Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:40, дипломная работа

Описание

Цель работы – это изучение и анализ норм федерального законодательства, методических рекомендаций и других актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
 Проанализировать юридическую и специальную литературу по выбранной теме;
 Классифицировать ДТП по различным основаниям;
 Раскрыть методы и приемы расследования дорожно-транспортных происшествий;
 Дать четкие характеристики основных положений темы;
 Дать характеристику следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра ДТП;
 По результатам проведенной работы, на основе сделанных выводов дать предложения по улучшению работы правоохранительных органов в расследовании ДТП.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий
Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
Осмотр места происшествия
Осмотр транспортного средства
Осмотр трупа
Судебно-медицинская экспертиза
Допрос потерпевших
Допрос свидетелей
Допрос водителя
Дорожно-транспортная экспертиза
Следственный эксперимент
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Осмотр места происшествия

Осмотр транспортного средства

Осмотр трупа

Судебно-медицинская экспертиза

Допрос потерпевших

Допрос свидетелей

Допрос водителя

Дорожно-транспортная экспертиза

Следственный эксперимент

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность данной темы обусловлена обстановкой в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибают около 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время на 1000 россиян приходится более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавит, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Не отвечает установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворенным состояние транспортной дисциплины участников дорожно-транспортного движения. Широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование ДТП, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это – результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств, в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников отдела внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений; одной из причин также является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследование ДТП.

С увеличением количества ДТП, в следственной и судебной практике, все чаще возникали вопросы относительно квалификации и разграничение со смежными составами деяний, относимых к числу транспортных преступлений. Вот почему в УК 1996г. законодатель выделил нормы о транспортных преступлениях в самостоятельную 27 главу, уточнив объективные признаки этих норм. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

Своевременное и качественное расследование ДТП позволяет выявить виновных и назначить им справедливое наказание, что является одной из превентивных мер, обеспечивающих безопасность в сфере дорожного движения. Вот почему расследованию таких ДТП придается исключительно важное значение.

Объектом является общественные отношения, при возникновении ДТП.

Предметом – особенности ДТП.

Цель работы – это изучение и анализ норм федерального законодательства, методических рекомендаций и других актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных происшествий.

Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:

          Проанализировать юридическую и специальную литературу по выбранной теме;

          Классифицировать ДТП по различным основаниям;

          Раскрыть методы и приемы расследования дорожно-транспортных происшествий;

          Дать четкие характеристики основных положений темы;

          Дать характеристику следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра ДТП;

          По результатам проведенной работы, на основе сделанных выводов дать предложения по улучшению работы правоохранительных органов в расследовании ДТП.

В дипломе использовались следующие методы: статистический, социологический, наблюдение, описание, сравнение и гипотеза.

Теоретическую основу работы составляют научные исследования в области криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и т.д.

Нормативную базу составляют Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ и т.д. Выводы и предложения в работе основаны на современных законодательных и подзаконных актах.

Данная тема освещалась в работах ученых-криминалистов, таких как: Р.С. Белкин, А.Ф. Волынский, А.И. Дворкин, С.Н. Дмитриев, П.М. Зуев, А.А. Зактов, Л.Н. Игнатов, В.Н. Исаенко, Е.П. Ищенко, М.М. Котик, В.С. Кудрявцев, В.В. Лукьянов, И.Е. Маркина, В.А. Образцов, А.Ф. Савкин, Н.А. Селиванов, Э.Т. Сидоров, П.Т. Скорченко, Б.П. Смагоринский, В.И. Радченко, С.А. Разумов, Е.Р. Россинская, М.А. Решняк, И.Ф. Пантелеев, А.А. Толкаченко, А.А. Топорков, Н.П. Яблоков и других.

Структура дипломной работы состоит из обозначения и сокращения, введения, двух глав, заключения и списка источников использованных при подготовки работы.


Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах.

К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Дорожно-транспортным преступлением является: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека…».

Состав большинства данных преступлений материальный, преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти.

В зависимости от общественной опасности совершённого деяния, преступления, предусмотренные данной статьёй, могут быть преступлениями средней тяжести, тяжкими преступлениями.

Преступление может быть совершено действием, к примеру, водитель не удостоверившись в том, что проезжая часть в месте пешеходного перехода свободна от пешеходов выехал на неё и, своими действиями, причинил пешеходу (либо нескольким) тяжкий вред здоровью или смерть.

В юридической науке в качестве объекта преступления выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасность дорожного движения понимается состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под эксплуатацией транспортных средств деятельность, которая направлена на обеспечение надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства, как совокупность условий по обеспечению транспортной безопасности.

Предметом данных преступлений признаётся автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под «Механическим транспортным средством» понимается любое транспортное средство кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. нарушение правил дорожного движения на двух- трёхколёсном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную скорость на более 50 километров в час, не подпадают под действие данной статьи Уголовного кодекса России.

Лицо, управляющее транспортным средством может нести ответственность по статье № 264 только если наступившие общественно-опасные последствия наступили в следствии нарушения им правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, в иных случаях преступления будут квалифицироваться по другим статьям Уголовного кодекса России.

Под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Это сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, пассажиров и различные транспортные средства, движение подчиняется определённым принципам, нарушение которых влияет на квалификацию данных преступлений:

Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

Приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан участвующих в нём;

Соблюдение интересов граждан при обеспечении дорожного движения.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в не обеспечении надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства, нарушении правил перевозки пассажиров или груза. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатировать транспортные средства, находится в приложении к правилам дорожного движения.

Дорожно-транспортные преступления могут выражаться в виде:

1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством [9, С. 124].

2. Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось

3. Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп

4. Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

6. Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

8. Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Информация о работе Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе