Формирование критериев выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Основной целью курсового проекта является разработка проектных критериев отбора поставщиков для процесса по совершенствованию системы управления снабжением организации для повышения эффективности её функционирования и конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ объекта исследования;
- научно-методическое обоснование решаемой проблемы;
- разработка проектных мероприятий по отбору критериев выбора поставщика;
- обоснование проектных мероприятий.
Объектом исследования станет компания «Торг-Пром»
Предметом исследования: выбор критериев поставщика для дальнейшего развития компании.

Содержание

Введение
Анализ потребностей для выявления критериев 4
Характеристика компании «Торг-Пром» 4
Анализ производственно-хозяйственной деятельности компании 6
Анализ формирования критериев 8
Выявление причин, препятствующих эффективному выбору критериев и пути их решения 12
Формирование критериев выбора поставщика дополнительного оборудования 17
Современный взгляд на проблему формирования критериев. 17
Исследование вариантов решения проблемы выбора поставщика 19
Выбор поставщика в соответствии с критериями отбора 25
Пошаговый отбор критериев и дальнейший выбор поставщика 25
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Логистика снабжения.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

Стратегический поставщик

Стратегические материалы – это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли. Таких материалов оказалось около 12% из всей номенклатуры. После тщательного анализа всех проблемных ситуаций с такими материалами, а также планов развития/разработки новой продукции и программ снабжения, определили следующие требования к стратегическому поставщику:

готовность к системной интеграции и согласованной предпринимательской политике на основе уже имеющейся на предприятии технологии

оптимальная организация собственного производства благодаря наличию хорошего взаимодействия со своими субпоставщиками

наличие достаточных средств для осуществления научно-исследовательских и конструкторских работ, нацеленность на инновации

готовность принять на свою ответственность рыночные риски

После анализа рынка снабжения стало понятно, что фактически ни один поставщик не соответствует данным требованиям. Было принято решение выбрать по одному наиболее близкому к данному портрету поставщику для дальнейшего его развития и кооперации. На этого поставщика перевести 70% объема закупаемой продукции, а 30% оставить на квалифицированном поставщике. В дальнейшем переводить на него весь объем, но только тогда, когда компания будет абсолютно уверена в высокой степени надежности и партнерства.

Шаг 4. Анализ портфеля поставщиков и оценка.

После определения портретов хорошего поставщика в зависимости от его роли был проведен тщательный анализ всех имеющихся поставщиков для выбора основных поставщиков с целью оптимизации всего портфеля. Весь список используемых поставщиков состоял из 11 компаний. При этом только 8 из них использовались достаточно постоянно, и только к  5 не возникало серьезных претензий по работе. Распределение объемов закупок между поставщиками было случайным, долгосрочных контрактов подписано не было, оценка работы поставщиков не велась, за исключением фиксации рекламаций. По некоторым материалам претензии были ко всем поставщикам и поэтому дополнительно провели анализ рынка, расширив списки потенциальных поставщиков по видам продукции (long list).

        После определения роли материалов и роли поставщиков было принято решение постепенно сократить портфель поставщиков до 4 компаний (процесс выбора поставщика см. на рисунке 2).

Для выбора поставщиков был создан механизма выбора и оценки поставщика по всем категориям и видам товара. В качестве основы выбрали из всех методов схему взвешенных оценок.

В качестве расчета выбора выберем поставщика холодильной автоматики из 4 основных крупных поставщиков присутствующих  на рынке Москвы. Их первичный выбор был обусловлен рядом  параметров, таких как известность на рынке, официальное представительство на рынке мировых брендов, наличие склада с большим перечнем товара,  и положительным опытом предыдущей работы.

Определили, что рейтинг поставщика будет оцениваться в предположении, что

Наличие – 35%

Цена – 20%

Кредит -15%

Качество – 10%

Доставка – 5 %

Обслуживание -5%

Срок поставки – 10% 
 
 
 
 
 
 
 

Показатель/ компания фриготехника элита термокул фармина
Наличие на складе 1 2 1 2
Цена 1,13 1,1 1,25 1,18
кредит 1 3 5 3
Качество 1 1 1 1
Доставка 5 1 9 9
Обслуживание 2 4 4 2
Срок поставки 2 4 4 6
Итог 1990 1886 1566 1603
 

Выбрали систему начисления очков:

Из 10 возможных очков по каждому показателю оценивали возможности потенциальных поставщиков.

Расчетная формула была  х%* (10-у)= результат

Где

х% - важность параметра.

у- выставленная оценка.

Чем лучше показатель тем меньше выставлялась оценка.

Наличие – процент отказов на 10 запросов.

Цена – отличие от себестоимости товара при условии нашей закупки его за рубежом.

Кредит – возможность кредита и срок. По 5 бальной системе

Кредит до 30 дн.

Кредит до 15 дн.

Кредит до 7 дней.

Кредит до 3 дней

Кредит не дается.

Качество – наличие на складе мировых брендов, по 5 балльной системе.

Доставка – количество отказов в доставке на 10 поставок.

Обслуживание – срок реагирования на запрос, и оформление необходимой документации.  По 5 балльной системе.

До 30 мин.

До 1 часа

До 3 часов

До суток

Более 2 суток

Срок поставки – при отсутствии на складе, срок поставки товара на склад в Москву

1 неделя

2 недели

3 недели

8 недель

12-14 недель.

Таким образом, было выбрано 2 основных поставщика которые покрывали 70-80 % потребностей и 2 поставщика остались резервными, на которых приходится 20-30 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Процесс выбора и оценки поставщика

 

Шаг 5. Работа с поставщиком.

Далее были проведены встречи со всеми поставщиками, которые попали в short list. Им сообщили о требованиях и наиболее важных аспектах взаимодействия. Был предложен в течение еще одного квартала (по некоторым материалам – 1 месяц) своеобразный испытательный срок, по окончании которого будет принято решение об объемах и сроках контрактов. Всем поставщикам давалась обратная связь по  оценке работы, и сообщался его рейтинг среди других поставщиков. В результате такой работы количество поставщиков сократилось за 2 квартала до выбранного значения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом выбор поставщика является одной из актуальных тем в современном рынке, это позволяет выдерживать конкуренцию. При выборе поставщика основным фактором является выбор критериев отбора поставщика. Для этого нужно задать себе вопросы, которые точно сформулируют,  каким мы хотим видеть своего поставщика. Что он должен нам предложить?  Какие факторы будут влиять на наше предприятие, как могут отразится косвенные факторы. Очень важно не упустить именно профилирующих факторов, так как в дальнейшем это будет оказывать наиболее сильное влияние на нас. 

При этом можно однозначно сказать , что набор критериев будет индивидуален для каждой организации и будет отражать именно ее потребности. Конечно без факторов важным всем на рынке не обойтись. Такие факторы как цена, качество будут присутствовать практически в любом процессе. Но остальные факторы будут создавать индивидуальную потребность в характеристиках поставщика.

При этом очень важно что бы при формировании критериев участвовали различные отделы компании на кого выбор поставщика оказывает прямое или косвенное воздействие. Это позволит избежать многих ошибок, а так же не позволит упустить важные детали и моменты. 

Так же необходимо отметить, что очень часто допускаемы ошибки при формировании критериев. Часто действительно важные критерии подменяются или замещаются  другими не относящимися напрямую к цели поставщика. А получившаяся сложная форма не позволяет выбрать правильного поставщика, так как результат намыливается и теряется во второстепенных качествах. 

Так же нужно отметить, что возможны разные пути оценки поставщиков по выбранным критериям. Выбор может быть произведен либо  математическим отбором , после заполнения форм с критериями и присваивания определенной оценки  дальнейшим суммированием результата . Так и методом экспертной оценки , где группа специалистов оценивает поставщика по более  простым ответам, но полагаясь на собственный опыт и виденье.

Столь большое значение имеет выбор критериев и  это в очередной раз убеждает в старой истине - что бы получить правильные ответы , нужно задавать правильные вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

Merli G. (1991) Co-makership: the new supply strategy for manufacturers. - Cambridge, MA: Productivity Press, 245 p.

Адлер Ю., Моховикова Л. (1998) Должна ли страна быть бедной? - Тольятти: Современник, 112 с.

Семененко А.И. (1997) Предпринимательская логистика. - СПБ.: Политехника, 349 с.

Родников А.Н. (1995) Логистика. Терминологический словарь. - М.: Экономика, 251 с.

Кофман А. (1966) Методы и модели исследования операций. - Пер. с франц./Под ред. Д.Б. Юдина. - М.: Мир, 523 с.

Акоф Р., Сасиени М. (1971) Основы исследования операций. - Пер. с англ./Под ред. И.А. Ушакова. - М.: Мир, 534 с.

Как работают японские предприятия. (1989). - Под ред. Я. Мондена, Р. Сибакавы, С. Такаянаги, Т. Нагао. - Сокр. Пер. с англ./Под ред. Д.Н. Бобрышева. - М.: Экономика, 262 с.

Шонбергер Р. (1988) Японские методы управления производством. Девять простых уроков. - Сокр. Пер. с англ./Под ред. Л.А. Коноревой. - М.: Экономика, 251 с.

Карбой Дж. А., Фу Дж., Джоунс Л.Р., Кинни Л.И., Крупка Д.С. (1992) Стремление к совершенному производству на предприятиях Денвера: итоги. - Курс на качество. - № 1. - С. 34-55.

Адлер Ю.П. (1999) Качество и рынок или как организация настраивается на обеспечение требований потребителей. - Надёжность и контроль качества. Методы менеджмента качества. - № 8. - С. 3-15.  
 
 
 

Информация о работе Формирование критериев выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов.