Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:40, дипломная работа

Описание

Цель работы – это изучение и анализ норм федерального законодательства, методических рекомендаций и других актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
 Проанализировать юридическую и специальную литературу по выбранной теме;
 Классифицировать ДТП по различным основаниям;
 Раскрыть методы и приемы расследования дорожно-транспортных происшествий;
 Дать четкие характеристики основных положений темы;
 Дать характеристику следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра ДТП;
 По результатам проведенной работы, на основе сделанных выводов дать предложения по улучшению работы правоохранительных органов в расследовании ДТП.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий
Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
Осмотр места происшествия
Осмотр транспортного средства
Осмотр трупа
Судебно-медицинская экспертиза
Допрос потерпевших
Допрос свидетелей
Допрос водителя
Дорожно-транспортная экспертиза
Следственный эксперимент
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступления, сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаимодействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экспертных подразделений под руководством следователя;

г) организация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспортного преступления транспортного средства;

д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транспортного преступления, совершенного в условиях неочевидности.

На первоначальном этапе расследования ДТП, складываются следующие типичные следственные ситуации:

1) наличие на месте происшествия к моменту прибытия следственно-оперативной группы всех участников события, транспортных средств, свидетелей-очевидцев.

2) водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна.

3) водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством.

В первой ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертизы.

Во второй ситуации следователь проводит осмотр места происшествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, управлявшего перед этим транспортным средством; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назначает экспертизы; но одновременно следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.
В третьей ситуации проводятся в основном те же следственные действия, а так же одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транспортного средства.

Информацию о скрывшемся с места происшествия транспортном средстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших. Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория.

В тех случаях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Когда на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют тип и модель.

Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и проверяют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.

При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства по учетам устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих данных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортного средства. В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. В тех случаях, когда имеются сведения о транспортном средстве через ГИБДД можно узнать, кому принадлежит это транспортное средство.

Иногда скрывшийся водитель оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об его угоне. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.

В организации раскрытия ДТП, важную роль играет осуществление взаимодействия. Принципиальное значение оно имеет при проведении некоторых следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:

- осмотра места дорожно-транспортного происшествия;

- установления, розыска и задержания скрывшегося водителя и его транспортного средства;

- выявления и установления очевидцев происшедшего;

- выезде следователя с работниками органов дознания на место ДТП;

- совместном планировании;

- взаимном информировании в процессе расследования.

Особенности проведения отдельных следственных действий. По прибытии на место происшествия, перед началом осмотра необходимо:

- обеспечить безопасности лиц, участвующих в осмотре;

- принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов преступления, в первую очередь при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т. д.);

- удалить с места происшествия посторонних лиц, предварительно установив среди них тех, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании ДТП;

- провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;

- обеспечить сохранности расположения предметов до начала осмотра.

При осмотре места ДТП, в состав следственно-оперативной группы кроме следователя также должны входить: специалист-криминалист, специалист - автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).
Фиксация обстановки на месте происшествия должна производится как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушит его порядок, способствует образованию заторов и задержек.

Осмотр начинают с выяснения и фиксации быстро исчезающих следов - на автомобилях, - на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу.

Необходимо зафиксировать:

- размеры следов и характер их образования,

- замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Производится ориентирующая и обзорная фотосъемка. При необходимости производится узловая и детальная фотосъемка.

В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части. Устанавливается наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарника, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т.д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств:

- иных объектов,

- потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т.д.).

Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии это сделать), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.

Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат. Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия автомобиль, потерпевшие, наиболее выражены их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшегося с места происшествия автомашины), следует осмотреть обочины, тротуара и прилегающие участки.

При осмотре места происшествия, в тех случаях, когда виновник происшествия скрылся на своей автомашине, принимают меры к обнаружению следов, по которым, можно было бы определить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стёкол, отделившиеся при ударе о препятствие и т.д.).
Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, т.к. следы масел, различных жидкостей говорят о том, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние. В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лишь лицо, управлявшее транспортным средством, следует установить и фиксировать следы, которые впоследствии могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, водители, стремясь избежать ответственности, главным образом в состоянии опьянения, покидают место происшествия, оставляя управляемый им транспорт. Случается, затем заявляют и о ложном угоне. При этом следы пальцев могут остаться на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках, а на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки коробки спичек, пачки из-под папирос и т.д. Кроме того, на сиденье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.

Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп. Осмотр его производится в основном по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте происшествия. Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. Необходимо на нем выявить повреждения, характерные для такого рода происшествий:

- обширные ссадины,

- скальпированные раны,

- большое количество кровоподтеков,

- многочисленные переломы костей.

На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шины, частицы краски и пятна масел, осколки разбитых фар и пр. Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружении, различия в образцах грунта, изъятые с обуви пострадавшего, и грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижения и иных версии, в том числе об инсценировке происшествия.

В процессе осмотра места происшествия, необходимо осматривать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП). Осмотр автомашины начинается с передней части, т.к. наиболее вероятно следы наезда и столкновения могут быть обнаружены именно на передней облицовке (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов). Затем осмотром охватывается правая и левая стороны, обращается внимание особенно на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда следует искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и других выступах нижней части автомашины).
Допрос водителя необходимо начинать сразу после осмотра места происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения. Допрос целесообразно начинать с выяснения состояния транспортного средства, если оно было неисправно, то нужно выяснить какая эта неисправность и в какой момент он ее обнаружил. Анализируя ответ, следователь определяет, нарушил водитель правила движения или нет и связано это нарушение с наступившим преступным результатом.
Следователь должен выяснить, находился ли с водителем в кабине кто-то еще. Если водитель был в кабине не один, то на каком месте сидел пассажир. Затем, следователь выясняет в каком направлении ехал водитель, по какой улице или дороге, с какой скоростью, на каком расстоянии от осевой линии, правого тротуара или обочины, какая была видимость впереди, находились ли на проезжей части другие транспортные средства, какие именно, их положение по отношении к его транспортному средству.

Если совершен наезд на пешехода, то следователь должен выяснить, где находился пешеход в то время, когда его увидел водитель; был ли этот пешеход один или в числе других граждан; что он делал (стоял, шел, бежал), если шел или бежал, то в каком направлении и как быстро, смотрел ли при этом в сторону движущегося транспортного средства, которым управлял допрашиваемый водитель; какие дорожные знаки видел водитель перед местом происшествия (был ли там светофор, пешеходный переход, остановка городского пассажирского транспорта). Далее выясняется, какие меры предпринял водитель, чтобы избежать наезда на пешехода, какой частью транспортного средства он его сбил, сразу ли остановил транспортное средство, какие были его действия после остановки транспорта.

Если произошло столкновение транспортных средств, то при допросе каждого из водителей необходимо выяснить, с каким транспортным средством столкнулось его транспортное средство; на каком стороне проезжей части это случилось; на какой сигнал светофора выехал водитель на перекресток и в каком направлении его пересекал; почему не уступил дорогу тому транспортному средству, с которым произошло столкновение.

В тех случаях, когда столкновение произошло при перестроении движущихся в одном направлении транспортных средств из ряда в ряд, нужно выяснить, в каком ряду вел транспортное средство допрашиваемый водитель, кто из водителей производил это перестроение, из какого в какой ряд перемещалось транспортное средство, с какой целью это делалось, подавал ли водитель сигнал перестроения, в какой момент его включил, как произошло столкновение, имеются ли при столкновении потерпевшие и кто именно, какие были действия водителей после столкновения и т. д.

При допросе водителя, задержанного после того, как он скрылся на своем транспортном средстве с места происшествия, необходимо установить, почему он скрылся с места происшествия, не оказав помощь потерпевшему и не сообщив о случившемся в милицию. Дальнейшие вопросы будут зависеть от того, как водитель ответит на первые вопросы.

При допросе свидетеля следует иметь в виду, что для них это событие является неожиданностью, поэтому часто они дают показания не о всем происшествии, а только об отдельных его моментах, которые они непосредственно видели. Если такой свидетель довольно подробно рассказывает о всем происшествии, то нужно установить, действительно ли он наблюдал все происшествие или часть его показании является пересказом того, что он услышал на месте совершения ДТП от других лиц.
При допросе свидетелей необходимо учитывать, где они находились во время происшествия, что делали, в какую сторону смотрели, если они смотрели в сторону, противоположную той, где произошло ДТП, то нужно уточнить, что привлекло их внимание в тот момент, когда случилось происшествие. Затем им предлагается рассказать подробно о том, что они видели.

Информация о работе Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе