Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:40, дипломная работа

Описание

Цель работы – это изучение и анализ норм федерального законодательства, методических рекомендаций и других актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
 Проанализировать юридическую и специальную литературу по выбранной теме;
 Классифицировать ДТП по различным основаниям;
 Раскрыть методы и приемы расследования дорожно-транспортных происшествий;
 Дать четкие характеристики основных положений темы;
 Дать характеристику следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра ДТП;
 По результатам проведенной работы, на основе сделанных выводов дать предложения по улучшению работы правоохранительных органов в расследовании ДТП.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий
Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
Осмотр места происшествия
Осмотр транспортного средства
Осмотр трупа
Судебно-медицинская экспертиза
Допрос потерпевших
Допрос свидетелей
Допрос водителя
Дорожно-транспортная экспертиза
Следственный эксперимент
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Если водитель скрылся с места происшествия, то у свидетеля выясняются тип и модель транспортного средства, его цвет, в каком направлении оно уехало, его номер, приметы водителя, пассажиров и т.д. Т.к. свидетели часто указывают скорость движения транспортных средств, у них нужно выяснить, как они ее определили.
Если свидетели дают путаные показания о том, где они находились в момент совершения ДТП, целесообразно предложить им нарисовать этот участок улицы или дороги и указать на рисунке место их нахождения, место нахождения транспортных средств, потерпевших и различных следов.

В качестве свидетелей могут быть допрошены и медицинские работники скорой помощи или лечебного учреждения, если потерпевший скончался в их присутствии. При этом они должны рассказать следователю все то, что сообщил о происшествии потерпевший перед смертью.
Проведение допрос потерпевшего связано с определенными трудностями.

С одной стороны потерпевшие в большинстве случаев бывают заинтересованными обвинить лишь самого водителя, а с другой находясь в состоянии сильного эмоционального потрясения и травмированными, не могут объективно воспроизвести картину события, иногда вообще ничего не помнят. В каждом конкретном случае следует производить допросы с разрешения врача. Если потерпевший находится в опасном для жизни состоянии, но периодически сознание к нему возвращается, то с разрешения врача и в присутствии других лиц следует его показания записать на магнитофон.

Вопросы, подлежащие выяснению при допросе потерпевшего, в основном те же, что и при допросах свидетелей-очевидцев. Конкретизация вопросов завысит от обстоятельств происшествия, его вида и т.д.

Так, в случае наезда, когда водители скрылись с места происшествия, при допросе потерпевшего необходимо выяснить, каким образом потерпевший оказался на месте ДТП, видел ли он приближающимся транспорт, видел или слышал сигналы, подаваемые водителем, состояние его зрения и слуха, приметы транспортного средства и водителя, где и когда переходил дорогу и на какой сигнал светофора, на каком расстоянии от движущегося транспорта начал переход дороги, был ли на момент происшествия трезв или в состоянии опьянения, кого он считает виновным, если водителя, то конкретно в чем видит его вину.
Следственный эксперимент приходится проводить на проезжей части дороги, где обычно продолжается транспортное и пешеходное движение. Поэтому рекомендации о воспроизведении условии времени и места расследуемого события не всегда выполнимы. Следственный эксперимент может быть проведен и в другое время, однако доказательственное значение его не становится меньшим. Лицо, производящее следственный эксперимент, заранее готовится и принимает меры для обеспечения безопасности его участников и окружающих лиц. Проверка опытным путем обстоятельств, связанных с заносом, экстренным торможением, определением технической возможности предотвращения наезда, восстановлением взаимного положения объектов, находящихся в движении непосредственно перед столкновением, опрокидыванием и т.п., недопустима.

При подготовке к эксперименту, следователь должен выяснить:

а) допустимо ли производство эксперимента в дорожных условиях, в которых произошло расследуемое событие;

б) будет ли нарушен ритм транспортного и пешеходного движения;

в) как обеспечить его безопасность;

г) какие средства регулирования движения следует использовать во время эксперимента;

д) какие вероятные результаты может дать следственный эксперимент.

Наиболее распространенным является эксперимент по проверке возможности наблюдать в конкретных условиях какое-либо событие, например: мог ли водитель заблаговременно увидеть препятствие на дороге, мог ли потерпевший видеть приближающееся транспортное средство, мог ли свидетель со своего места наблюдать ДТП, мог ли свидетель, посмотрев на движущееся транспортное средство, определить его скорость и др. Иногда возникает необходимость в проведении следственных экспериментов с целью установления возможности совершения каких-либо действии, например, поездка конкретного транспортного средства по определенному участку местности или разворота определенного транспортного средства в конкретной местности и т.д.

Наиболее часто проводятся автотехническая (дорожно-транспортная), трасологическая, судебно-медицинская, судебно-биологическая, судебно-химическая экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая и другие экспертизы.
Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения, устанавливается характер, степень тяжести телесных повреждении, определяется причина наступления смерти пострадавшего. Судебно-медицинская экспертиза может ответить на вопросы: какая была поза потерпевшего в момент его контакта с транспортным средством; какими деталями или частями машины причинены телесные повреждения пешеходу, пассажиру машины или самому водителю транспортного средства во время ДТП. При расследовании ДТП приходится назначать судебно-биологическую экспертизу, на которую направляют обнаруженные при осмотре на поверхности транспортного средства капли крови, частицы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объект человеку или животному. Если же кровь, обнаруженная на транспортном средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится и принадлежит ли потерпевшему. Если на автомашине обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли эти они с волосами потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз чаще всего назначается экспертиза следов транспортных средств. Она может дать ответы на такие вопросы, как, к какому типу относится транспортное средство, следы которого обнаружены на месте происшествия, в каком направлении двигалось транспортное средство, оставлены ли следы колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами конкретного транспортного средства и др.

Если водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук то в случае заявления задержанного водителя о том, что транспортное средство у него, угнали, назначается дактилоскопическая экспертиза. Она назначается и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности транспортного средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.

Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и другие помарки, которые могли появиться в результате ДТП, то назначается судебно-химическая экспертиза. В этом случае перед экспертом ставится вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде.

Особенность автотехнической экспертизы в том, что как правило, ее объектами являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных - важнейшие условие проведения автотехнической экспертизы.

 


Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

 

Применительно к рассматриваемым преступлениям поводами к возбуждению уголовного дела являются сообщения и заявления о дорожно-транспортных происшествиях, поступающие в органы внутренних дел от лечебных учреждений, водителей, потерпевших, должностных лиц автохозяйств или отдельных граждан. С целью улучшения качества расследования дел нужно начинать его как можно раньше. Работники ГАИ обязаны немедленно сообщить следователю об обнаруженном происшествии, повлекшем тяжкие последствия, а следователь — выехать на место, провести осмотр и решить вопрос о возбуждении уголовного дела. При наличии человеческих жертв (тяжелых ранений) дела, как правило, возбуждаются немедленно, до получения дополнительных данных. Если из заявления или сообщения, а также результатов осмотра места происшествия невозможно сделать правильный вывод об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, основания для возбуждения уголовного дела устанавливаются путем проведения проверочных действий.

Отбираемые от граждан или должностных лиц объяснения должны касаться только фактов возникновения дорожно-транспортного происшествия и быть направлены на получение данных, без которых невозможно установить основания для возбуждения дела. Должностные лица автохозяйств, как правило, опрашиваются о фактах, относящихся к эксплуатации транспорта, очевидцы — о возникновении происшествия, водители — об обстоятельствах происшествия и техническом состоянии машин. Истребование документов при проверке заявлений или сообщений о дорожно-транспортных происшествиях необходимо в случаях, когда в полученных сведениях отсутствуют данные о последствиях происшествия или неясен характер допущенных нарушений правил безопасности движения. Это — справки лечебных учреждений о полученных потерпевшими повреждениях, об освидетельствовании водителей, справки автохозяйств о предварительном размере материального ущерба и т. п. Документы о размере материального ущерба в стадии возбуждения дела необходимы лишь в случаях, когда в результате происшествия нанесен только материальный ущерб. Если имеются раненные, для возбуждения дела достаточно данных о характере телесных повреждений потерпевших. Если исходные данные о событии указывают на нарушение конкретным лицом определенных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта (особенно в случаях нетрезвого состояния водителя или неисправности машины), устанавливается связь между нарушенными правилами и наступившими последствиями. Объем и содержание проверочных действий зависят от характера и полноты фактических данных, имеющихся в заявлении или сообщении о дорожно-транспортном происшествии, наличия или отсутствия водителя и транспорта на месте происшествия.

Сразу же после возбуждения дела для собирания фактических данных о происшествии производятся первоначальные следственные действия и оперативно- розыскные мероприятия, обеспечивающие обнаружение, фиксацию и сохранение доказательств; предупреждение возможности уклонения преступника от следствия и суда; препятствующие сокрытию имущества, подлежащего описи и аресту (если преступлением причинен существенный материальный ущерб).

Целесообразность проведения тех или иных первоначальных следственных действий и их последовательность обусловливаются характером дорожно-транспортного происшествия и исходными данными о нем.

В начале расследования чаще всего производятся такие следственные и оперативио-розыскные действия: осмотр места происшествия и транспорта; допрос очевидцев и потерпевших; задержание, освидетельствование и допрос подозреваемых; выемка и осмотр одежды потерпевшего и документов, характеризующих техническое состояние транспорта; назначение судебно-медицинской, судебно-автотехнической экспертиз; розыск транспорта и водителя, скрывшихся с места происшествия; установление очевидцев события;

времени и места совершения дорожно-транспортного происшествия, его характера, дорожной обстановки; устанавливаются причастные к происшествию транспортные средства, их техническое состояние; состояние водителей и потерпевшего, возникшие повреждения; кому причинен материальный вред; обнаруживаются материальные следы преступления, изымаются вещественные доказательства.

Первоначальные следственные действия должны производиться не только своевременно, но и качественно. Именно из-за некачественного их проведения дела зачастую возвращаются на дополнительные расследования. Основные недостатки: неполнота фиксации обстановки места происшествия и следов, поверхностный осмотр транспорта, неправильное изъятие необходимых для исследования деталей транспорта, проведение осмотра с большим опозданием, неустановление очевидцев происшествия и состояния водителей. Ошибки при проведении первоначальных следственных действий объясняются не только небрежностью следователей или лиц, производящих дознание, или недостаточным уровнем их квалификации, но и отсутствием целенаправленности, плановости в их работе на первоначальном этапе расследования. Как правило, сам факт происшествия в большинстве случаев очевиден, известны водитель и транспорт. Необходимы доказательства, подтверждающие или отрицающие нарушение водителем правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Они могут быть получены при осмотре места происшествия и транспорта, а также в результате допроса водителя, потерпевшего и очевидцев, а в ряде случаев и производства автотехнической экспертизы. Причины происшествия, относящиеся к нарушению правил эксплуатации транспорта, иногда не имеют внешнего проявления, не всегда они известны и водителю (например, скрытые конструктивные или ремонтные дефекты). Поэтому при исследовании обстоятельств происшествия необходимо (если к этому имеются основания) выяснить соблюдение правил эксплуатации транспорта лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспорта (допрос автомеханика, выемка документов о техническом обслуживании и т. п.). Если транспорт, совершивший наезд, неизвестен, первоначальные следственные действия должны быть направлены прежде всего на установление транспорта и водителя. В таких случаях следует организовать оперативно-розыскные мероприятия, обеспечить четкое взаимодействие с оперативными работниками и общественностью по выявлению транспорта и возможных свидетелей.

Планируя первоначальные следственные действия, важно правильно определить последовательность их проведения. В первую очередь следует намечать производство действий, позволяющих быстрее получить достоверные данные и предупредить уничтожение или изменение обстановки места происшествия и вещественных доказательств. Прежде всего, производится осмотр места происшествия и транспорта, а на основе его результатов — другие следственные действия и, при необходимости, оперативно-розыскные мероприятия. Последовательность проведения других следственных действий определяется характером имеющихся данных и степенью неотложности действий, позволяющих получить новые доказательства, проверить и уточнить собранные по делу материалы. Каждое следственное действие должно обеспечивать наилучшие условия для производства последующего. Если водитель скрылся вместе с транспортом, следователь, прежде всего, опрашивает очевидцев, а при возможности — и потерпевшего о приметах транспорта, необходимых для организации его розыска. При отсутствии очевидцев принимаются меры по их установлению. Задержанного водителя надо немедленно опросить и направить на судебно-медицинское освидетельствование для определения наличия опьянения. Транспорт осматривается на месте задержания, чтобы выявить и зафиксировать имеющиеся на нем следы. В сложных случаях, особенно если водитель скрылся с места происшествия или необходимо быстро провести много однотипных следственных действий (например, предъявление для опознания трупов), или место происшествия имеет значительную протяженность, целесообразно создать следственную группу. В ее состав включаются работники ГАИ, другие оперативные работники (уголовного розыска, экспертно-криминалистических отделов и т. д.).

Информация о работе Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе