Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:07, курс лекций

Описание

Микроэкономика для студентов, интересующихся тем, как ״устроен״ и ״работает״ хозяйственный механизм, самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане для понимания механизма функционирования современной экономики. Теория микроэкономики лежит в основе разработки микроэкономической политики, осуществляемой государством. Оно осуществляет регулирование деятельности субъектов на микроуровне, выбирает направления их действий, в отдельных необходимых случаях выдает им субсидии и дотации.

Работа состоит из  29 файлов

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ.doc

— 554.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 1.ВВЕДЕНИЕ.ppt

— 920.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 10. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ.doc

— 853.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 10.ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.ppt

— 320.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модудь11 Внешние эфекты.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

 

МОДУЛЬ  11. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

 

11.1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ И ВЫВОДЫ

Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. Рынок либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме.  В этих случаях говорят о провалах (несостоятельности) рынка. Именно подобная неспособность рынка рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику. Одна из причин неэффективности связана с существованием внешних эффектов.

Краткая формулировка основных положений и выводы по теме

1. До сих пор предполагалось, что рыночные обмены между  продавцами и покупателями не  влияют ни на кого, кроме участников  сделок,  а все издержки и  выгоды учтены в рыночной цене. В действительности потребление и производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление и производство другого блага, так как люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Внешние эффекты и представляют собой не отраженные в ценах товаров и услуг воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках. Внешний эффект может быть отрицательным (вынуждает другую сторону нести издержки) и положительным (приносит выгоду другой стороне).

2. Отрицательный внешний  эффект может быть результатом как производства, так и потребления товара. Например,  он возникает вследствие того, что производитель учитывает в цене товара только предельные частные издержки, но не учитывает те издержки, которые несут третьи лица, т.е. предельные внешние издержки. Следовательно, предельные частные издержки меньше предельных общественных издержек. Производители принимают решения о том, какой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек. Это приводит к излишнему, по сравнению с эффективным, объему выпуска и заниженной цене. Эффективный же объем выпуска и цена определяются равенством предельных  общественных издержек предельной общественной выгоде.    

3. Положительный внешний  эффект – это полезность (выгода) не отраженная в ценах. При наличии такого эффекта предельная частная выгода товара меньше его предельной общественной выгоды. Чтобы получить связанную с данным объемом товара предельную общественную выгоду, необходимо к предельной частной прибавить предельную выгоду, получаемую третьими лицами. При наличии положительного внешнего эффекта товар или услуга продаются и покупаются в условиях равновесия в меньшем, по сравнения с эффективным, объеме.

4. Внешние эффекты  возникают в результате конкуренции  между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов не закреплены. Установить права собственности сложно из-за значительных трансакционных издержек. Правительство регулирует установление прав собственности  и содействует торговле этими правами, чтобы повысить эффективность

5. Теорема Коуза утверждает, что когда разногласия возникают  между небольшим числом лиц  и затраты на проведение переговоров  ничтожно малы, внешние эффекты  могут быть устранены в ходе  частных переговоров. При этом неважно, какая из сторон имеет право на использование ресурса. До тех пор пока права собственности могут быть объектом купли-продажи, благодаря осуществлению торговых сделок ресурсы будут распределяться эффективно. Теорема Коуза не применима, если затраты на проведение переговоров настолько высоки, что перевешивают выгоды от этих переговоров.

6. Если частные стороны  не могут решить проблему внешнего  эффекта, то, в принципе, государственное  вмешательство может повысить  эффективность. Один из способов заставить производителей и потребителей товара считаться с теми внешними эффектами, которые они порождают своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов. Под интернализацией понимают превращение внешнего эффекта во внутренний. Она достигается путем корректировки предельных частных издержек или выгоды таким образом, чтобы они отражали действительные общественные издержки или выгоды. С этой целью используются корректирующие налоги и субсидии.

7. Корректирующий налог  (налог Пигу) используется для интернализации отрицательных внешних эффектов. Этот налог на выпуск товара позволяет увеличить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек и тем самым приводит к росту цены. Введение налога позволяет сделать объем выпуска товара эффективным.

Корректирующая субсидия – это платеж потребителям или  производителям товара, потребление  которого создает положительный  внешний эффект. Такая субсидия увеличивает  предельную частную выгоду до уровня предельной общественной выгоды и приводит к падению цены. Она позволяет увеличить объем выпуска товара или услуги.

8. Корректирующие налоги  и субсидии, как следует из  вышеизложенного, могут быть использованы  для достижения эффективности.  Чтобы их ввести,  необходимо  выявить источник внешнего эффекта и определить предельные издержки и выгоды третьих лиц.

9. Теория внешних эффектов  может быть использована при  анализе экономических аспектов  контроля за загрязнением окружающей  среды. Она утверждает, что существует  эффективный уровень загрязнения. Чтобы достичь определенного результата, политики должны учитывать и издержки, и выигрыши от борьбы с загрязнением. Эффективный уровень контроля за загрязнением соответствует уровню уменьшения загрязнения, при котором предельные общественные издержки, связанные с этим уменьшением, равны его предельной общественной выгоде.

10. В целях контроля  за загрязнением окружающей среды  государство устанавливает нормы  выбросов загрязняющих веществ  в воду или воздух и контролирует  их выполнение; выпускает и продает  лицензии (права) на сброс отходов; применяет политику «компенсации»; проводит постоянный мониторинг за всеми видами выбросов отдельных фирм; позволяет фирмам, у которых объемы выбросов меньше нормативных, накапливать экономию по выбросам с тем, чтобы в будущем иметь право на превышение норм выбросов или продажу права на них. Все эти меры дают определенный эффект.   

 

 

 

 

 

 

 

11.2. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ  СХЕМЫ И ГРАФИКИ

 

 

                ПРИРОДА ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА ИЗДЕРЖЕК И  ВЫГОД ПРИ НАЛИЧИИ ВНЕШНИХ

ЭФФЕКТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ  ЭФФЕКТОВ

 

 

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И  ЭФФЕКТИВНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

 

Рис. 11.1. Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты.

Рис.11.2. Отрицательный  внешний эффект и корректирующие налоги.

Рис. 11.3. Положительный  внешний эффект и корректирующие субсидии.

Рис.11.4. Определение эффективного уровня выбросов.

Рис. 11.5. Рынок прав на загрязнение окружающей среды:  роль движения зеленых.

 

 

11.3. КЛЮЧЕВЫЕ  ПОНЯТИЯ

Внешние (побочные) эффекты, экстерналии – не получившие отражения в ценах затраты или выгоды от рыночных сделок, которые несут или которыми пользуются лица, не участвовавшие в сделке.

Интернализация  внешнего эффекта (трансформация внешнего эффекта во внутрений) – корректировка предельных частных издержек или предельной частной выгоды таким образом, что они отражают действительные общественные предельные издержки либо выгоды.

Интернационализация (трансформация) внешних эффектов во внутренние – процесс приближения предельных частных затрат (и соответственно выгод) к предельным социальным затратам (выгодам).

Корректирующая  субсидия – субсидия производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные затраты к предельным общественным.

Корректирующий  налог – налог на выпуск экономических благ, который повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных.

Норма выброса – ограничения, устанавливаемые правительственными органами на объемы и виды загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены в воздух или воду  течение года.

Отрицательный внешний эффект – стоимость использования ресурсов, не отраженная в цене данного товара.

Положительный внешний эффект – полезность, образуемая при производстве и потреблении товара, не отраженная в цене этого товара.

Предельная  внешняя выгода (полезность) (МЕВ) – предельная полезность от потребления товара, получаемая третьими лицами, т.е. лицами, не являющимися ни производителями, ни потребителями товара.

Предельная  общественная выгода (полезность) (МSВ) – предельная полезность получаемая всем обществом от производства какого-либо товара. Рассчитывается как сумма предельной частной выгоды и предельной внешней выгоды.

Предельная  частная выгода (полезность) (МРВ) – предельная полезность, получаемая покупателем товара.

Предельные  внешние издержки (МЕС) – дополнительные издержки, связанные с производством (потреблением) каждой дополнительной единицы товара, которые не несут производители (потребители), а которые перекладываются на третьих лиц.

Предельные  общественные издержки (МSC) – дополнительные затраты, которые несет общество при производстве еще одной единицы товара. Рассчитываются как сумма предельных частных издержек и предельных внешних издержек.

Предельные частные издержки (МРС) – дополнительные издержки, которые несет фирма при производстве еще одной единицы товара.

Теорема Коуза – если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в первоначальном распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

Трансакционные  издержки (затраты) – затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Различают трансакционные издержки следующих типов: затраты на поиск информации; затраты на ведение переговоров и заключение контрактов; затраты измерения; затраты спецификации и защиты прав собственности; затраты (на предотвращение и устранение последствий) оппортунистического поведения.

Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными затратами, необходимыми для ее проведения в жизнь.

 

11.4. БИНАРНЫЕ ТЕСТЫ

1. Доля трансакционных  издержек в общем объеме общественных  издержек имеет тенденцию увеличиваться.  ДА.

2. Внешние издержки  представляют собой полезные  эффекты производства товаров.  НЕТ.

3. Государство влияет  на внешние затраты только  при помощи системы налогообложения. НЕТ.

4. Предельные общественные  издержки представляют собой  сумму предельных частных и  внешних затрат. Да.

5. Фирма, стремясь максимизировать  прибыль, учитывает внешние издержки  производства продукции. НЕТ.

6. Чем сильнее в стране развито взяточничество, тем ниже трансакционные издержки бизнеса. НЕТ.

7. Положительные экстерналии  равны разнице между социальными  и частными выгодами. ДА.

8. Преимущество рынка  прав на загрязнение перед  законодательным установлением  стандартов по вредным выбросам связываются с тем, что такой рынок позволяет сократить загрязнение прежде всего тех источников, у которых издержки по устранению выбросов являются наименьшими. ДА.

9. Теорема Коуза признает  необходимость корректирующих налогов.  НЕТ.

10. Если на лотерейный билет падает выигрыш, то возникает положительный внешний эффект. НЕТ.

11. Отрицательные внешние  эффекты уменьшают объем производства  в сравнении с эффективным.  НЕТ.

12. Премии имени А.  Нобеля по экономике  –   корректирующие субсидии. НЕТ.

13. Теорема Коуза недействительна,  если господствует государственная  форма собственности. ДА.

14. В странах «третьего  мира» цена прав на загрязнение  должна быть ниже, чем в развитых  странах. ДА.

15. Когда винно-водочные  изделия обкладываются высоким  акцизом, то акциз играет роль корректирующего налога. ДА.

16. Стипендии студентам  университета – корректирующие  субсидии. ДА.

17. Чем сильнее загрязняется  окружающая среда, тем более  четко согласно теореме Коуза  должны быть определены границы  прав собственности. ДА.

18. Если ввести правовую  норму о многократном возмещении  в пользу потерпевшего за нарушение  прав собственности, то сфера  действия теоремы Коуза не  уменьшается. НЕТ.

Презентация 11. Внешние эффекты.ppt

— 131.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 12. Информация, неопределенность и риск в экономике.doc

— 125.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация12. Информация, неопределенность и риск.ppt

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 13. Общественные блага.doc

— 181.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 13. Общественные блага.ppt

— 117.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль14. Теория общественного выбора.doc

— 211.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 14. Теория общественного выбора.ppt

— 138.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 2. Теория поведения потребителя.doc

— 249.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 2. Теория поведения потребителя.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 3.Рыночное поведение конкурентных фирм.doc

— 689.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 3. Рыночное поведение конкурентных фирм.ppt

— 640.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль4. Монополия.doc

— 496.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 4. Монополия.ppt

— 193.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 5. Монополистическая конкуренция.doc

— 187.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

~$ДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 162 байт (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 5. Монополистическая конкуренция.ppt

— 138.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МОДУЛЬ 6. ОЛИГОПОЛИЯ.doc

— 1.77 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6.ОЛИГОПОЛИЯ.ppt

— 2.05 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 7. Рынок труда.doc

— 247.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 7. Рынок труда.ppt

— 93.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль8. Капитал.doc

— 189.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 8. Рынок капитала.ppt

— 146.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Модуль 9 . Рынок земли.doc

— 162.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Презентация 9. Рынок земли.ppt

— 135.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"