Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание

Всестороннее физическое развитие в процессе физического воспитания может быть достигнуто только при условии воспитания всех физических качеств человека и создания у него большого запаса двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Даже в случае планомерной и перспективной подготовки будущего спортсмена следует его специальную физическую подготовку планировать на прочном фундаменте основательной общей физической подготовки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физические упражнения — основное средство физического
воспитания…………………………………………………………………………5
2. Классификация физических упражнений…………………………………..11
2.1 Истоки физического воспитания…………………………………….11
2.2. Гимнастика в системе физического воспитания…………………...20
2.3. Игры в системе физического воспитания…………………………..23
2.3.1. Подвижные игры………………………………………………..25
2.3.2. Спортивные игры……………………………………………….29
2.4. Туризм как средство физического воспитания…………………….30
2.5. Спорт как средство физического воспитания……………………...32
3. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства
физического воспитания………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сущность и значение классификации физических упражнений в практике физического воспитания.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3 

1. Физические  упражнения — основное средство  физического 

воспитания…………………………………………………………………………5

2.  Классификация  физических упражнений…………………………………..11

     2.1 Истоки физического воспитания…………………………………….11

      2.2. Гимнастика в системе физического воспитания…………………...20

      2.3. Игры в системе физического воспитания…………………………..23

         2.3.1. Подвижные игры………………………………………………..25

         2.3.2. Спортивные игры……………………………………………….29

      2.4. Туризм как средство физического воспитания…………………….30

      2.5. Спорт как средство физического воспитания……………………...32

3.  Естественные  силы природы и гигиенические  факторы как средства 

физического воспитания………………………………………………………...35 

Заключение……………………………………………………………………….39

Используемая  литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Принцип всестороннего, гармонического развития личности вытекает из цели современного воспитания — обеспечить всестороннее и гармоническое развитие всех членов общества. В нем воплотились мечта человечества о гармонии, стремление к идеалу, каким он виделся лучшим мыслителям в различные времена и эпохи.

      В практике физического воспитания в  нашей стране принцип всестороннего, гармонического развития реализуется  в двух основных направлениях:

      1. В неразрывной связи физического воспитания с другими сторонами   воспитания   (нравственным,  эстетическим, трудовым и др.).

      2. В  разносторонности    собственно    физического    воспитания (единство обшей и специальной физической подготовки,   развитие форм и функций организма, физических    качеств,   двигательных умений и навыков).

      Занятия физическими упражнениями, особенно с детьми, будь то уроки по обязательной программе или тренировки юных спортсменов, создают исключительные условия  для нравственного воспитания. В  играх и упражнениях раскрывается подлинный характер ребенка. Именно здесь приобретаются коллективизм и патриотизм, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.

      Занятия физическими упражнениями могут  и должны служить средством эстетического воспитания. Постепенно от понимания красоты форм, красоты движений следует понимание красоты поступка, взаимоотношений и т. д.

      Всестороннее  физическое развитие в процессе физического  воспитания может быть достигнуто только при условии воспитания всех физических качеств человека и создания у него большого запаса двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Даже в случае планомерной и перспективной подготовки будущего спортсмена следует его специальную физическую подготовку планировать на прочном фундаменте основательной общей физической подготовки.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Физические упражнения — основное средство физического воспитания 

      В современной практике физического  воспитания для эффективного решения  его задач накоплено большое разнообразие средств. К ним относятся физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

      Физические  упражнения являются основным средством  физического воспитания. Они представляют собой определенное двигательное действие. Например, передача или прием мяча, кувырок, переворот вперед, назад или в сторону, прыжок в высоту или длину и др. Каждое двигательное действие состоит из отдельных движений. Например, нападающий удар состоит из прыжка, замаха руки и удара; прыжок в высоту — из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления. В свою очередь, двигательные действия составляют целостную двигательную деятельность, выступающую в виде комбинаций вольных упражнений или упражнений на снарядах, игр, эстафет и др. Так, игра в баскетбол как двигательная деятельность состоит из ведения мяча, двойного шага, передачи и приема, разнообразных бросков и др. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы являются вспомогательными средствами физического воспитания.1

      В процессе физического воспитания учеников следует стремиться к комплексному использованию средств и большому разнообразию физических упражнений. Стремление некоторых учителей использовать узкий круг двигательных действий не перспективно, ибо приводит к обеднению двигательного опыта, снижает интерес к занятиям  и в конечном  итоге ослабляет влияние упражнений на развитие организма учащихся.

      Подбирая  средства для решения конкретных задач, педагог должен учесть, что  решение одних и тех же задач  возможно различными средствами, но для каждого конкретного случая на разных этапах обучения, в различных условиях они могут быть более или менее эффективны.

      Особую  ценность составляют так называемые сквозные упражнения, используемые во всех классах. К ним относятся, например, прыжки со скакалкой. Они развивают общую и специальную выносливость, координацию движений, прыгучесть, укрепляют коленные и голеностопные суставы, стопу, мышцы ног, таза и туловища.

      Физические  упражнения не могут быть заменены трудовыми или бытовыми двигательными  действиями по ряду причин. Во-первых, они направлены на физическое совершенствование, трудовые действия  - на решение задач производства. Во-вторых, физические упражнения подчинены закономерностям физического воспитания. Их продолжительность, интенсивность, способ выполнения направлены на эффективное воздействие на организм и достижение высокого результата. В-третьих, физические упражнения содействуют гармоническому развитию организма. "Трудовые и бытовые действия часто приводят даже к нежелательным результатам в гармоническом развитии, и исправить положение возможно только при помощи физических упражнений. Поэтому недопустима замена физических упражнений трудовыми, бытовыми действиями.

      Влияние физических упражнений на организм учеников определяется рядом факторов. Знание этих факторов поможет более эффективно управлять процессом занятий физическими упражнениями.

      Все факторы  можно объединить в три  группы.2

      1. Индивидуальные особенности занимающихся. Сила воздействия физических упражнений зависит от возраста и пола учеников, от уровня их активности и заинтересованности, от уровня знаний, умений и физического развития.

      Определяют  воздействие на организм особенности  самих упражнений: их трудность, эмоциональность, новизна. Более эффективное влияние  на организм оказывают эмоциональные, новые упражнения.

      2. Правильная дозировка  упражнений. Трудность упражнения во многом определяется его дозировкой. Малые нагрузки не дают необходимого  эффекта,  слишком   высокие    могут   принести   вред здоровью детей.

      Руководя  занятиями физическими упражнениями, следует придерживаться оптимальных нагрузок и руководствоваться следующими величинами частоты сердечных сокращений. Верхняя граница ЧСС  после интенсивной  нагрузки    для учащихся основной медицинской группы—180 уд/мин (±10). Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140— 160 уд/мин, и низкой—ПО—130 уд/мин.

      В процессе занятий учитель должен контролировать частоту пульса учащихся и быть внимательным к появлению  первых внешних признаков утомления. При значительном утомлении усиливается дыхание, бледнеет лицо, резко нарушается координация, движения становятся скованными. При появлении таких признаков следует снизить нагрузку, дать ученику отдохнуть. Следовательно, регламентировать нагрузку необходимо индивидуально, в зависимости от реакции организма занимающихся.

      В практике физического воспитания пользуются рядом приемов изменения нагрузки. Наиболее эффективными и доступными на занятиях в школе можно считать  следующие:

      — Количество повторений упражнения. Увеличение количества повторений приводит, естественно, к повышению нагрузки, но этим приемом можно пользоваться, пока уровень подготовленности учащихся   невысокий.   По   мере   роста   тренированности   этот   прием становится   неэффективным,   так   как   требует   большой   затраты времени, а учитель дорожит каждой минутой.

      — Амплитуда выполнения упражнения. Движения всегда труд нее выполнять с полной  амплитудой, поэтому    педагоги    иногда прибегают к ее уменьшению. Например, ученики получают задание: в висе поднимать ноги вперед с целью развития силы мышц брюшного пресса. Не все занимающиеся смогут вначале поднять ноги, и учитель рекомендует им согнуть ноги  в  коленях   (уменьшить амплитуду) до такого утла, при котором выполнение такого упражнения  станет  возможным.  Амплитуду,  естественно,  можно и увеличивать.

      — Изменение поднимаемого учащимися веса. Кроме веса разнообразных снарядов  (штанги, ядра, гантели), прибегают к утяжелению   (при помощи  разнообразных поясов,    мешочков)   или уменьшению  собственного  веса.  Последнее  можно  проиллюстрировать примером, когда при подтягивании через систему блоков создают противовесы.

      — Изменение условий выполнения упражнения. Бег по жесткой дорожке, песку, снегу, на горку и с горки даст разную по величине нагрузку.

      — Сопротивление партнера и самосопротивление. Первое достигается при выполнении упражнения в парах, второе — при самостоятельном выполнении упражнения с одновременным напряжением  мышц-синергистов  и   мышц-антагонистов.  Примером  упражнения с увеличением самосопротивления могут быть прыжки в глубину.

      — Скорость  выполнения   упражнения.   Оптимальная   скорость позволяет выполнять упражнение длительное время.  Повышение скорости увеличивает нагрузку и приводит к уменьшению количества  выполненных упражнений,    но способствует    воспитанию скорости,  скоростной  выносливости,    скоростно-силовых  качеств.

      Чрезмерное  уменьшение скорости выполнения отдельных  упражнений приводит к увеличению нагрузки, но способствует выработке силы, тонкого мышечного чувства и, как следствие, совершенствует управление двигательной деятельностью. С этой целью, например, используют медленные приседания в хореографии.

      — Время выполнения упражнения. Учитель дает задание вы полнять бег в течение 5 мин. Скорость бега и дистанция регулируются  учащимися.  Повышение выносливости    приводит к тому, что через несколько тренировок ученик пробежит за 5 мин большее расстояние.

      — Продолжительность  перерывов  и  изменений  их  характера перед последующим выполнением задания.

      — Усложнение  упражнения  путем  его  соединения  с другими действиями.

      — Частичное изменение способа выполнения упражнения. Например,  силовые  упражнения   можно   облегчить   незначительным махом.

      — Темп выполнения упражнения. Повышение темпа до определенного предела усиливает влияние на  организм,  но чрезмерный темп приводит к нарушению структуры упражнения и отрицательно сказывается на обучении. Темп зависит от массы мышц, принимающих участие в движении. Так, сгибать и разгибать ноги в коленном суставе можно значительно    чаще,    чем    в тазобедренном.

      — Исходное положение. Если учащийся выполняет сгибание и разгибание рук в упоре лежа, но каждый раз изменяет положение ног. поднимая их на гимнастическую скамейку, стул и т. д., то и нагрузка в этих попытках будет разной.

Информация о работе Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания