантов peшения какой-либо проблемы, тем менее вероятно возникновение парадокса голосования.

                                                +  Да   Нет

7.В условиях представительной  демократии правило принятия  решения при голосовании (простое большинство, единогласие и т. д.) усложняется в сравнении с прямой демократией.

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"