Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание

Всестороннее физическое развитие в процессе физического воспитания может быть достигнуто только при условии воспитания всех физических качеств человека и создания у него большого запаса двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Даже в случае планомерной и перспективной подготовки будущего спортсмена следует его специальную физическую подготовку планировать на прочном фундаменте основательной общей физической подготовки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физические упражнения — основное средство физического
воспитания…………………………………………………………………………5
2. Классификация физических упражнений…………………………………..11
2.1 Истоки физического воспитания…………………………………….11
2.2. Гимнастика в системе физического воспитания…………………...20
2.3. Игры в системе физического воспитания…………………………..23
2.3.1. Подвижные игры………………………………………………..25
2.3.2. Спортивные игры……………………………………………….29
2.4. Туризм как средство физического воспитания…………………….30
2.5. Спорт как средство физического воспитания……………………...32
3. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства
физического воспитания………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сущность и значение классификации физических упражнений в практике физического воспитания.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

      Экскурсионно-туристическая  работа как эффективная форма  воспитания является обязательной формой внеклассной работы с учащимися и включается в годовой план школы и классного руководителя. Периодические отчеты классных руководителей служат действенной формой контроля.

      Успехи  организации массовой туристической  работы зависят от руководства школы. 

      2.5. Спорт как средство физического воспитания 

      Характерной особенностью спорта является стремление занимающихся к максимальным проявлениям  своих физических и психических  возможностей. Это обстоятельство делает спорт и присущие ему спортивные соревнования важнейшим средством физического воспитания школьников. Он привлекает своей высокой эмоциональностью, способностью удовлетворять потребность в самоутверждении подростков.

      Все виды спорта можно разделить (по Л. П. Матвееву) на пять основных групп:

      1. Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, плавание, спортивные игры и др.).

      2. Виды спорта, основы которых составляет управление средствами передвижения (велосипедный, мотоциклетный, автомобильный, парусный).

      3. Виды  спорта,  связанные  с    использованием    специального спортивного  оборудования   (стрельба  пулевая,  стрельба  из  лука и др.).

      4. Виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности (авиа- и судомодельный, радио).

      5. Виды   спорта,  основное  содержание  состязаний   в  которых имеет характер  абстрактно-логического    обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

      В качестве средств физического воспитания школьников используются   главным  образом   виды  спорта   из   первой   и  второй групп.

      Большая рель спорта в приобретении школьниками  опыта общения с товарищами.

      Велика  значимость юношеского спорта как резерва  большого спорта. Об этом свидетельствуют  хотя бы такие факты.

      Трудно  переоценить роль спорта в агитации и пропаганде. Его влияние на зрителей способствует вовлечению в занятия широких масс школьников.

      Современный спорт стимулирует развитие творческих способностей ребят, их интеллекта, раскрывает внутренние резервы подростков.

      Высокие результаты в спорте достигаются благодаря систематическим спортивным тренировкам.

      Спортивная  тренировка — это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов.12

      В результате правильно организованной тренировки занимающиеся достигают такого состояния тренированности, которое получило название спортивной формы.

      Спортивная  форма — это состояние наилучшей  для данного цикла готовности к спортивным достижениям. Проблема управления спортивной тренировкой сводится к тому, чтобы привести спортсмена к лучшей спортивной форме ко времени наиболее важных соревнований.

      Для этого в процессе спортивной тренировки предстоит осуществить физическую, техническую, тактическую, теоретическую, моральную и волевую подготовку. Каждая из названных сторон спортивной подготовки имеет общую и специальную направленность.

      Закономерности  развития спортивной формы, ее становление, сохранение и временная утрата управляются направленными воздействиями тренировочных средств в различные периоды спортивной тренировки. Различают подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

      Основной  структурной единицей в тренировочном  процессе является тренировочное занятие. Оно строится в соответствии с  закономерностями урока физкультуры.

      Тренировочные занятия могут носить комплексную  или избирательную направленность. На начальных этапах многолетней  тренировки, в работе с юными спортсменами предпочтение следует отдавать занятиям комплексной направленности. Занятия  избирательной направленности присущи тренировке спортсменов высокой квалификации.

      Первые  шаги в спорте нередко делают еще  до поступления в школу, а заканчивают  спортивную деятельность в 30 лет и  старше. Естественно, что возрастные особенности во всем процессе многолетних занятий подвержены значительным изменениям и требуют соответственных методов работы. В связи с этим в многолетней тренировке выделяют четыре этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде, спортивного совершенствования.

      С целью приобщения детей к спорту в стране создана широкая сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). ДЮСШ призваны осуществлять подготовку всесторонне развитых юных спортсменов  высокой квалификации, готовить из их числа инструкторов-общественников и судей по спорту, оказывать помощь общеобразовательной школе в организации спортивно-массовой работы.

      Эффективной формой организации детского и юношеского спорта являются специализированные классы в общеобразовательных школах. Преимущество этой формы заключается в том, что она обеспечивает прочный контакт между педагогическим   коллективом  спортивной  и  общеобразовательной школ.  Родительский комитет,  классные руководители  и тренеры проникаются взаимным доверием и пониманием общей цели, что, несомненно, положительно сказывается на качестве учебно-воспитательной работы и подготовки юных спортсменов. Спортсменам создается благоприятный режим для двухразовых тренировок, организовываются дополнительное питание, условия для  отдыха и восстановления. В то же время дети не замыкаются в узком кругу    спортивных     интересов,     а   остаются    активными     членами школьного коллектива. 

      3.  Естественные силы  природы и гигиенические  факторы как средства  физического воспитания 

      Реализация  принципа  оздоровительной  направленности  системы физического воспитания возможна при условии широкого использования в процессе занятий естественных сил природы.

      Как относительно самостоятельные средства естественные силы природы используются в виде солнечных и воздушных ванн, а также водных процедур с целью оздоровления и закаливания. Включенные в режим учебной деятельности школьников эти процедуры становятся формой отдыха и повышают эффективность восстановления. Их сила воздействия на организм значительно уступает силе воздействия физических упражнений. Они не решают всех тех задач, которые решаются физическими упражнениями, поэтому и выступают в роли вспомогательных средств физического воспитания детей, подростков и юношей.

      Одним из основных средств укрепления здоровья и повышения работоспособности детей является закаливание. Большая медицинская энциклопедия определяет закаливание как «повышение сопротивляемости организма различным вредным внешним воздействиям... в результате разумного использования естественных сил  природы — солнца, воды  и воздуха».

      В работе с детьми важно повысить сопротивляемость детского организма к холоду и  резким изменениям метеорологических  условий. Закаливание должно пронизывать  всю повседневную жизнь ребенка. Система закаливания включает правильный температурный режим в помещении, рациональные, соответствующие погодным условиям одежду и обувь, пребывание ребенка на свежем воздухе в сочетании с занятиями физическими упражнениями. Элементы закаливания должны присутствовать также при проведении гигиенических процедур.13

      Закаляясь, следует организовать полноценное, богатое витаминами питание и  рационально строить режим жизни.

      Основным  законом является постепенность  в наращивании силы закаливающего фактора, его непрерывность и систематичность. Закаливание эффективно только при постоянных тренировках.

      Закаливание должно осуществляться на фоне положительных  эмоций ребенка и при активном его участии в организации  процедуры.

      Эффективная и простая в организации закаливающая процедура— воздушные ванны. Она достигается уже при поддержании оптимальной температуры ( + 20) и чистоты воздуха в помещении. Особенно важно, чтобы свежий и чистый воздух был в комнате, где ребята спят. Воздушные ванны целесообразно принимать несколько раз в день в сочетании с физическими, упражнениями.

      Хорошим средством закаливания является хождение босиком.

      Наиболее  сильный закаливающий эффект достигается  при занятии физическими упражнениями на открытом воздухе з холодное время  года.

      Проводимые  закаливающие мероприятия сводятся на нет ношением излишне теплой одежды. Легкой, мягкой, теплой и удобной должна быть и обувь.

      При занятиях на воздухе в зимнее время  рекомендуется надевать хлопчатобумажное трикотажное белье, рубашка и шерстяной спортивный костюм, при сильном морозе — еще свитер и рейтузы, а при ветре — куртку из непродуваемой ткани. На голову надевают шерстяную шапочку, а на ноги — шерстяные носки и кеды или кроссовки.

      Солнечные ванны следует принимать в  утренние часы в сочетании с движениями при температуре воздуха +18°+20°. Начальная продолжительность пребывания на солнце 10—15 мин. которая в дальнейшем может быть доведена до 2 ч.

      Более сильное воздействие на организм оказывает вода. Исходная температура  воды при обтирании составляет +30°— + 28° — для младших школьников, +24°—-22° — для школьников средних классов и +22°—ь20° — для старшеклассников. Каждые 2—3 дня температуру воды следует понижать на один градус, доводя постепенно до 4-15°—16С. После 2—3 недель обтираний переходят к обливанию или душу. Купание младших школьников можно   начинать   при  температуре   воздуха   +24°+25° и   воды + 23°, старших — при температуре воды +20°. Минимальная температура воды +16°. Продолжительность купания увеличивается постепенно от 3—4 мнн до 15 мин.

      Особенно  нуждаются в закаливании дети, ослабленные хроническими заболеваниями.

      Как сопутствующие физическим упражнениям  естественные силы природы дополняют  и усиливают эффективность их воздействия на организм занимающихся.

      Эффективность физических упражнений будет высокой и при соблюдении гигиенических норм питания и сна, мест занятий, требований личной гигиены, гигиены труда, учебы, быта.

      Ни  одно из названных средств не может  претендовать на рель универсального. Полноценное и эффективное решение задачи разностороннего физического развития человека может быть достигнуто только при условии органического сочетания занятий всеми видами физических упражнений, использования оздоровительных сил природы и гигиенических факторов, либо каждому средству присущи специфические свойства, которыми не обладают другие средства. Каждое средство наиболее эффективно решает одни, а менее эффективно или вовсе не решает другие задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      В заключении хотелось бы сказать, что  организм человека и школьника в  частности представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом. Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше уровень здоровья индивида.

      Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением  функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

      Как мы знаем, здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень  физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической  основой физического и психического благополучия.

      Исходя из концепции физического (соматического) здоровья, основным его критерием следует считать энергопотенциал биосистемы, поскольку жизнедеятельность любого живого организма зависит от физиологических функций, развитию которых и помогает школьная программа физического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания