Методы выбора поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:21, реферат

Описание

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие процесса выбора поставщиков…………..
Основные методы выбора поставщиков………………
Краткая характеристика методов выбора поставщиков……
Метод рейтинговых оценок……………………………
Метод оценки затрат……………………………………..
Метод доминирующих характеристик и метод категорий предпочтения…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт  экономики отраслей, бизнеса и  администрирования

Кафедра экономики  отраслей и рынка

Реферат

по предмету: «Логистика»

на тему: «Методы выбора поставщиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Выполнила: Бигельдинова М.Т.

                    группа 27ПС- 204

                Проверил: к.э.н. Кузнецов В.А.

 

 

 

 

 

Челябинск

2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Понятие процесса выбора поставщиков…………..
  2. Основные методы выбора поставщиков………………
  3. Краткая характеристика методов выбора поставщиков……
    1. Метод рейтинговых оценок……………………………
    2. Метод оценки затрат……………………………………..
    3. Метод доминирующих характеристик и метод категорий предпочтения…………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………

Список  литературы……………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важность  выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном  рынке большого количества поставщиков  одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.

Большое количество и разнообразие потенциальных  поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Возможны  два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа  компаний, которые уже были вашими  поставщиками (или являются ими)  и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  компании располагает точными  данными о деятельности этих  компаний.

2. Выбор нового поставщика в  результате поиска и анализа  требуемого рынка: рынка, с  которым компания уже работает, или совершенно нового рынка  (в случае принятия решения  о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального  поставщика часто необходимо  много времени и ресурсов, поэтому  ее следует осуществлять только  в отношении тех поставщиков  из небольшого списка, которые  действительно имеют серьезный  шанс получить большой заказ.  От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия  могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых  является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др.

Главные критерии, на которых рекомендуется  строить систему выбора поставщика: качество продукции, надежность поставщика (честность, отзывчивость, и т. д.), цена, качество обслуживания, условия платежа.

Как показывает практика, системе установленных  критериев может соответствовать  несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов  с представителями поставщиков.

Целью данной работы является методы выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить понятие процесса выбора  поставщиков.

2. Выявить основные методы выбора  поставщиков.

Методологической  основой разработки темы работы являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, а также общенаучные  методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие процесса выбора поставщиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные методы выбора поставщиков

 

Процесс закупки представляет собой цепочку  взаимосвязанный действий. Начинается он с составления заявок, а заканчивается  практическим поступлением требуемых  товаров в нужном количестве с  соблюдением качества в заданные сроки, а самое главное, что может  оказаться лимитирующим фактором, –  на приемлемых условиях.

Таким образом, процесс закупки заканчивается  выполнением заказа, сделанного на основании имеющихся заявок конкретному поставщику. Поэтому необходимо, чтобы заявки на закупку были своевременно сформулированы, поставщики правильно выбраны, а заказы на поставку и договора с поставщиками правильно и своевременно составлены и оформлены.

Планирование  и проведение деятельности по закупке  и поставке начинается с выбора соответствующих  данной заявке поставщиков. Выявление  и изучение источников закупки и  поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.

Рис. 1. Классификация поставщиков

Таким образом, разнообразие и большое  число потенциальных поставщиков  требуемой продукции делает весьма актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность вашей компании или  фирмы.

В целом эта проблема может быть подразделена на 3 этапа:

  • выявление потенциальных поставщиков;
  • анализ выявленных поставщиков;
  • определение рейтинга и ранжирование выявленных поставщиков.

Завершающим этапом для принятия решения о  выборе поставщика является определение  их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным  и носит творческий характер.

Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного  показателя по сравнению с другими  показателями, определяющими рейтинг  данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доле из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается.

Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете  рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным  актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена  как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы.

Во-вторых, сама оценка уровня того или иного  показателя, характерного для данного  поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Обычно для  таких оценок используется балльная шкала.

В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением:                          R = Ci Xi,

где N - число  показателей оценки рейтинга поставщика;

Xi - удельный вес показателя (выраженный в долях, а не в %);

Ci - балльная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая данным поставщиком.

Заметим, что даже при полном доверии к  адекватности оценок Ci и Xi ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами является лишь подсобной информацией для лица или лиц, принимающих решение о выборе поставщиков.

Дело  в том, что по одним показателям  предпочтительнее оказывается один поставщик, а по другим - другой. И, хотя относительная значимость этих показателей  первоначально определяется экспертным путем, все же окончательное решение  остается за здравым смыслом лица, принимающего решение.

Традиционные  методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время  дополняется новыми формами и  методами.

Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее  время.

 

 

  1. Краткая характеристика методов выбора поставщиков

 

1. Балльный метод - определяется  наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы.

2. Другой подход - определяется показатель  идеального поставщика, и каждый  из поставщиков сравнивается  с идеалом.

3. Расстановка приоритетов - по  результатам работы поставщиков  производится их фактическая  оценка. Для этого:

    - выбираются наиболее важные  критерии оценки;

    - выбирается метод измерения  деятельности поставщика;

    - определяется относительная важность  каждого параметра и принимается  метод оценки результатов.

Пример: в оценке поставщика качество продукции  представляет первостепенную важность. Также принимаются важными качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру. Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться. Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков. Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100).

Исходя  из этих данных:

Качество  - 50% (100-12)= 44,0

Обслуживание  - 25% (100-5*5)=18,75

Цена  - 25% (95/100)= 23,75

  Итого      86,5 очков

Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.

Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.

Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно  определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.

Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в  определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию  обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик  должен оплатить неустойку.

Управление  взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспидирование поставки

Главный показателем поставок является надежность снабжения:

P=1-Pотказа (Pотказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).

Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:

 

В других случаях - алгоритм определения  надежности поставок:

    1. Сопоставление даты поставки  плановой и фактической.

    2. Определение времени опоздания.

    3. Сопоставляется объем поставки  плановый и фактический. Выявляются  случаи     недопоставки продукции.

    4. Определяется объем недопоставки  продукции ДQ =Qфактич - Qплан.

    5. Определяется условное опоздание  в случае недопоставки t’оп = ДQ/q.

    (ДQ - величина недопоставки, q - средний дневной расход).

    6. Определяется общая величина  опозданий Tоп= tоп+t’оп

    7. Определяется количество случаев  отказа.

    8. Определяется наработка на отказ То=(Т - СумТоп)/n где Т - общее число дней в периоде.

    9. Определяется интенсивность отказов  п =1/Топ.

    10. Определяется коэффициент готовности  поставок Кгп=(Т-СумТоп)/Т

    11. Надежность снабжения Р=Кгп*е-пt чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Метод рейтинговых оценок

 

Наиболее  распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых  оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Критерий выбора

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10- бальной  шкале

Произведение удельного веса критерия на оценку

Надежность поставки

0,30

7

2,1

Цена

0,25

6

1,5

Качество товара

0,15

8

1,2

Условия платежа

0,15

4

0,6

Возможность внеплановых поставок

0,10

7

0,7

Финансовое состояние поставщика

0,05

4

0,2

ИТОГО:

1

 

6,3

Информация о работе Методы выбора поставщиков