Дизайн газеты как инструмент ее продвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать роль дизайнерского оформления газеты как эффективного инструмента ее продвижения.
Для достижения поставленной цели автор поставил следующие задачи:
Рассмотреть историю появления газеты как средства массовой информации и охарактеризовать ее роль в обществе;
Проанализировать значение имиджа газеты;
Проанализировать роль иллюстративного материала, названия и содержания публикаций в газете.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Газета как средство массовой информации………………………5

История возникновения газеты…………………………………………..5
Место и роль газеты в обществе…………………………………………7

Глава 2. Характеристика дизайна газеты как инструмента ее продвижения…………………………………………………………………...11

2.1. Имидж газеты и ее номер. Структура номера……………………………11
2.2. Дизайн номера, система его иллюстрирования. Значение названия в издании…………………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………...28
Приложение 1………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

дизайн газеты как интсрумент ее продвижения.docx

— 687.38 Кб (Скачать документ)

Нам известно, что  определяет систему публикаций разных типов в газете, их удельный вес  и значение. В номере деловой газеты на первый план, наряду с публицистикой, выдвигаются статистические данные и официально-документальные материалы. В детской газете важнейшее значение получают литературно-художественные и развлекательные публикации, значение публицистики здесь снижается. В  низовой фабрично-заводской газете кроме публицистических материалов мы нередко найдем и технические. У каждого издания – своя система  публикаций разных типов. В соответствии с этим строится система его рубрик и формируется структура номера.

 

 

 

 

2.2. Дизайн номера, система его иллюстрирования. Значение названия в издании.

 

Одной из важных характеристик газетного номера является его дизайн (от англ, design – чертеж, рисунок, проект). Это понятие и термин вошли в редакционную практику лишь недавно. До этого журналисты говорили о внешнем «лице» газеты, о ее верстке и оформлении, художественно-полиграфическом исполнении номера. Термин «дизайн» употребляли лишь по отношению к материальным объектам – мебели, автомобилям и др. Однако с изменениями требований, предъявляемых газете, в круг ее характеристик вошел и дизайн.

Газетный дизайн складывается под воздействием ряда формообразующих факторов. Один из них – эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью газеты, соответствием ее внешнего облика содержанию ее номеров. Заметим, что эстетика газеты играет немалую роль в привлечении внимания ее читателей и для его закрепления в процессе ознакомления с номером. Некоторые стороны эстетической характеристики газеты получают экономическое значение, влияя на уровень ее конкурентоспособности на рынке периодических изданий. Привлекая внимание читателей ярким оформлением номера, броскими заголовками, продуманной подачей текстов и иллюстраций, помогают им сделать выбор и приобрести газету. Более того, от дизайна во многом зависит судьба рекламы, напечатанной в газете, привлечение к ней внимания читателей. Не меньшее значение имеет и творческая сторона процесса обеспечения оптимального дизайна газеты. Работа дизайнеров – журналистов, специализирующихся на этом направлении подготовки и выпуска ее номеров, несомненно имеет творческий характер, как и работа ответственных секретарей, прямо воздействующая на особенности дизайна газеты. Их результаты влияют на деятельность всех остальных творческих работников редакции: продуманный дизайн способствует логичной подаче материалов номера, их размещению в соответствии с их значением, выделению важнейших.

Дизайн газеты представляет собой органичное объединение  ряда постоянных и обязательных компонентов. К этим компонентам относятся:

    • размерные характеристики газеты;
    • постоянные элементы ее номера;
    • шрифтовое оформление газеты;
    • иллюстрирование газеты;
    • заголовки публикаций;
    • цветность газеты.10

К размерным характеристикам газеты относятся формат газеты, объем номера, количество и размер текстовых колонок на полосе номера, размер пробелов между текстовыми колонками полосы, площадь полосы номера и его емкость.

Под форматом газеты понимают размер бумажного листа  – страницы номера, на которой помещается полоса – отпечаток размещенных  на ней текстов, иллюстраций и  других печатных символов. В современной  отечественной прессе приняты три  основных формата газеты: большой  формат А2, малый – A3 и сверхмалый – А4. Они различаются своими размерами, показанными в миллиметрах: А2 – 420 х 594 мм, A3 – 297 х 420 мм, А4 – 210 х 297 мм. Первое число показывает ширину страницы, второе – ее высоту. Газетные форматы кратны друг другу, каждый последующий в два раза меньше предыдущего. Это позволяет газетному дизайнеру при необходимости изменять форматы полос номера, объединяя две его внутренние вертикальные полосы в одну большую горизонтальную.

Выбор формата  газеты связан с ее типом. Обычно крупные  общенациональные, региональные и городские  ежедневные газеты выходят в формате  А2. Формат A3, как правило, используют для выпуска районных и небольших городских изданий. В том же формате издают и еженедельники газетного типа. Формат А4 используют значительно реже – для выпуска ведомственных и рекламно-справочных изданий.

Формат газеты во многом определяет объем ее номера. Он связан с количеством его страниц. Оно может изменяться в зависимости  от типа издания и периодичности  его выхода в свет – от двух до нескольких десятков страниц. Обычно чем  меньше формат газеты, тем больше страниц  в ее номере. Понятно, что чем крупнее  формат номера, тем больше его емкость  – количество его публикаций, тем  больше их величина. Это сказывается  на их характере: в крупноформатной  газете можно чаще публиковать большие  аналитические тексты и крупные  яркие иллюстрации.

Следующая ступень  размерных характеристик газетного  номера – его полоса. Количество полос номера, естественно, соответствует  количеству его страниц. Полоса играет большую роль в процессе определения  композиционной модели газеты, размещения ее материалов во времени и в пространстве, на страницах номера. Она представляет собой, как мы знаем, одну из основных форм подачи материалов. Ее разновидности  – тематическая, целевая, сменная  и другие полосы – используют в  газетах самых разных типов. В  малоформатных газетах и еженедельниках тематические полосы, наряду с подборками, являются основой организации материалов номера.

Полоса –  ограниченное пространство, которое  делится на колонки. Текстовая колонка  один из важнейших элементов полосы. От количества колонок и их ширины, как и от их разделения – линейками  или пробелами – зависит подача материалов полосы – текстов, иллюстраций  и др. Определение параметров колонок  влияет на дизайн газеты, облегчая или  затрудняя восприятие читателями ее публикаций. Слишком узкие колонки  мешают чтению текстов, широкая колонка  воспринимается легче и при необходимости  выделяет своим нестандартным форматом размещенный в ней материал. Поэтому  дизайнеру приходится определять оптимальные  для каждой полосы номера количество и ширину текстовых колонок и  добиваться постоянства этих характеристик.

Дизайн газеты во многом зависит от выбора шрифтов, которыми набирают тексты и заголовки. Переход к компьютерному набору и верстке газеты предоставил  ее дизайнерам новые весьма широкие  возможности «игры шрифтами», обращения  к новым, ранее у нас неизвестным  шрифтовым гарнитурам, изменения  величины литер и т.п. Однако вскоре оказалось, что стремление к использованию  в газете большого количества текстовых  и титульных шрифтов обычно приводит к пестроте ее оформления, мешает достижению единого стиля, не облегчает, а, наоборот, затрудняет восприятие читателями текстов. Поэтому постепенно во многих газетах  выявилась тенденция ограничения  количества используемых в них шрифтов  и более тщательного их выбора, а также стремление дизайнеров закреплять за публикациями и рубриками в  зависимости от особенностей их типа (жанра, формы подачи и др.) постоянные шрифты.

Важным элементом  дизайна газеты является верстка  ее материалов, особенности их размещения на полосах номера. В газетной периодике  используют несколько видов верстки, различающихся своими характеристиками (см. Приложение 1). Первая из них – форма, конфигурация материалов, представленных на полосе. Это прямая и ломаная верстка. Для прямой верстки характерна строго прямоугольная форма публикации, четырехугольник, обычно вытянутый в длину или ширину. Такая верстка проста, удобна, помогает быстрому выбору читателем интересующей его публикации. При ломаной верстке публикация принимает форму многоугольника. Это, возможно, привлечет внимание читателя, но в то же время может, при усложнении формы публикации, затруднить ее восприятие, вынуждая искать продолжение и окончание текста. Вторая характеристика видов верстки – соотношение высоты и ширины публикации. При горизонтальной верстке ширина текста превышает ее высоту, при вертикальной верстке – его высота превышает ширину. Для размещения большинства публикаций на полосе обычно обращаются к вертикальной верстке. Но иногда горизонтальную верстку используют для подачи на полосе блока материалов – тематической подборки и др. Чаще всего в газетах сочетают вертикальную верстку с горизонтальной, получая таким образом их разновидности – вертикальную верстку с горизонтальными пересечениями и т.п.

Огромное значение для обеспечения привлекательного дизайна газеты имеет определение  системы заголовков ее публикаций и, конечно, основ иллюстрирования  ее номеров. К их особенностям мы обратимся ниже.

В поисках новых  возможностей оптимизации дизайна  печатных периодических изданий  специалисты, изучив зарубежный опыт, обратились к регулированию цветности  газеты. И поныне подавляющее большинство  газет в России выходит в черно-белом  исполнении. Однако необходимость публикации рекламы, в которой все большую  роль играет использование различных  цветов, а также обновление полиграфической  базы, позволяющей выпускать многоцветные издания – и не только журналы, но и газеты, дали возможность редакциям  некоторых крупнотиражных ежедневных газет и еженедельников перейти к многоцветному оформлению. Опыт вполне оправдал себя: на фоне множества черно-белых изданий резко выделялись многоцветные «Комсомольская правда», приложения к еженедельнику «Аргументы и факты» – «АиФ-Воскресенье», «Кот и пес» и др. Сочетание многих цветов активно используют во многих еженедельниках, выходящих большими тиражами, здесь публикуют даже многоцветные иллюстрации. Заметим, однако, что в большинстве еженедельников, избегая пестроты в оформлении, дизайнеры все же ограничиваются выделением лишь отдельных элементов – заголовков важнейших материалов или даже только брэнда – торговой марки издания, как, например, в еженедельнике «Московские новости»: MN.

Особое внимание дизайнеров привлекает первая страница газеты. Это и понятно – от дизайна этой страницы во многом зависит  конкурентоспособность газеты. Задержит ли она внимание потенциального читателя, бросившего взгляд на витрину газетного  киоска? Или его заинтересует другое, внешне привлекательное издание? Поэтому  так тщательно просчитывают все  элементы этой полосы, их расположение, величину, выделение и, прежде всего  титульную, заглавную часть полосы. В нее входит название газеты, исполненное привычным для постоянного читателя газеты рисованным шрифтом и расположенное на постоянном месте – сверху над всей полосой или только над его частью. А под названием или рядом с ним размещают остальные элементы титульной части полосы – указание типа издания (городская газета, еженедельник), периодичности его выхода, даты и дня выхода, нумерации номера (в текущем году, иногда и с начала выхода газеты), нередко – рекомендуемой цены номера, а также, если газета имеет свою страницу в Интернете, указывают ее сетевой адрес. В титульную часть могут вводить и другие атрибуты. Так, в титульной части «Российской газеты», учредителем которой является правительство РФ, представлен двуглавый орел – государственный герб России.Весь этот комплекс, называемый логотипом газеты, является собственностью редакции. Никто более не имеет права его использовать. При его нарушении редакция может обратиться в суд, что и сделала редакция газеты «Известия», когда в «Новых Известиях» попытались повторить в названии газеты всем известный логотип старых «Известий».Непременный элемент первой полосы газеты – анонс с указанием важнейших публикаций номера и их размещения на его страницах. Чтобы привлечь внимание читателя, анонс выделяют – рамкой или цветом, вводят в него рядом с названиями публикаций микроиллюстрации и т.п. (см. рис 1.)

Рис 1. «Аргументы и факты»

Полосу оживляют иллюстрации-фотопортреты, репортажный снимок, карикатура. Логотип газеты накрывает весь верх полосы. Кроме названия (в двух вариантах), номера, даты выпуска и начала издания, цены, сетевого адреса редакции, в логотип введена «шапка», определяющая тему важнейшей публикации полосы. Справа выделен анонс с указанием материалов разных страниц номера.

 

 

 

 

 

 

 

У каждой газеты – свой дизайн. В зависимости  от типа издания его дизайн имеет  свои особенности. Для дизайна качественной общественно-политической газеты характерны ясность, строгость, обычно здесь используют простую прямую верстку. Дизайн массовых бульварных изданий отличается пестротой, неоправданным выделением второстепенных деталей и подробностей, преподносимых как сенсации. Здесь охотно применяют приемы ломаной верстки. Поскольку вечерние газеты публикуют в основном оперативную новостную информацию, в них мало крупных аналитических публикаций, это получает отражение в особенностях их дизайна – в россыпи мелких текстов и заголовков, объединяемых в крупные событийные блоки.

Редакции многих газет стали выпускать в Интернете  их электронные варианты. Обычно они  повторяют дизайн бумажного печатного  издания. Но нередко электронный  вариант обогащается новыми элементами и характеристиками, в частности, такая газета может выходить с  использованием нескольких цветов.

Наряду с  текстовыми публикациями газеты печатают иллюстрации. Они содержат визуальную информацию, воспринимаются читателями быстрее и воздействуют на них  подчас сильнее текстов. Иллюстрации  – один из элементов дизайна издания, они формируют его облик, внешнее  «лицо». Их готовят специалисты –  фотокорреспонденты и художники, работающие в отделе иллюстрирования газетной редакции или непосредственно под  руководством ответственного секретаря.11

В подавляющем  большинстве газет важнейшее  значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного  типа. Они занимают большую часть  площади каждого номера периодического издания. Однако без иллюстраций  газетный номер будет неполноценным, – сплошной серый текст тяжело воспринимается читателями. К тому же руководители такой газеты лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. И с  точки зрения экономической эта  газета оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами – иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо установить соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. Лишь в некоторых специальных номерах газеты, выпускаемых в связи с особым поводом – праздником, юбилеем и т.п., иллюстрации могут стать основным видом публикаций. В некоторых крупных газетах – «Известия», «Время новостей» и др. – одну из последних полос последнего номера недели полностью отводят под фотоиллюстрации, показывая важнейшие события с помощью репортажных снимков.

Информация о работе Дизайн газеты как инструмент ее продвижения