Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:40, дипломная работа

Описание

Цель работы – это изучение и анализ норм федерального законодательства, методических рекомендаций и других актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных происшествий.
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
 Проанализировать юридическую и специальную литературу по выбранной теме;
 Классифицировать ДТП по различным основаниям;
 Раскрыть методы и приемы расследования дорожно-транспортных происшествий;
 Дать четкие характеристики основных положений темы;
 Дать характеристику следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра ДТП;
 По результатам проведенной работы, на основе сделанных выводов дать предложения по улучшению работы правоохранительных органов в расследовании ДТП.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Обстоятельства совершения дорожно-транспортных преступлений.
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.
Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий
Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе
Осмотр места происшествия
Осмотр транспортного средства
Осмотр трупа
Судебно-медицинская экспертиза
Допрос потерпевших
Допрос свидетелей
Допрос водителя
Дорожно-транспортная экспертиза
Следственный эксперимент
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)


Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе

Первостепенную значимость в организации расследования до­рожно-транспортных преступлений имеют следующие действия ор­гана дознания под руководством следователя:

а) сбор информации о дорожно-транспортном преступлении и на основе ее анализа при­нятие требуемых организационных мер;

б) своевременное прове­дение неотложных следственных действий в сочетании с оператив­но-розыскными мероприятиями при обеспечении следственно-опе­ративной группы необходимыми научно-техническими средствами;

в) привлечение к расследованию дорожно-транспортного преступ­ления сил и средств органов внутренних дел, осуществление взаи­модействия на постоянной основе сотрудников ГИБДД, УР и экс­пертных подразделений под руководством следователя;

г) органи­зация проведения оперативно-розыскных мероприятий в местах возможного нахождения скрывшегося с места дорожно-транспорт­ного преступления транспортного средства;

д) информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования дорожно-транс­портного преступления, совершенного в условиях неочевидности.

На первоначальном этапе расследования ДТП складываются следующие типичные следственные ситуации:

к моменту прибытия следственно-оперативной  группы  на месте происшествия находятся все участники события, транспорт­ные средства, свидетели-очевидцы;

водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, личность его неизвестна;

водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшест­вия вместе с транспортным средством.

В первой ситуации необходимо провести осмотр места происше­ствия и транспортного средства; освидетельствование водителя на факт присутствия в его крови алкоголя; допрос потерпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей, подозреваемого; назначение экспертиз.

Во второй ситуации следователь проводит осмотр места проис­шествия и транспортного средства, уделяя особое внимание поиску следов лица, управлявшего транспортным средством; допрос по­терпевшего (с учетом его физического состояния), свидетелей; назна­чает экспертизы. Одновременно следователь на основе имеющейся информации принимает меры по розыску скрывшегося водителя.

В третьей ситуации проводят в основном те же следственные действия, а также одновременно на основе имеющейся информации принимаются меры по розыску скрывшегося водителя и транс­портного средства.

Особенностью второй и третьей следственных ситуаций являет­ся то, что указанные действия охватываются диспозицией ст. 265 УК, которая предусматривает уголовную ответственность за остав­ление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управ­ляющим транспортным средством и нарушившим правила дорож­ного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления определенных последствий.

Информацию о скрывшемся с места происшествия транспорт­ном средстве и его водителе получают как при осмотре места про­исшествия, так и в процессе допросов свидетелей и потерпевших.

Если  в ходе осмотра  места  происшествия установлено,  что транспортное средство получило повреждение, которое не позво­лит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмот­рена прилегающая к месту происшествия территория. В тех случа­ях, когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное ' средство. Установив место погрузки, следует выяснить, кто в день происшествия получал такой груз, на каких транспортных средствах он перевозился. Если на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства,  по ним определяют тип и модель. Затем с помощью учетов ГИБДД устанавливают, в каких организациях имеются такие транспортные средства, и про­веряют, где находилось каждое из них в день происшествия. Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, то оно должно быть осмотрено.

При наличии сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортного средства, по учетам ГИБДД устанавливают, кому оно принадлежит и адрес стоянки. После выяснения этих дан­ных необходимо выехать к месту стоянки для осмотра транспортно­го средства. Если транспортное средство принадлежит конкретной организации, выясняют, кто в день происшествия работал на этом транспортном средстве в качестве водителя.

В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствия ДТП об этом случае информируют все посты ДПС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указан­ным приметам транспортное средство должно быть немедленно осмотрено.

Если транспортное средство принадлежит гражданам на правах личной собственности, то следователь вправе предположить, что управлял им его владелец. Иногда скрывшийся водитель оставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об угоне. Доказать причастность данного водителя к ДТП можно ли­бо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо ис­пользуя результаты дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах остав­лены одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу.

В организации раскрытия ДТП важную роль играет осуществле­ние взаимодействия между различными службами ОВД. Принципи­альное значение оно имеет при проведении некоторых следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий: осмотра мес­та дорожно-транспортного происшествия; установления, розыска и задержания скрывшегося водителя и его транспортного средства; выявления и установления очевидцев происшедшего; выезда сле­дователя с работниками органов дознания на место ДТП; совмест­ного планировании; взаимного информирования в процессе рас­следования.    


Осмотр места происшествия

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.). В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения).

Если к моменту прибытия на место происшествия работники следственной группы застанут потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и др.) и его эксплуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте). На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).

Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.

Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ). В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.). Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.

При осмотре места происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стерео-фотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени).


Осмотр транспортного средства

Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).

Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.

Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, газону), постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографирование, вычерчивание плана.

Порядок осмотра транспортного средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят снизу вверх. Начинать его следует с передней части автомашины. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались водитель и пассажиры.

При осмотре автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.

Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших в процессе ДТП, не представляет, как уже указывалось, сложности. Труднее описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста.


Осмотр трупа

Осмотр трупа производится по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия ТС и тела жертвы, а иногда идентифицировать ТС. Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации.

Информация о работе Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе