Методы выбора поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:21, реферат

Описание

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие процесса выбора поставщиков…………..
Основные методы выбора поставщиков………………
Краткая характеристика методов выбора поставщиков……
Метод рейтинговых оценок……………………………
Метод оценки затрат……………………………………..
Метод доминирующих характеристик и метод категорий предпочтения…………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

 

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее  суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Метод оценки затрат

 

Этот  метод иногда называют затратно–коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По  существу это – разновидность  метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет  определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

  • маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
  • издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.)
  • издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.
  • затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.).
  • затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров.
  • транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара.
  • затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Метод доминирующих характеристик и метод категорий предпочтения

 

Метод состоит в сосредоточении на одном  выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток –  в игнорировании остальных факторов – критериев отбора

Метод категорий предпочтения. В этом случае оценка поставщика, в том числе  и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся  из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности  поставщика производить высокотехнологическую  продукцию и могут компетентно  судить о ее качестве. Диспетчерская  докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы - о простоте и удобстве пользования  материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает  наличие обширной и разнообразной  информации из множества источников, которая позволяет рассматривать  каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой–то фактор является ключевым, например, простота использования продукции  в производственном процессе.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В идеале законы рыночной экономики предполагают, что спрос рождает предложение. Однако довольно часто поставщики с  помощью всевозможных уловок действуют  по обратному принципу, пристраивая таким образом излишки своей далекой от совершенства продукции. Дабы впоследствии бухгалтеру не пришлось долго размышлять над тем, как ликвидировать некачественные товары, лучше заранее освоить приемы выявления недобросовестных партнеров.

Многие  предприниматели недовольны системой снабжения своих предприятий: их не устраивают высокие закупочные цены, длительные сроки поставок, низкое качество закупаемой продукции.

Западные  специалисты считают, что партнерские  отношения целесообразно иметь  с поставщиками дорогостоящей и  критичной для производства номенклатуры, число поставщиков которой относительно невелико.

Не  следует регулярно проводить  процедуры выбора таких поставщика, лучше всего заключать с ними долгосрочные контракты, что, однако, не означает, что нужно отказаться от исследования рынка по данной номенклатуре, контроля формирования и структуры  цен и анализа эффективности  работы по данному соглашению.

Для номенклатуры, закупаемой на конкурентном рынке, целесообразно регулярное проведение процедур выбора поставщика. Это могут  быть традиционные конкурсы (тендеры) или же закупки на электронной  площадке. Однако российские компании, активно применяющие эти технологии, часто сталкиваются с проблемой  их низкой эффективности.

Победившие  поставщики не выполняют своих обязательств, осуществляют поставку некачественной продукции, срывают сроки поставок, а иногда просто не обладают достаточными производственными мощностями для  выполнения заказа. Все эти факты  дают возможность многим снабженцам-профессионалам заявлять, что западная практика в России не работает. Однако создание цивилизованного рынка необходимо, поскольку неизбежное вступление России в ВТО может привести к вытеснению с рынка российских компаний западными конкурентами.

Одним из эффективных инструментов развития взаимоотношений предприятий с  поставщиками является ведения баз  данных и формированием рейтингов  поставщиков при появлении профессиональных логистических операторов.

Оценка  поставщика осуществляется по большому числу параметров: качество продукции (услуг), управление проектом, документация, своевременность поставок, монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенции  и обучение, инновации. Благодаря применению этой методики снабженцы крупных промышленных компаний получают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократить собственные затраты на проведение маркетинговых исследований.

Кроме того, если снабженец получает заявку на приобретение новой номенклатурной позиции, он также может воспользоваться  базой и получить информацию о  нужных поставщиках. Это позволит сократить  сроки на поиск нового поставщика, а также снизить риски некачественной поставки. Но прежде всего наличие  подобных баз данных заставляет поставщиков  задуматься о качественном и своевременном  выполнении условий договора, что  создает предпосылки для развития цивилизованного рынка.

Поставщикам также выгодна разработка подобных отраслевых баз данных. Они получают возможность участвовать в процедурах выбора поставщика в разных компаниях  и, таким образом, осваивать новые  рынки. При этом снижается количество документов для подготовки к тендерным  процедурам. Появляется прозрачная система  оценки деятельности поставщика и четкие критерии их работы.

Очевидны  также выгоды для руководителей  и собственников компаний: они  получают более эффективную систему  управления поставками, во-первых, за счет сокращения затрат на организацию маркетинга рынка и выбор поставщика, во-вторых, благодаря повышению качества собственной продукции и сокращению сроков поставок за счет улучшения работы контрагентов по договорам.

Оценка  поставщиков должна осуществляться по трем направлениям: общая информация, характеризующая деятельность поставщика, данные по результатам выполнения договоров  и оценка использования продукции  в производственном процессе. Общая  информация может содержать данные о финансовом состоянии поставщика, опыте работы на рынке, выполнении требований техники безопасности, экологии, внешней  безопасности предприятия и т.д.

Данные  по результатам выполнения договоров  содержат информацию о качестве поставляемой продукции по результатам проведения процедур приема груза на складах  и соблюдении сроков выполнения договора. Наиболее сложным является третий аспект оценки - со стороны производства. Основная проблема - во взаимодействии между  производством и системой снабжения, а также в правильном построении информационных потоков для отслеживания информации по каждой партии поставки.

Сейчас  российские компании начинают осознавать необходимость создания цивилизованного  рынка поставщиков. В частности, формирование единой базы данных поставщиков  началось в нефтегазодобывающей  отрасли. Систему оценки поставщиков  по результатам выполнения обязательств по договорам с различными контрагентами  пытаются создавать электронные  торговые площадки.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 389 с.
  2. file://localhost/P:/Материалы%20для%20сессии/Логистика/Методы%20выбора.mht
  3. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.:  Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.

Информация о работе Методы выбора поставщиков