Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание

Всестороннее физическое развитие в процессе физического воспитания может быть достигнуто только при условии воспитания всех физических качеств человека и создания у него большого запаса двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Даже в случае планомерной и перспективной подготовки будущего спортсмена следует его специальную физическую подготовку планировать на прочном фундаменте основательной общей физической подготовки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физические упражнения — основное средство физического
воспитания…………………………………………………………………………5
2. Классификация физических упражнений…………………………………..11
2.1 Истоки физического воспитания…………………………………….11
2.2. Гимнастика в системе физического воспитания…………………...20
2.3. Игры в системе физического воспитания…………………………..23
2.3.1. Подвижные игры………………………………………………..25
2.3.2. Спортивные игры……………………………………………….29
2.4. Туризм как средство физического воспитания…………………….30
2.5. Спорт как средство физического воспитания……………………...32
3. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства
физического воспитания………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сущность и значение классификации физических упражнений в практике физического воспитания.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

     За  пять лет существования МКСО и  КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций из бывших союзных республик СССР.

     Россия  входит в состав МКСО своими отраслевыми  спортивными организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и  др.

     Значительное  место в спортивном движении Российской Федерации занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

     Экономические трудности не мешают обществу регулярно  проводить среди занимающихся спартакиады российских чиновников, отраслевые турниры связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам спорта.

     МКСО  и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими  в стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность России» (бывшее ДСО «Трудовые резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая организация) – правопреемник ДОСААФ.

     Каждая  из этих организаций активно приобщает  россиян к занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.

     Все спортивные организации России, в  том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

     Наиболее  массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский олимпийский день бега, «Праздник Севера» в Мурманске, Фестиваль спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.

     Развитие  спортивной науки

     К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом  в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы  в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение отечественного спорта того времени во многом определялось высоким уровнем и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией поиска в области физической культуры и спорта.

     В основном научно-исследовательские  проблемы решались в четырёх научно-исследовательских  институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

     К концу 80-х – началу 90-х гг. результаты деятельности ведущих научных коллективов  страны в области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

     После распада СССР положение спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических  трудностей резко сократилось бюджетное  финансирование физической культуры в  целом. Из данных, озвученных на парламентских  слушаниях в июле 1996 г. Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения расходовалось примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г.

     Трудности в госфинансировании привели  к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

     Кроме недофинансирования отрицательное  влияние на развитие спортивной науки в стране имели постоянные изменения в структуре руководящих физкультурных органов страны и руководителей отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

     Положение усугублялось ещё и тем, что большинство  российских научных лабораторий  оснащено аппаратурой, приобретённой  ещё в 60-70-е гг., информационное научное  пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

     И всё же, несмотря на эти негативные явления, спортивная наука в России продолжала развиваться. В основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной  науки в области важнейших  проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

     В 1996 г. на Всероссийском совещании  руководителей научных организаций  в области физической культуры и  спорта подведены итоги развития спортивной науки и обсуждены  основные направления научных исследований в области спорта, туризма и санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

     Спорт, соревнования, спартакиады

     После распада СССР, несмотря на экономические и финансовые трудности, в России развивались все олимпийские и многие неолимпийские виды спорта, сохраняя во многом прежние традиции.

     В стране ежегодно проводилось значительное количество спортивных соревнований, розыгрышей кубков и чемпионатов, спортивных праздников и спартакиад. Наиболее успешно в эти годы (1992-1999) развивались зимние виды спорта – хоккей с шайбой и русский хоккей с мячом, фигурное катание на коньках, лыжные гонки, биатлон, сноуборд, фристайл; а в числе летних – плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, классическая и вольная борьба, восточные единоборства, бокс, стрелковый спорт, мини-футбол, баскетбол. По многим видам российские спортсмены вполне достойно представляли нашу Родину на крупнейших международных соревнованиях. 

      2.2. Гимнастика в системе физического воспитания 

      В современной системе физического воспитания гимнастика по праву занимает ведущее место. Популярность гимнастики объясняется ее доступностью для любого контингента занимающихся вне зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности, состояния здоровья, условий для занятий. В ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, используемых как средство оздоровления и лечения, повышения производительности труда, нравственного и эстетического воспитания и др.

      Характерной особенностью гимнастики является также  возможность точно дозировать нагрузки: относительно избирательно воздействовать на различные системы я органы, отдельные мышечные группы и мышцы; развивать физические качества; восстанавливать функции поврежденных органов.

      Все гимнастические упражнения можно условно  объединить в определенные группы в  зависимости от их структуры, решаемых задач и воздействия на организм.

      1. К первой группе относятся строевые упражнения. Они широко применяются во всех формах занятий для организации занимающихся, их совместных действий, рационального размещения. Ценность упражнений определяется уровнем требовательности к точному  и  четкому  выполнению  команд  и распоряжений.  Четко исполняемые команды, использованне    многообразных форм построений, перестроений и передвижений, музыкальное сопровождение занятий создают благоприятные условия для повышения эмоционального состояния занимающихся, на фоне которого более успешно решаются двигательные задачи. Строевые упражнения способствуют  формированию  правильной  осанки учеников.

      2. Наиболее  обширную  группу  составляют  общеразвивающие упражнения.  Они  направлены  на  общее  физическое  развитие  и подготовку занимающихся  к  овладению  более сложными  двигательными действиями,  способствуют формированию    правильной осанки. Названные упражнения выполняются без предметов и с различными предметами   (гимнастические палки, набивные мячи, флажки,  скакалки,   гантели,  булавы,    резиновые    амортизаторы и  др.),  а также  на снарядах   (гимнастическая  стенка, лестница, скамейка). Применяемые снаряды и предметы усиливают воздействие упражнений на мышцы и суставы.

      Общеразвивающне упражнения составляют глазное содержание основной гигиенической, лечебной, производственной и спортивно-прикладной гимнастик.

      3. Прикладные  упражнения способствуют  развитию ловкости и навыков, необходимых для производственной, бытовой, военной и спортивной деятельности. К ним относятся различные способы ходьбы  (на носках, пятках, крадучись, в полуприседе и приседе, с  высоким подниманием  колен и др.), бега   (с выносом прямых ног, высоко поднимая колени, захлестом голени и др.), прыжков (на одной и двух ногах, на месте и с передвижением и др.), метания  (набивного мяча, теннисного мячика и др.). лазанье, переползание, переноска партнеров, преодоление полосы препятствии, упражнения в равновесии.7

      Прикладные  упражнения используются в профессионально-прикладной гимнастике с целью развития специальных двигательных качеств и навыков, от них зависит успешная профессиональная деятельность. Такая подготовка нужна монтажнику-высотнику, пожарнику, моряку.

      Прикладные  упражнения составляют основное содержание военно-прикладной гимнастики. Этот вид гимнастики применяется в работе с юношами допризывного возраста. Значительное место здесь занимают упражнения в преодолении разнообразных препятствий различными способами, элементы единоборств, специальные упражнения на тренажерах.

      Прикладные  упражнения используются в занятиях спортивно-прикладной гимнастикой. Они применяются в учебно-тренировочном процессе во всех видах спорта с целью обеспечения физической и технической подготовки. Специальные комплексы гимнастических упражнений применяют лыжники и борцы, штангисты и легкоатлеты. Например, в тренировку прыгунов с шестом включаются упражнения на кольцах, перекладине; футболисты широко используют акробатические упражнения; прыгуны в воду — упражнения на батуте.

      Производственная  гимнастика также широко использует прикладные упражнения для укрепления здоровья и повышения производительности труда. Учитывая динамику работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы.

      Наконец, прикладные упражнения используются в лечебной гимнастике для восстановления здоровья и трудоспособности исправления недостатков телосложения, искривлений позвоночника, для повышения жизненного тонуса и улучшения общего самочувствия больных.

      4. Упражнения на гимнастических снарядах.    Конструктивные особенности   (разновысокие брусья,  конь, кольца, бревно)   позволяют выполнять движения, не встречающиеся в повседневной жизни, и дают возможность совершенствовать умение управлять своими  движениями,    развивать функции    вестибулярного  аппарата.

      Упражнения  способствуют развитию ловкости, силы, умению ориентироваться в сложных  положениях.

      5. Акробатические  упражнения   и  прыжки  доступны  уже  детям младшего школьного возраста, эмоциональны и вызывают интерес школьников. Акробатические упражнения и прыжки содействуют воспитанию ловкости, тренировке вестибулярного аппарата, смелости. 

      2.3. Игры в системе физического воспитания 

      Ведущее место в физическом воспитании школьников занимают игры. Это объясняется богатством и разнообразием мира игр. В игровой деятельности находит свое выражение потребность человека к творчеству.

      Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели.

      Десятки игр ныне получили международное  признание. Их значение выходит за пределы той оценки, с которой мы подходим обычно к средствам физического воспитания. Игры использовались с целью воспитания уже на начальном этапе становления человека. Труд и прежде всего охота требовали от первобытного человека силы, быстроты, ловкости, выносливости. Выработке этих качеств способствовали игры как форма передачи опыта старших младшим, что в конечном итоге во многом определяло успехи человека в борьбе с природой. Таким образом, главная специальная функция игры—подготовка к труду нового поколения. В игровой деятельности формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. Это объясняется тем, что в игре воссоздаются реальные жизненные ситуации, формируется способность ребенка к совместной деятельности для достижения общей цели.8

Информация о работе Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания