Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание

Всестороннее физическое развитие в процессе физического воспитания может быть достигнуто только при условии воспитания всех физических качеств человека и создания у него большого запаса двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Даже в случае планомерной и перспективной подготовки будущего спортсмена следует его специальную физическую подготовку планировать на прочном фундаменте основательной общей физической подготовки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физические упражнения — основное средство физического
воспитания…………………………………………………………………………5
2. Классификация физических упражнений…………………………………..11
2.1 Истоки физического воспитания…………………………………….11
2.2. Гимнастика в системе физического воспитания…………………...20
2.3. Игры в системе физического воспитания…………………………..23
2.3.1. Подвижные игры………………………………………………..25
2.3.2. Спортивные игры……………………………………………….29
2.4. Туризм как средство физического воспитания…………………….30
2.5. Спорт как средство физического воспитания……………………...32
3. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства
физического воспитания………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сущность и значение классификации физических упражнений в практике физического воспитания.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

      Следует помнить, что, регулируя нагрузку, учитель  может брать на вооружение одновременно два-три приема. К примеру, изменять исходное положение можно с одновременным  повышением темпа и применением  отягощений.

      3. Условия выполнения упражнении. Сюда относятся условия места занятий, методологические и материальные факторы.

      Если  выполнить одно и то же упражнение в разных условиях, то и воздействие  его на организм будет разным. В  этом можно убедиться, пробежав определенный отрезок по дорожке стадиона, пересеченной местности вверх и вниз, воде, песку, снегу.

      Нетрудно  заметить, что влияние одних и тех же упражнений зависит от температуры и влажности воздуха, качества спортивного инвентаря, одежды, режима учебы и отдыха, желания занимающихся.

      Учитывая  названные факторы, учитель на занятиях может достигнуть положительного, оздоровительного эффекта, и, наоборот, игнорируя их, можно нанести вред развитию и здоровью ребенка.3

      Для физических упражнений характерна техника  их выполнения.

      Техника — это наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия. Каждое действие можно выполнить  разными способами. Называть техничным можно только то исполнение которое дает наилучший результат. Различают стандартную технику, отражающую рациональную основу упражнения, одинаковую для всех исполнителей, и индивидуальную, когда в пределах стандартной техники вносятся изменения в соответствии с типовыми особенностями конструкции и физической подготовленности отдельных групп лиц (типовая индивидуализация), или эти изменения учитывают личные особенности занимающихся (персональная индивидуализация).

      Постоянные  требования к росту спортивных результатов, появление нового инвентаря и  оборудования, научные исследования приводят к совершенствованию способов выполнения упражнений.4

      2.  Классификация физических  упражнений 

      Поскольку физические упражнения обладают многими  характеристиками, то в теории физического  воспитания и смежных дисциплинах  существует много классификаций. Среди  них наибольшее значение для учителей школ имеет классификация по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. По этой классификации физические упражнения делятся на четыре группы:  гимнастика, игры, туризм,  спорт. 

     2.1 Истоки физического воспитания  

     Физическая  культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

     Основные  элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена  труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

     В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством  «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

     Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод  физического воспитания, система  организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных  занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

       В сферу спорта исторически  вошли разнообразные элементы  человеческой деятельности. Виды  спорта, имеющие многовековую историю,  развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта— на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

     Физическая  культура - неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

     Физическая  культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

     Теория     и     практика    физического  воспитания зародились в Греции. В Древней Греции оно отвечало своеобразию жизни древнегреческого общества. Важнейшим принципом, определяющим   наиболее существенные черты греческой культуры, является агональность.  Агон,  агональность  -  это соревнование, состязательность,  "игра" в пироном смысле. В Греции уже на раннем этапе истории она занимает важное место, становясь        жизненным        принципом древнегреческого   общества,    одним    из главных элементов общественной жизни. 5

     Состязание  и состязательность формируют структуры повседневной жизни, превращаясь в традицию, глубоко укорененную в  обществе.  Агональность присутствует в сфере политики, войны, права, это также состязание в мудрости, искусстве, красноречии. В агоне и из агона рождается         греческая философия.

     В сфере быта агон развивается как  коллективное развлечение. Большой  любовью на пирах пользуются всевозможные состязания в пении, в остроумии: отгадывании шарад, загадок. Агон и  атональный инстинкт, постоянно присутствуя  в обычной жизни, выражался в  разных формах.

     Эстетический  агон тесно связан с феноменом  досуга. Досуг воспринимался греками  не в узко-утилитарном  смысле физического     отдыха, восстановления утраченных сил. Это была самоценная и самодостаточная  сфера существования  - Высокий   Досуг.  

     Интеллектуальные эстетические ценности доступны далеко не для всех, на среднем уровне они вытеснялись привычными и будничными занятиями - спортом, пребыванием в гимнасиях и на агоре.

     Основополагающей  в воспитании  была физическая подготовка молодежи.  Спорт позволял молодым людям научиться владеть собой, усвоить правила честной игры, что было чрезвычайно важно для общества, 
жизнь   которого  пронизана  агонистикой. Дети под руководством тренера занимались различными   видами   спорта:   теми,   что входили   в   программу   Олимпийских   игр (пентатлон),   а   также   игрой   с   мячом, плаванием,   греблей,   стрельбой из лука и многими другими. 

     Физическая  подготовленность      была      необходима юношам для того, чтобы  в будущем успешно нести воинскую службу.

     Физическое  воспитание вместе с умственным и  духовным 
развитием отвечало представлениям античности об "идеальном человеке", что нашло выражение в понятии "калокагатия".  Это классическое равновесие тела и духа, гармоничное   развитие   в    человеке физического,   умственного и   духовного потенциала.    "Добро   и   красота"   -   так дословно переводится    этот    античный синтез. Идеал калокагатии стал этической и эстетической ценностью не только для античного времени. Конечно, в первую очередь он отражал интересы аристократии: "прекрасное, тренированное тело  юноши  благородного происхождения".   Однако,   очищенная   от сословных   наслоений,   идея  гармонично развитого человека вошла составной частью в культурный багаж мировой цивилизации.

     Греки  много   и   активно   занимались спортом, превратив его в сложную систему, играющую важную роль в жизни девнегреческого общества. В этом феномене отразились   исторические   и   социальные реалии античности.  Война  -  постоянный спутник эпохи. Победу одерживает сильный крепкий,  закаленный   боец.  В  героические времена     аристократия     делает     спорт естественным средством для  воспитания мужества,   развития   силы,   достижения высокого уровня  физической  подготовки. Эти качества были необходимы в руководстве соплеменниками,    они    требовались    для поддержания и удержания своего положения лидера.    Весь    образ    жизни    молодых аристократов      был      подчинен      цели формирования нужных качеств, и потому систему восприняли римляне. В ходе своей эволюции эфебия  из всеобщей воинской подготовки   превращается   в   элитарный институт. В эллинистическую эпоху и позже эфебами   становятся   юноши   из   самых знатных   и   состоятельных   семей.   Они получают теперь не только военную и физическую,   но  и  интеллектуальную  и эстетическую   подготовку   -   занимаются риторикой, философией, литературой, музыкой. 6

     История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времён и  до наших дней. В свою очередь, история  ФКиС, используя эти понятия в своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной науки.

     История физической культуры и спорта имеет  большое воспитательное и образовательное  значение. Она призвана решать следующие  основные задачи:

     • показать с научных позиций становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;

     • раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни общества на разных этапах его развития;

     • способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического мышления;

     • формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера, организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

     • способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

     Развитие  физкультурно-спортивных общественных организаций  в России

     После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был проведён внеочередной съезд профсоюзных спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.

     Съезд избрал Международную конфедерацию спортивных организаций (МКСО) – «Профспорт»  и Конфедерацию спортивных организаций  России (КСОР), куда вошли 11 государственных  отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.

     Эти организации призваны были развивать  спорт для всех и координировать основные направления физической культуры, спорта и туризма суверенных государств, установить связи и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций с Международным и Национальными олимпийскими комитетами.

Информация о работе Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания