Дизайн газеты как инструмент ее продвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: проанализировать роль дизайнерского оформления газеты как эффективного инструмента ее продвижения.
Для достижения поставленной цели автор поставил следующие задачи:
Рассмотреть историю появления газеты как средства массовой информации и охарактеризовать ее роль в обществе;
Проанализировать значение имиджа газеты;
Проанализировать роль иллюстративного материала, названия и содержания публикаций в газете.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Газета как средство массовой информации………………………5

История возникновения газеты…………………………………………..5
Место и роль газеты в обществе…………………………………………7

Глава 2. Характеристика дизайна газеты как инструмента ее продвижения…………………………………………………………………...11

2.1. Имидж газеты и ее номер. Структура номера……………………………11
2.2. Дизайн номера, система его иллюстрирования. Значение названия в издании…………………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………...28
Приложение 1………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

дизайн газеты как интсрумент ее продвижения.docx

— 687.38 Кб (Скачать документ)

Отметим, однако, появление в последнее время  новых газетных изданий, в которых  визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. В столичной  многополосной ежедневной газете под  претенциозным названием «Газета» иллюстрации, в частности фотоиллюстрации, стали важнейшей формой передачи информации. Руководители такого издания  исходят из того, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает  получать теленовости в визуальных формах их подачи. На полосах этой газеты крупные яркие фотоиллюстрации  занимают не меньшее, а подчас и большее  место, чем тексты. Одним из главных  руководителей коллектива, направляющим политику редакции, становится главный  художник.

Все газетные иллюстрации  разделяются на две группы. Первая из них – фотоиллюстрации, оригиналы которых получают с помощью фотоаппарата. Это репортажные снимки и фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. Важнейшую роль в любой газете играет репортажный снимок, на котором запечатлен момент, связанный с какой-либо ситуацией, в которой оказалось определенное лицо или группа лиц. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.12

К репортажному снимку примыкает фотообвинение. Его используют как средство борьбы с недостатками, запечатлевая на снимке результаты плохой работы, безответственности и т.п. Благодаря наглядности и документальности фотообвинения оно может воздействовать сильнее иной развернутой критической корреспонденции.

От репортажного снимка отличается фотонатюрморт. Он показывает образцы различных товаров, продукцию различных видов производства. Его используют не только в целях рекламы, но и для иллюстрирования газетных текстов, сообщающих о выпуске новых видов продукции.

Фотопортрет –  столь же популярная жанровая форма  иллюстрации, как и репортажный  снимок. Он используется для показа внешности не только героев очерков, зарисовок, участников интервью и бесед, а также известных общественных и государственных деятелей прошлого и настоящего, но и для ознакомления читателей с авторами публикаций. Так, например, в начале статьи, поднимающей  актуальную проблему, нередко помещают фотопортрет журналиста или внередакционного автора.

Фотопортрет может  быть индивидуальным и групповым. В  последнем случае приходится увеличивать  его размеры на газетной полосе, чтобы читатель смог различить людей, показанных на снимке.

Текст путевого очерка или зарисовки иногда сопровождают фотопейзажем, знакомящим читателей с природой той местности, которую описывает автор. Фотопейзаж, как и фотоэтюд, служит средством эстетического воспитания читателей, вызывая у них эмоции, связанные с восприятием красоты природы.

Одним из сложнейших видов газетной иллюстрации является фотоочерк. Он представляет собой несколько  фотоснимков, посвященных одной  теме или одному человеку, иногда объединенных общим текстом. Фотоочерк дает журналисту широкие возможности для раскрытия темы, показа какого-либо события или жизни человека. В печати используют разные виды фотоочерка, начиная с простой тематической подборки – нескольких снимков, скомпонованных под соответствующей рубрикой в одном месте газетного номера, до сложного так называемого сквозного фотоочерка, когда входящие в него снимки разбросаны по разным страницам номера, как бы проходят через него.

Подготовка  фотоочерка требует значительного  времени и высокой квалификации фотожурналиста. Кроме того, для  фотоочерка требуется большая, по сравнению  с другими видами иллюстрации, площадь, так как в него входят минимум  три снимка. Это несколько ограничивает его использование в малообъемной газете.

В качестве иллюстрации  можно использовать и различные  виды фоторепродукции – картин отечественных  и зарубежных художников, документов, книжных страниц и фрагментов газетных и журнальных публикаций. Они дают возможность точно воспроизводить части текстов и иллюстрации, напечатанные в других периодических  изданиях, в частности в тех, с  которыми полемизирует газета, публикующая  фоторепродукцию.

В роли фотоиллюстраций  могут быть использованы и кинокадры, связанные с текстом кинорецензии или с рекламой нового кинофильма.

При необходимости  в газете могут использовать различные  виды иллюстраций, подготовленные с  помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете несколько одинаковых по размеру  фотопортретов, их соединяют, монтируют  в виде горизонтальной или вертикальной фотоленточки. Это позволяет и сэкономить газетную площадь. Применяют и более сложные монтажи, состоящие из нескольких тематически близких снимков, например репортажного и фотопортрета. Монтаж нескольких снимков является основой и фотоплаката, который помещают иногда в специальных целевых номерах газеты – праздничных, новогодних и др.

Вторая группа газетных визуальных публикаций объединяет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки и т.д. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки.

Искусно выполненный  рисованный портрет может оказаться  более выразительным, чем фотографический. Это относится и к зарисовке  – какой-либо жизненной сценки, участников диалога и т.п. Иногда она с  успехом заменяет репортажный фотоснимок, украшая текст, к которому относится.

Карикатура  – популярный вид рисованной иллюстрации, используемой в газетах. Художник создает  ее, гиперболизируя какие-либо черты  изображаемого лица.

Шарж внешне имеет много общего с карикатурой. Но он в принципе отличается от нее. Если в карикатуре осмеивают недостатки, то шарж относится к области юмора. Его задача – вызвать чувство  симпатии к человеку, ставшему его  объектом. Не случайно под такой  иллюстрацией указывают: дружеский  шарж.

Почти в каждой газете печатают различные диаграммы. Это графическое изображение  соотношения различных величин  – в статике или в динамике. Диаграмма часто сопровождает газетный текст – статьи или экономического обозрения, сообщения о планах развития и т.п., облегчая понимание важных цифровых данных. Диаграмма может  играть и самостоятельную роль –  в сопровождении сжатой текстовки.

В газетах используют разные виды этой иллюстрации. Чаще всего  публикуют столбиковые диаграммы, в которых соотношение различных  величин показывают изображением вертикальных прямоугольников разного размера. В круговых диаграммах площадь круга  делится на секторы, размеры которых  соответствуют реальным величинам, благодаря чему возможно их наглядное  сопоставление. В сюжетно-изобразительной диаграмме показаны различные предметы, например образцы разных товаров, размеры которых соответствуют соотношению их характеристик.

Газетные тексты, связанные с экономикой, финансами  и другими областями жизни  общества, часто сопровождают графиками. Соотношение величин здесь достаточно точно показывают с помощью кривых, построенных на координатной сетке.

Международные обозрения, статьи на международные  темы, путевые очерки и другие тексты, понимание которых облегчается  представлением о местности, на которой  происходят события, нередко дополняют  картами и картосхемами. Карта  в газете максимально разгружена по сравнению с картами в географическом атласе или учебнике. На такой карте  обычно показывают населенные пункты, реки, моря, границы и др., упоминаемые  в тексте.

Научно-технические  тексты в газете могут сопровождаться чертежами и техническими рисунками. Чертеж как газетная иллюстрация  должен быть понятен любому читателю, не имеющему технического образования.

В газете можно  встретить и более сложные  рисованные иллюстрации, например, картодиаграмму – размещение элементов диаграммы  на карте, и т.п.

В принципе нет  иллюстраций, противопоказанных любому периодическому изданию, но их выбор, предпочтение и использование определяются типом  издания, его уровнем, квалификацией  и опытом иллюстраторов и, не в  последнюю очередь, его технической  базой.

Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент  ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция –  привлечение внимания читателя. Заголовки  помогают ему быстро ознакомиться с  содержанием номера, понять, о чем  сообщают его публикации, что важно  в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение оформителей газеты использовать заголовки в очередном  номере часто определяет решение  читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили  в нем интерес, или отложить номер  в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие  важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно  выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и  формой, побуждает прочитать следующий  за ним текст или рассмотреть  стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.

Профессиональное  мастерство работы с заголовками  включает и выбор различных их видов при размещении и оформлении текстовых и иллюстрационных  материалов на полосах номера. К  этим видам относятся обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка  и рубрика. Каждый из них играет определенную роль в номере. Обыкновенный заголовок  дает первичное представление о  теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический –  уточняет, поясняет, иногда развивает  стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного  выступления, источник получения информации (например, от нашего собственного корреспондента) и др. Внутренний подзаголовок –  название раздела, части крупного текста.13

Важную роль играет рубрика, которую обычно размещают  над основным заголовком (тогда ее иногда называют надзаголовком) или сбоку от него. Обычно она указывает на раздел или тематический блок газеты, где помещают текст или иллюстрацию (тематическая рубрика). Но рубрику используют и для уточнения жанра публикации.

Иногда для  объединения материалов, занимающих целую полосу или большую ее часть  и посвященных общей теме, используют шапку, как бы накрывающую сверху все публикации, стоящие под нею.

Заголовки применяют  отдельно или в сочетании друг с другом. Нередко они образуют заголовочный комплекс, в который  входят заголовки разных типов. Главный, обыкновенный заголовок дает представление  о содержании публикации. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Рубрика определяет тематическое направление  или характер текста. Нередко к  ним присоединяется так называемый лид – первый вводный абзац публикации, содержащий опорный факт сообщения. Такой заголовочный комплекс дает читателю достаточное представление о теме и содержании текста.

Воздействие заголовка  на читателя в немалой степени  зависит и от его технического оформления – размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или даже в его  центре, от возможного его разделения на строки, величины и яркости заголовка  – выбора гарнитуры титульного шрифта, его кегля, насыщенности и других характеристик. Переход в редакциях  к компьютерному набору и верстке  газет открыл возможности быстрого решения на высоком профессиональном уровне всех задач и проблем, возникающих  на этом направлении подготовки газетного  номера. Знания, необходимые для  этого, дает специальный курс производства и оформления печатных периодических  изданий.

Заголовки публикаций разных типов  и жанров.

В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций разных типов. Так, для новостных информационных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов, цифровых данных и тому подобных данных. Например: «Столкновение автобуса с поездом», «Два кандидата на один пост» и т.п. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа интервьюируемого на вопрос журналиста. Например: «Экономические мифы не вечны» (из интервью с экономическим советником президента). Для репортажей, зарисовок, очерковых публикаций характерны образные заголовки, использование в них пословиц, поговорок и тому подобных оборотов. Например: «Звезды и Млечный путь» – заголовок очерка в «Известиях» о ветеране Великой Отечественной войны, «Игры с плавающим Кашпировским» – заголовок репортажа в той же газете о встрече журналиста с обитателями дельфинария.

Однако, выбирая  слишком образные, усложненные заголовки, газетные оформители нередко совершают ошибку: соревнуясь в оригинальности заголовков, они достигают обратного эффекта. Просматривая свежий номер газеты, читатель может отказаться разгадывать непонятные ему заголовки и пройти мимо важных публикаций. Газетный заголовок должен быть понятен любому читателю – об этом требовании нельзя забывать ни журналисту, занятому поиском названия для своего произведения, ни сотруднику редакционного секретариата, готовящему этот текст к публикации.

Информация о работе Дизайн газеты как инструмент ее продвижения